СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. А. Крылов « Волк и Ягненок». «Волк на псарне». Конспект урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

И. А. Крылов « Волк и Ягненок». «Волк на псарне». Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«И. А. Крылов « Волк и Ягненок». «Волк на псарне». Конспект урока»

Класс: 5

Тема урока: И. А. Крылов « Волк и Ягненок». «Волк на псарне». (1 час).


Цели урока:

  • осмыслить конфликтные ситуации, лежащие в основе басен, проанализировать образы героев, роль диалогов, речевых характеристик в создании образов;

  • углубить представления учащихся о поэтике жанра басни.

(Здесь заканчивается слайд № 2).


Форма урока: беседа с элементами чтения, творческой и письменной работы.

УМК: Учебник-хрестоматия «Литература. 5 класс» 2 части . Авторы:

В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

Комментарий: урок по творчеству Крылова не первый. На первом уроке дети познакомились с жизнью и творчеством баснописца, узнали, что такое басня, мораль, аллегория. Перед этим уроком они получили домашнее задание:

1.Нарисовать иллюстрацию к басне «Волк и Ягненок» или «Волк на псарне».

2.Составить речевую характеристику героев по одной из басен.

3.Подготовить выразительное чтение одной из басен.

Эпиграфы:

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И. А. Крылов.

Можно забыть, что читаешь стихи: так рассказ легок, прост и свободен, и между тем поэзия.

В. А. Жуковский.

(Здесь заканчивается слайд № 4).


Содержание урока.

1.Работа с терминами, усвоенными на прошлом уроке.

(басня, мораль, олицетворение, аллегория).

(Здесь заканчивается слайд № 5).


2.Выразительное чтение басни «Волк и Ягненок» и беседа по прочитанному.

Вопросы и задания:

1.Попробуйте выразить в одной фразе основную мысль, идею басни.

2.Назовите главных героев басни.

3.Каким словом характеризуется их встреча?

4.Охарактеризуйте каждого героя.

5.Как ведет себя Волк? Как надо читать его обращение к Ягненку?

6.С какой интонацией вы будете читать ответ Ягненка? Как он себя ведет?

7.Как характеризует Волка его дальнейшее поведение? Как вы будете читать его следующие реплики?

8.Какие черты характера раскрываются в ответах Ягненка?

9.Как героев характеризует их речь?

(Пусть учащиеся на основе речевых характеристик, составленных дома, попытаются назвать основные черты характера Волка и Ягненка. По ходу работы на доске оформляется запись:


Волк Ягненок

  • кровожадный робкий

  • несправедливый справедливый

(пользуется правом сильных,

но лицемерит – придает

насилию законный характер).

  • виноватый безвинный

(Здесь заканчивается слайд № 6).


3.Рассмотрим иллюстрации, которые учащиеся выполняли к этому уроку. Оценим, насколько детям удалось отразить в них характер героев басен.

4.Работа с иллюстрациями, выполненными художниками.

(Здесь заканчиваются слайды № 7 – 11).

10.Почему Волк вступает с Ягненком в спор? Какой в этом смысл?

11.В чем конфликт Волка и Ягненка?

12.Кто прав в споре?

13.В чем вина Ягненка?


(Ягненок – травоядное животное, не рожден хищником; он слабый, юный. А значит, жертва; без вины виноватый.

5. Обращаем внимание учащихся на особенности жанра басни.

14.Какую цель преследовал автор? Он хотел рассказать нам о встрече Волка и Ягненка?

15.Можно ли считать эти образы аллегорическими?


6.Письменная работа.


Раскройте смысл аллегории в этой басне.


7.Обобщение.


Предложим детям найти мораль басни и сформулировать основную идею произведения.

Вспомним художественные произведения, к которым можно было бы отнести мораль басни «Волк и Ягненок».


8.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» и беседа по прочитанному.


Вопросы и задания:

1.Похож ли Волк в этой басне на уже знакомого нам Волка? В чем разница?

2.Прочитаем по ролям диалог Волка и Ловчего. Как поведение Волка характеризует его? С какой интонацией вы будете читать его слова?

3.В чем смысл фразы: «…ты сер, а я, приятель, сед…»?

4.Кто скрывается за образами Волка и Ловчего?

(Напомним учащимся стихотворение М. Ю. Лермонтова «Два великана». Басня «Волк на псарне» посвящена этому же событию. Расшифруем аллегорию, в основе которой лежит исторический факт – взятие Наполеоном Москвы. Крылов переслал басню Кутузову еще в рукописи. Фельдмаршал прочел, а вернее, пересказал крыловскую басню окружившим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я, приятель, сед», Кутузов сдернул шапку со своей седой головы, и громкое «ура»! было ответом полководцу, а заодно и приветствием поэту.

Итак, за образом Волка скрывается Наполеон, за Ловчим – Кутузов.)


5.Почему Ловчий не принял предложение Волка?

6.Что общего между волками обеих басен? Если бы вам пришлось рисовать того и другого, что бы вы подчеркнули в своих рисунках?

9.Работа с иллюстрациями к басне «Волк на псарне».

(Здесь заканчиваются слайды № 12 – 28).

7.Можно ли сказать, что аллегория этой басни применима только для данного конкретного исторического случая?

8.Приведите пример ситуации, к которой можно было бы применить мораль этой басни.


10. Домашнее задание:

1.Выучить одну из басен наизусть.

2.Восстановить верные сочетания частей пословиц:

Не рой яму другому… …не вытащишь и рыбку из пруда.

Не плюй в колодец… …сам туда попадешь.

Без труда… …лучше новых двух.

Старый друг… …пригодится воды напиться.

3.По одной из пословиц сочини басню (для сильных учеников).

(Здесь заканчивается слайд № 29).

11.Подведение итогов урока.

(Здесь заканчивается слайд № 30)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!