СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А. Бунин "Лапти"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе по рассказу Бунина "Лапти" с примением технологии проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«И.А. Бунин "Лапти"»

Тема урока «Жизнь нуждается в милосердии».

По рассказу И.А. Бунина «Лапти»

Цели урока:

Образовательные цели:

  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа

Задачи урока:

Развивающие цели:

  • развивать умение анализировать художественный текст,

  • развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.

Воспитывающие цели:

  • воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать;

  • воспитывать терпимое отношение к чужому мнению.

Формирование УУД:

Познавательные УД:

Выявлять и корректировать причины собственного затруднения, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УД:

Работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом, уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные УД:

Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД:

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.

Оборудование:

Интерактивный комплекс, текст рассказа «Лапти»  И.Бунина, распечатанные рабочие листы, листы самооценки (на каждого ученика); предметный ряд (гуашь разных цветов, муз.инструменты: скрипка или гитара, барабан, труба или дудочка, лапти, лыко, сердце, метроном, полено, икона, свеча, череп ); м/м презентация по теме урока, цветные карандаши или фломастеры.

Методические приёмы: беседа, работа с ассоциациями,  работа в рабочих листах, обращение к личному опыту, аналитическое чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа со словарной статьей.

План урока

1. Самоопределение к деятельности

2. Постановка цели и задач урока.

3. Работа по теме урока

1) Работа над анализом произведения

- выстраивание эмоционального ряда (использование цветовых ассоциаций, музыкальных)

- аналитическая работа с текстом рассказа (цветовые ассоциации: красный, черный, белый)

- сопоставление героев: Нефёд и мать с сыном через предметные ассоциации, образ Нефеда.

2) Значение названия рассказа, работа со словарными статьями.

  4. Итог урока. Облако тегов

5. Рефлексия.

6. Оценивание

7. Домашнее задание  


Словарная работа: 
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем. 
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

Ход урока


1.Самоопределение к деятельности.

2.Тема написана на интерактивной доске с пропуском последнего слова.

- Что не так в названии темы?

- Какое слово пропущено? (ребята записывают сою версию в рабочем листе, озвучиваем несколько версий, учитель записывает ответы на интерактивной доске, не называя правильного окончания поэтической строки)

- Какова цель урока?

- Узнать, какое слово должно быть на месте пропуска.

3. Работа с цветовыми ассоциациями

Учитель на подносе несет баночки с гуашью, несколько человек выбирает краску, которая пригодится, чтобы нарисовать чувства в связи с рассказом. Объясняют свой выбор.

4. Работа с музыкальными ассоциациями

Если бы вам предложили музыкальные инструменты, что бы вы выбрали: струнные, духовые или ударные? Почему?

5. Работа с текстом, заполнение таблицы на рабочем листе

В самом рассказе есть слова со значением цвета? Сгруппируйте их.

Записываем их в таблицу, называем каждый столбик. (Белый, красный, черный)

Почему такие цвета? Какие эмоции они обозначают?

6. Релаксация . Музыка.

-Ребята, сядьте на сидя на стульях, заведите руки за спинки стула, закройте глаза и представьте Нефёда, который идет за лаптями, утопая в бешено ревущем море вьюги (Чтение учителем отрывка)

- Ребята, вы можете объяснить, почему Нефед так поступил? (Ответы детей)

7. На столе закрытые белым покрывалом предметы.

Задача – выбрать предметы, относящиеся к Нефеду и семье (матери с мальчиком). Объяснить свой выбор. Предметы могут быть связаны напрямую и символически. (работа с таблицей, записываем кратко объяснение)

- Каких предметов больше: мрачных или светлых?

-Что пытается победить Нефед? (смерть, болезнь, судьбу)

-Напрасен ли подвиг Нефёда? (Нет, он спас заблудившихся мужиков, лапти вместе с его мертвым телом привезли).

-Когда мы прочитали рассказ, у Вас возникло ощущение, что мальчик умер?

8. Выход на начало: слово «Милосердие». Работа со словарной статьей.

Узнавание слова.

- Есть ли оно среди выдвинутых версий? Где мы можем встретить это слово? (Книжное, высокое)

9. Рассказ о человеческом милосердии, а называется «Лапти». Согласитесь, слово совсем другого стиля.

-Почему рассказ так называется? (про лапти).

-Только ли крестьянская обувь имеется ввиду? Вспомним наши объяснения предметного ряда. Лапти отнесли и к Нефеду, и к мальчику. Из мира Нефеда они перешли с мир мальчика. Чем они стали? (Символом спасения, самопожертвования, милосердия).

10. Подведение итогов . Итак, ребята, какое слово стало предметом нашего разговора сегодня?

-Милосердие.

_Что значит быть милосердным человеком? Быть готовым помогать нуждающемуся в помощи, проявлять милость, сострадание, любовь.

11. Рисуем облако слов. Милосердие –ключевое слово. (Если не хватит времени-домашнее задание)

12. Заполнение листа самооценки.

Д/з по выбору (объяснить!): 

1)подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока (Объяснить их значение)

2) познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и бунинским рассказом


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!