Тема урока «Жизнь нуждается в милосердии».
По рассказу И.А. Бунина «Лапти»
Цели урока:
Образовательные цели:
помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа
Задачи урока:
Развивающие цели:
развивать умение анализировать художественный текст,
развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.
Воспитывающие цели:
воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать;
воспитывать терпимое отношение к чужому мнению.
Формирование УУД:
Познавательные УД:
Выявлять и корректировать причины собственного затруднения, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УД:
Работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом, уметь слушать и вступать в диалог.
Личностные УД:
Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УД:
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.
Оборудование:
Интерактивный комплекс, текст рассказа «Лапти» И.Бунина, распечатанные рабочие листы, листы самооценки (на каждого ученика); предметный ряд (гуашь разных цветов, муз.инструменты: скрипка или гитара, барабан, труба или дудочка, лапти, лыко, сердце, метроном, полено, икона, свеча, череп ); м/м презентация по теме урока, цветные карандаши или фломастеры.
Методические приёмы: беседа, работа с ассоциациями, работа в рабочих листах, обращение к личному опыту, аналитическое чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа со словарной статьей.
План урока
1. Самоопределение к деятельности
2. Постановка цели и задач урока.
3. Работа по теме урока
1) Работа над анализом произведения
- выстраивание эмоционального ряда (использование цветовых ассоциаций, музыкальных)
- аналитическая работа с текстом рассказа (цветовые ассоциации: красный, черный, белый)
- сопоставление героев: Нефёд и мать с сыном через предметные ассоциации, образ Нефеда.
2) Значение названия рассказа, работа со словарными статьями.
4. Итог урока. Облако тегов
5. Рефлексия.
6. Оценивание
7. Домашнее задание
Словарная работа:
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
2.Тема написана на интерактивной доске с пропуском последнего слова.
- Что не так в названии темы?
- Какое слово пропущено? (ребята записывают сою версию в рабочем листе, озвучиваем несколько версий, учитель записывает ответы на интерактивной доске, не называя правильного окончания поэтической строки)
- Какова цель урока?
- Узнать, какое слово должно быть на месте пропуска.
3. Работа с цветовыми ассоциациями
Учитель на подносе несет баночки с гуашью, несколько человек выбирает краску, которая пригодится, чтобы нарисовать чувства в связи с рассказом. Объясняют свой выбор.
4. Работа с музыкальными ассоциациями
Если бы вам предложили музыкальные инструменты, что бы вы выбрали: струнные, духовые или ударные? Почему?
5. Работа с текстом, заполнение таблицы на рабочем листе
В самом рассказе есть слова со значением цвета? Сгруппируйте их.
Записываем их в таблицу, называем каждый столбик. (Белый, красный, черный)
Почему такие цвета? Какие эмоции они обозначают?
6. Релаксация . Музыка.
-Ребята, сядьте на сидя на стульях, заведите руки за спинки стула, закройте глаза и представьте Нефёда, который идет за лаптями, утопая в бешено ревущем море вьюги (Чтение учителем отрывка)
- Ребята, вы можете объяснить, почему Нефед так поступил? (Ответы детей)
7. На столе закрытые белым покрывалом предметы.
Задача – выбрать предметы, относящиеся к Нефеду и семье (матери с мальчиком). Объяснить свой выбор. Предметы могут быть связаны напрямую и символически. (работа с таблицей, записываем кратко объяснение)
- Каких предметов больше: мрачных или светлых?
-Что пытается победить Нефед? (смерть, болезнь, судьбу)
-Напрасен ли подвиг Нефёда? (Нет, он спас заблудившихся мужиков, лапти вместе с его мертвым телом привезли).
-Когда мы прочитали рассказ, у Вас возникло ощущение, что мальчик умер?
8. Выход на начало: слово «Милосердие». Работа со словарной статьей.
Узнавание слова.
- Есть ли оно среди выдвинутых версий? Где мы можем встретить это слово? (Книжное, высокое)
9. Рассказ о человеческом милосердии, а называется «Лапти». Согласитесь, слово совсем другого стиля.
-Почему рассказ так называется? (про лапти).
-Только ли крестьянская обувь имеется ввиду? Вспомним наши объяснения предметного ряда. Лапти отнесли и к Нефеду, и к мальчику. Из мира Нефеда они перешли с мир мальчика. Чем они стали? (Символом спасения, самопожертвования, милосердия).
10. Подведение итогов . Итак, ребята, какое слово стало предметом нашего разговора сегодня?
-Милосердие.
_Что значит быть милосердным человеком? Быть готовым помогать нуждающемуся в помощи, проявлять милость, сострадание, любовь.
11. Рисуем облако слов. Милосердие –ключевое слово. (Если не хватит времени-домашнее задание)
12. Заполнение листа самооценки.
Д/з по выбору (объяснить!):
1)подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока (Объяснить их значение)
2) познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и бунинским рассказом