СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая работа на уроке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сатья посвящена вопросу об эффективности применения групповой работы на уроке, о создании комфортных условиях для продуктивной работы на уроке.Создании рабочих групп, распределение обязанностей среди членов группы. Роли учителя при групповой работе.

 

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа на уроке»

Групповая работа на уроке

Я стала применять в своей школьной практике групповую работу недавно, чуть больше года, после прохождения уровневых курсов. В своей школьной практике я взяла курс на внедрение в свою практику применение групповой работы, а также создание группы заинтересованных учителей, которые бы увидели много преимуществ при работе на уроках в группе.

Групповая работа на уроке происходит при постоянном взаимодействии учителя и учеников. Нельзя сказать, что мы дали задания ученикам, а сами находимся наблюдателями. Учитель всегда в контакте с учениками: словесном, иногда мимикой, жестами и т.д.

С учителем при групповой работе постоянного прямого контакта нет, но руководящая роль учителя осуществляется через устное или письменное руководство, которое дается до начала групповой работы.

Подготовка к групповой работе требует от учителя глубокого знания теоретического материала предмета, подбора различных дополнительных материалов. Это значит учитель должен постоянно самосовершенствоваться, быть в курсе нового в методике, открытий в научном мире по своему предмету.

Деятельность учащихся при групповой работ

Цель этой деятельности осознаётся как единая, требующая объединения усилий всей группы; организация деятельности предполагает разделение ролей в группе; в процессе между членами группы образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами группы. На уроках учащиеся любят работать в группах, советоваться, стремятся к сотрудничеству. Это объясняется тем, что они испытывают потребность в общении. Реализация стремления учащихся к сотрудничеству формирует их личность. Работая в группе, дети на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимного общения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласовано и слажено, испытывая чувство ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации работы требует явных усилий и способностей каждого.

Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы.

Ученик индивидуально воспринимает информацию, но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснования решениям. С точки зрения теории поэтапного формирования знаний наиболее эффективно осмысление материала учащимся осуществляется в форме внешней речи для других, т. е. когда свои мысли он излагает вслух.

Группы могут быть постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику. При отборе школьников в группу постоянного состава следует учитывать их психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности для их успешной совместной деятельности, санитарно-гигиенические и медицинские условия. При формировании учебной группы важно учитывать не только учебные возможности ученика, но и качества его характера. Это необходимо для создания соответствующего комфорта в учебной деятельности.

В ходе работы в группах ученики лучше узнают друг друга. Иногда возникают трения между ними, появляются желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных групп формируется постепенно. В большинстве групп состав остаётся стабильным в течение учебного года. Учащиеся привыкают друг к другу, чувствуют локоть товарища в совместной работе. Это доставляет им удовольствие.

Командиров групп, лучше будет, если учитель назначит сам. Ими становятся учащиеся, хорошо усваивающие материал по предмету, отличающиеся собранностью и требовательностью к себе. С их помощью получаю информацию об усвоении каждым учеником изучаемого материала.

Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями. Эти учащиеся имеют навыки самостоятельной работы.

Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Они дополняют друг друга. Эти учащиеся продвигаются одним темпом, но им нужна оперативная помощь учителя. Без направляющей деятельности учителя эти группы эффективно работать не могут.

Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу.

Чтобы учебные группы успешно работали целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обученностью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга. Ученики с высокими учебными возможностями при самостоятельной работе, как правило, успевают выполнить задание за более короткий срок, благодаря чему у них находится время для оказания помощи товарищам. Совместно анализируя материал, решая задачи, они все достигают более высоких результатов. Сильный ученик, успешно справляясь с заданием, попутно помогает менее способному уяснить непонятное, наблюдая за его работой, предупреждает появление ошибок, в результате он сам усваивает материал глубже, основательнее.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!