1. Подготовительный этап Задачи: выбор темы исследования, выбор объекта и предмета изучения, определение цели, задач, выдвижение гипотезы исследования, составление плана, выбор методов. Содержание деятельности обучающихся: во время изучения курса «Окружающий мир» у обучающихся возникли вопросы, касающиеся шума. Особенно их интересовал вопрос, каково влияние шума на их работоспособность во время урока. Дать ответы на вопросы нам поможет работа над проектом «Грохот школьной перемены». Содержание деятельности учителя: наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему исследования, консультирует обучающихся при постановке цели, задач, гипотезы при необходимости корректирует формулировку. Результат: В ходе совместного обсуждения обучающиеся определили цель, задачи, гипотезу исследования, составили план, выбрали методы исследования. 2. Теоретический этап Задача: сбор информации по исследуемой теме, работа с источниками информации, уточнение плана и методов исследования Содержание деятельности обучающихся: обучающиеся работают с различными информационными источниками, систематизируют полученную информацию по теме исследования Содержание деятельности учителя: направляет процесс поиска информации обучающимися, предлагает обучающимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации Результат: в ходе работы с источниками обучающиеся узнали, что такое шум, допустимые нормы шума, виды шумоизмерительных приборов 3. Практический этап Задача: мотивирование обучающихся к исследовательской деятельности, актуализация опорных знаний обучающихся, постановка проблемной ситуации, исследование, рефлексия деятельности Содержание деятельности обучающегося реализуют запланированные действия: анкетирование с целью определения отношения обучающихся и учителей к шуму на переменах и его влияния на работоспособность на уроке; проведение эксперимента (работа с цифровой лабораторией для начальной школы Лабдиск). Содержание деятельности учителя: учитель выступает в роли консультанта, наблюдает, контролирует соблюдение правил техники безопасности, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, отвечает на вопросы обучающихся Результат: обучающиеся с интересом приступили к выполнению проекта, имеющиеся знания обучающихся расширялись и дополнялись новой информацией 4. Аналитический этап Задача: обработка собранных материалов и полученных данных, изготовление продукта Содержание деятельности учителя: учитель выступает в роли консультанта, наблюдает, направляет обучающихся Содержание деятельности обучающихся и результат: выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе, осуществляют текущий самоконтроль и обсуждают его результаты, см. пункт 8 5. Презентационный этап Задача: подготовка выступления к презентации проекта, защита проекта Содержание деятельности обучающихся: обучающиеся представляют результаты исследования, отвечают на вопросы одноклассников Содержание деятельности учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями, при необходимости консультирует обучающихся по вопросам подготовки презентации, выступает в качестве эксперта. Результаты: отчитываются и представляют результаты своей работы «Дневник исследователя» 6. Рефлексивный этап Задача: определение ценности выполненного проекта Содержание деятельности учителя: организует рефлексию обучающегося Содержание деятельности обучающегося: определяют собственное продвижение в проекте Результаты: обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта, делают выводы о проделанной работе, проводят самооценку своей деятельности |