Урок № 5
Тема: Грехопадение и искупление
| Ключевой стих: | | |
| …и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт.3:15) | | |
Источник: Быт. 2, 3 гл.
Цель: 1. Познакомить учащихся с духовными законами .
2. Дать учащимся представление об отражении грехопадения в разных культурах
3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки.
План урока:
Оргмомент 5 мин.
Молитва
Тема и цели урока 2 мин.
Раскрытие содержания темы с
параллельным показом на
мониторе 20 мин.
Вопросы. Обобщение 10 мин.
Каким образом сатана искушал
первых людей?
Что надеялась получить Ева, вкусив
от дерева познания добра и зла?
Почему Адам и Ева укрылись от Бога?
Какой приговор был произнесен:
змею, дьяволу, женщине, мужчине?
Почему Адам и Ева были изгнаны
из сада?
Почему дерево испытания называлось
деревом познания добра и зла?
В каких словах заключалось первое
обетование наших прародителей?
Домашнее задание 3 мин.
Нарисуйте иллюстрацию к уроку
Оргмомент 5 мин.
Молитва
Тема и цели урока 2 мин.
Раскрытие содержания темы с
параллельным показом на
мониторе 20 мин.
Вопросы. Обобщение 10 мин.
Домашнее задание 3 мин.
Совершенство прекрасно сотворенного мира было нарушено. Во вселенной произошла трагедия.
Имея полную свободу действий, первые люди
не подчинились одному единственному маленькому ограничению. "А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь." (Быт. 2, 17).
Дерево познания добра и зла. Так назвал его Б о г, и люди не должны были самостоятельно определять, что есть добро, а что есть зло. Всякий раз, когда люди пытаются сделать это и сегодня, они неизбежно теряют душевную чистоту и равновесие.
Встретившись с говорящим змеем, Ева усомнилась в запрете Бога и впала в сознательное непослушание.
Адам, поддавшись уговорам Евы тоже ел от запретного плода. Нарушив запрет, они поняли, что обмануты и наги.
Прикрывшись листьями смоквы, они спрятались. Но Б о г нашел их и вынес всем участникам преступления строгий приговор.
1. Змею: "...проклят ты перед всеми скотами и перед всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей" (Быт. 3, 14).
2. Еве: "Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Быт. 3, 16).
3. Адаму: "...проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей”. “...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Быт. 3, 17-19).
Итак, роковой выбор был сделан. Бог не принуждал человека, дьявол же вкрадчиво и хитро атаковал, разрушая веру в Слово Божие.
Бог сказал: "Смертью умрете". Дьявол же сказал: "Нет, не умрете". Ева поверила сатане, а не Богу. Это и был грех, разделивший человека с Богом и наполнивший мир страданием.
Познав добро и зло, Адам и Ева должны были немедленно покинуть Едемский сад, чтобы не было возможности вкусить от дерева жизни и жить в таком состоянии вечно (Быт. 3, 22).
Изгнанные и проклятые, Адам и Ева не были оставлены одни в их страшном горе. Им было дано обетование будущего спасения: " И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3, 15).
Так мессианское обетование красной нитью проходит через весь Ветхий Завет. Здесь первое обещание о грядущем Спасителе. Здесь впервые явлен план спасения.
Из текста Библии следует, что змей - это сатана. Семя жены - это Христос, который должен прийти на землю и родиться от жены.
Жаление в пяту - это распятие на кресте с последующим воскресением. Спаситель должен поразить голову змея, т.е. уничтожить все зло на земле вместе с его виновником , его первопричиной.
Земля будет обновлена и разрушенная природа - восстановлена, а потерянные владения будут возвращены ее законным наследникам, спасенным от земли.
Сохранили ли другие культуры следы рассказов о грехопадении и искуплении?
Вавилонские надписи.
В древних вавилонских надписях много говорится о "дереве жизни", от которого человек был изгнан под влиянием злого духа.
На рис.15 (стр.75) вы видите печать "Искушение". Она найдена среди древних вавилонских дощечек и теперь хранится в Британском музее.
На рис.16 изображена другая печать "Адам и Ева". Она хранится в Университетском музее в Филадельфии. Археологи обнаружили ее недалеко от Ниневии. Печать датируется 3500 г. до Р.Х.
На табличках сохранился рассказ об "Адапе" так похожем на библейского Адама, что археологи и богословы называют его Вавилонским Адамом.
Персидское предание.
Наши прародители были невинными, честными и счастливыми. Они жили в саду, в котором было дерево бессмертия, пока не явился злой дух в виде змея.
Индусское предание.
В начале человек был свободным от зла и болезни. Все его желания были удовлетворены, и он жил долго.
Греческое предание.
Первые люди в золотом веке были нагими, свободными от зла, забот и имели общение с богами.
Китайское предание.
У китайцев существовало предание о счастливом веке, когда у человека было достаточно пищи и он был окружен мирными животными.
ИЗ КНИГИ “БЫТИЕ”
$$ 3
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Словарь
Грехопадение
Грехопадение - нравственное падение, поступок, совершенный в нарушение норм общественной морали (первонач. падение первых людей, Адама и Евы, вкусивших запретный плод от древа познания).
/Словарь русского языка. Ожегов С.И. М., Рус. яз., 1991 с.148/
Предание - переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.
/Словарь русского языка. Ожегов С.И. М,: Рус. яз., 1991 с. 576/
Искушение - состояние искушаемого; самое дело, предмет, чем искушают или что искушает; пора, время, срок, когда кто искушается; испытание, дознание на дело, соблазн, прельщение.
/Толковый словарь живого великорусского языка. Даль В.И. Издательский центр “Терра”. М., 1995, т. 2, с.52/
Медиум - [medium середина] - лицо, которое по суеверному представлению спиритов, является посредником между людьми и “миром духов”.
/Словарь иностранных слов. Изд-во “Советская энциклопедия”, М., 1964, с.394/
Дьявол - греч. диаболос, т.е. обвинитель. Так во многих местах Нового Завета называется главный из злых духов, или сатана противник Божий и обольститель людей.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С-П. 1980, с.113./
Сатана - евр. сатан, т.е. противник. Первоначально это слово употреблялось в значении противника вообще.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С-П. 1980, с.390./
Мессия - Помазанник; обещанный Ветхим Заветом Искупитель, которого верующие дождались во Христе, а евреи еще ждут.
/Толковый словарь живого великорусского языка. Даль В.И. Издательский центр “Терра”. М., 1995, т. 2, с.321/
Семя - евр. зера, употребляется в значении потомства, рода; так говорится о семени жены.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С-П. 1980, с.401./
Обет - евр. незер, т.е. данно перед Богом обещание, которое дается из благодарности за полученную милость или помощь; или из страха перед угрожающим бедствием, или при желании получить благословение.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С-П. 1980, с.282./
Адам - “человек” общее название всех людей, как рода, а также собственное имя первого человека, праотца всех народов.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С-П. 1980, с.8./
Ева - “жизнь” (евр.Хава), т.е. дающая жизнь. Так назвал Адам свою жену, первую женщину и праматерь всех людей.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С-П. 1980, с.115./
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.В ПОТЕРЯННОМ РАЮ. Я.Полонский
2.ОСИРОТЕЛЫЙ РАЙ. К.Фофанов
В ПОТЕРЯННОМ РАЮ. Я.Полонский
Уже впервые дымной мглою
Подернут был Эдемский сад ...
Уже пожелкнувшей листвою
Усеян синий был Ефрат ...
Уж райская не пела птица:
Над ней орел шумел крылом,
И тяжело рычала львица,
В пещеру загнанная львом ...
И озирал злой дух с презреньем
Добычу смерти - пышный мир
И мыслил: “смертным поколеньям
Отныне буду я кумир!”
И вдруг он видит: в райской сени,
Уязвлена, омрачена,
Идет, подобно скорбной тени,
Им соблазненная жена.
Невольно прядью кос волнистых
Она слегка прикрыла грудь, -
Уже для помыслов нечистых
Пролег ей в душу знойный путь ...
И ей десницу простирая,
Встает злой дух, - он вновь готов
Ей, сладкой лестью слух лаская,
Петь о блаженстве грешных снов.
Но что уста его сковало?..
Зачем он пятится назад?
Чем эта жертва испугала
Того, кому не страшен ад?..
Он ждал слезы, - улыбки рая, -
Молений, робкого стыда ...
И что ж в очах у ней?! Такая
Непримиримая вражда,
Такая мощь души без страха,
Такая ненависть ... какой
Не ждал он от земного праха
С его минутной красотой.
Грозы божественной сверканье, -
Тех молний, что его с небес
Низвергли - не без содроганья
В ее очах увидел бес...
И в мглу сокрылся привиденьем,
Холодным облаком осел,
Змеей в траву прополз с шипеньем,
В деревьях бурей прошумел ...
Но сила праведного гнева
Земного рая не спасла, -
И канула слеза у древа
Познания добра и зла ...
Я.Полонский
ОСИРОТЕЛЫЙ РАЙ. К.Фофанов
И снова ночь легла и звездами заткала
Лазурный небосвод. Эдем благоухал;
Ефратская волна лениво ударяла
О голубой гранит неуязвимых скал.
Горели светляки на маке темноцветном;
Чуть искрилась роса на зелени травы;
Под зонтиками пальм дремали грустно львы,
И было грустно все в молчанье неприветном.
Впервые человек под кущами Эдема
Не грезил светлым сном; он был теперь далек
От рая своего, и сумраком тревог
Полна была его мучительная дрема.
Он понял гнет забот и ужас суеты,
Он в холоде дрожит, томится в зной истомой
И в робкой тишине, смущаясь темноты,
Спешит разжечь костер спасительной соломой,
И с тайной завистью он устремляет взор
Туда, где лес родной синеет, помавая,
Где прихотлив цветов пестреющий убор,
И где капризен так волшебный очерк гор, -
Туда, в тот ясный мир потерянного рая!
Но там, у светлых врат утраченного мира,
Стоят два стражника, и блещут их мечи,
Как две святых звезды, упавшие с эфира,
Как две тюремные свечи!
К.Фофанов