СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"

Просмотр содержимого документа
«Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»

Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Цели: дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации; формировать умение использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме; развивать навыки чтения исторической карты и работы с контурной картой.

Планируемые результаты: предметные: читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков; характеризовать важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; метапредметные УУД: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: карта Образование греческих колоний в 8-6 вв. до н.э.; презентация, SMART –доска.

Тип урока: урок открытия новых знаний.



Ход урока.

Ребята, сегодня на уроке, мы продолжим путешествие по страницам истории Древней Греции. И начать урок мне бы хотелось со следующих строк.

Древние греки, античные греки,

Многим прославили себя навеки.

Даже порой удивленье берет

Ну, до чего знаменитый народ.

Древние греки моря бороздили

В новых землях города возводили.

Массалия, Ольвия и Херсонес

Много колоний – даже не счесть!

Подумайте, о чем пойдет разговор на уроке? Но прежде чем вы дадите ответ, мы отгадаем исторические загадки (проверка раннее изученного материала).

Опрос ДЗ


Семь городов решали спор: где родина поэта?

А кое-кто считал его слепым…

Но греки с гордостью произносили имя это

И знали наизусть творения его.

Так кто же он? (Гомер)

Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)

Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)

Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)

Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)

Что за камень появился
На земле крестьянина?
У него же долгслучился –
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконтовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)

Одна из областей спартанского полиса дала название речи. Что это за речь? Что она означает? ( Лаконика)

Они жили, не тужили

В Греции любимой.
Но пришли спартанцы – вмиг
Их они разбили.
В рабов превратили.
И могли убить иль высечь
Просто без причины. (Илоты)


Здесь правит бал Совет,
Который властью самой большей обладает.
Уж очень краток здесь ответ
Людей, что на захват земли чужой
Совет тот побуждает.
Всех здесь юнцов в лет семь.

От матери с отцом насильно отбирают.
Те ж, повзрослев, работать
На себя илотов заставляют. (Спарта)


Они жили по своим законам, имели правителей, чиновников и армию.

Как греки называли эти государства? (полисы)


О каких полисах мы говорим? (Спарта и Афины)


Расскажите о местоположении и природных условиях этих полисов.



Афины

Спарта

Местоположение

В средней Греции, область Аттика

В южной Греции, область Лакония и Мессения, в долине реки Еврот.

Природные условия

Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания, много удобных бухт

Условия для мореплавания менее благоприятны, удобных бухт мало, берег заболоченный, мели.

Основные занятия

Ремесло и торговля

Земледелие – илоты.

Война – спартанцы.

Жители

Рабы (чужеземцы), свободные граждане (аристократы и демос)

Спартанцы и илоты

Управление

Закладываются основы демократии

Власть немногих (спартанцев)



Молодцы, вы неплохо усвоили предыдущий материал, и мы возвращаемся к теме нашего урока.


В 1913 году казаки хутора Недвиговки, выбирая камень из стен древнего Танаиса, нашли мраморную стелу. Казаки знали, что за необычные находки в Новочеркасске можно получить хорошие деньги, поэтому и отвезли ее в этот город. С тех пор она в экспозиции Музея истории донского казачества. Стелла небольшой высоты – 74 см, и в ширину – чуть более 20. В верхней части рельеф: всадник с алтарем с пылающим огнем, за алтарем – дерево. У всадника длинные волосы и борода, в правой руке ритон – атрибут власти. Под рельефом 25 строк на греческом языке.

Подобные плиты, камни с высеченными текстами на греческом языке, монеты, керамику, украшения, статуэтки греческих богов находят археологи на развалинах древних городов на берегах Средиземного, Черного и Азовского морей. Какие выводы можно сделать на основании археологических раскопок?

(Примерный ответ: По этим археологическим данным можно сделать вывод о том, как жили греки далеко от родины, где они устраивали себе новое жилье.)

Посмотрим на слайд, чтобы вспомнить строки, с которых начался наш урок.

Древние греки, античные греки,

Многим прославили себя навеки.

Даже порой удивленье берет

Ну, до чего знаменитый народ.

Древние греки моря бороздили

В новых землях города возводили.

Массалия, Ольвия и Херсонес.

Много колоний – даже не счесть.

Итак, скажите, о чем пойдет речь на уроке? ( Ответы учащихся). Правильно, мы будем говорить об основании колоний греками. А что такое колония?

Колония - поселения греков на новых землях.

Колония – греческое слово, оно означает: населяю, обитаю, возделываю.

Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»

Запишем тему урока в рабочие листы. А чтобы вам хотелось узнать по этой теме? Давайте составим план нашего урока.

План урока

1. Почему греки покидали родину. Причины.

2. В каких местах греки основывали колонии. Направления.

3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря. Жизнь в колониях.

Вспомните, какой народ Древнего Востока основывал колонии и с какой целью? (Финикия). Посмотрите колонии Финикии на карте.

Проблемный вопрос.

Почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называют Великой?

Колонизация – это процесс освоения и заселения новых территорий внутри или вне своей страны.

1. Почему греки покидали родину.

Итак, мы с вами выяснили, что в 8-6 вв. до н.э. в Греции существовали города-государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

Отметьте в рабочих листах на ленте времени 8 в до н.э. и определите, сколько лет назад началась греческая колонизация. (28 веков назад, 2817 лет назад).

Так почему же греки покидают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? А пусть они сами расскажут нам об этом.

В дальний путь отправлялись из разных городов. Представьте, что вы оказались, к примеру, в Коринфе – богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопоннес от Средней Греции. Здесь собралось несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину.

Сценка.

Земледелец.

Я бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, знать в долине захватила все лучшие земли. Сколько ни работай, приходится голодать. Быть может, на чужбине я найду свое счастье.


Бедняк.

У меня дела похуже твоего. Как поставили мне на участок долговой камень, лишился я покоя и сна. Не стать бы рабом. Решил я все бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!


К ним подходят три человека.

Земледелец.

Кто вы такие? Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дома!?


Торговец.

Вы угадали. Я торговец. Верные люди рассказывали мне, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня.


Демос.

Мне пришлось покинуть родной город навсегда. Я поднял народ на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх. На первом же корабле, чтобы не пасть жертвой мести, я бежал.


Земледелец.

Кто ты? (обращаясь к третьему человеку). По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?


Аристократ.

Вы не ошиблись. Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная месть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».



Так разговаривали между собой эти очень разные люди.

Теперь вы можете ответить на вопрос: кто и по каким причинам покидал Грецию в 8-6 вв. до н.э. Заполните таблицу в рабочем листе.

Кто покидал Грецию?

Почему покидал?

Земледельцы

Не хватало земли

Бедняки

Угроза голода

Демос

Проигрывали в борьбе против знати

Знать

Проигрывали в борьбе против демоса

Купцы

Торговля



2. В каких местах греки основывали колонии

Подготовка к отплытию длилась целый месяц. На корабли брали все необходимое для дальнего плавания: провизию, товары. Город, который покидали греки, помогал снарядить корабль и выделял им охрану на случай нападения пиратов. Объясните отношение горожан к переселенцам? (примерный ответ: с помощью переселенцев надеялись завязать выгодную торговлю с той страной, где создавалась новая колония).

Море бывало то приветливым и ласковым, то грозным. Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре на безопасном расстоянии от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров, как у берегов Греции. Средняя скорость торгового судна равнялась 9-10 км/ч. Назовите максимально разрешенную скорость автомобиля в населенном пункте? (60 км/ч) А человек может ходить с какой скоростью? (5-6 км/час). Какой вывод можно сделать на основании данных? (примерный ответ: Скорость кораблей была невысокой, а это значит, что много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега).

На рисунке изображены торговый и военный греческие корабли. Опишите их.

(Примерный ответ.

Торговый корабль предназначен для перевозки грузов и потому вместительнее военного. Но он обладает только парусным движителем: для гребцов на корабле нет места.

Военный корабль вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник.

Военный корабль по сравнению с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом. В боевой обстановке парус мешал маневрировать и его убирали.)



Именно на таких небольших кораблях греки совершали путешествие по Средиземному и Черному морям. Моряки предпочитали направлять корабль вдоль берега. Объясните причину. (нужны были продукты питания, питьевая вода).

Предлагаю отправиться в путешествие в одну из греческих колоний.

На каком транспорте будем добираться?

Заранее мы обговорили дату и оповестили жителей нашего города.

Почему? (найти попутчиков (дорогое удовольствие), снарядили корабль, пища, вода, охрана.

Зачем нужна охрана?

Вот причалило наше судно на берег. Каким должно быть место для основания поселения.

Включить музыку.

Работа в парах с учебником стр.152 п.2.

Предлагаю вам поработать в парах. Обсудите вопрос: Какие требования выдвигали греки к местам новых поселений? Заполним таблицу в рабочем листе.

1. близ моря

2. удобная гавань

3. пресная вода

4. плодородные земли.



Предлагаю вам поработать группами. С помощью карты «Образование греческих колоний в 8-6 вв. до н.э.» стр. 151, определите направления греческой колонизации, укажите названия городов, созданных переселенцами. Заполните схему «Основные направления греческой колонизации». Прежде, чем приступить к выполнению задания, познакомьтесь с легендой карты.

Что означают красные стрелочки? Красные точки? Каким цветом окрашена Греция? Каким цветом окрашена территория колонизированная греками.

По ходу выполнения задания составляется схема.

Малая Азия

(Кизик)

Основные направления греческой колонизации

Южные Апеннины (Сиракузы)





Северо-Западное Средиземноморье (Массилия)



Северное Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Пантикапей)

Северная Африка (Кирена)







Самым дальним северо-восточным поселением, находящимся в месте впадения реки Танаис в Меотиду, а так греки называли Азовское море (в переводе означало «кормилица) была колония Танаис. Об этом поселении мы продолжим разговор на внеурочных занятиях «История Дона».

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота.

Что он имел в виду? Согласны вы с этим высказыванием?

Ребята как вы думаете, какими товарами могли обмениваться жители колоний с греческими полисами. Чем богата была Греция, каких продуктов не хватало. Вспомните, какие предметы и продукты планировал поменять купец в колонии, что хотел привезти на родину. Стр.152. п.2 учебника.

Ответы учащихся. Заполним таблицу в рабочем листе.

Из Греции в колонии везли

Из колоний в Грецию везли

оливковое масло, вино, изделия ремесла: оружие, вазы, статуи из мрамора, ткани.


пшеницу, шкуры животных, рабов, мёд.

Физкультминутка

Где бы греки не жили, они всегда заботились о своем здоровье. Атлеты, перед состязаниями проводили разминку. И вам предлагаю отдохнуть.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировкам (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте)

Или тяжести поднять (сгибаем и разгибаем руки)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох и выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох и вдох)

Будь атлет всегда готов (аплодисменты)

3. Жизнь в греческих колониях.

Видеофрагмент об Ольвии.

Вопросы к видеофрагменту:

  1. Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?

  2. Сравните жизнь в полисе и греческой колонии.

  3. Что означает название Ольвия? (город изобилия)



Примерный ответ: Колониальный город имел своё правительство, войско, казну и чеканил монету. Колонией управляло Народное собрание, выбираемое гражданами, были архонты и Городской совет. Живя в колониях, греки не прерывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает «мать-город».

Греки-колонисты были верны своим традициям и обычаям, в колонии они переносили все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники, архитектуру, устройство жилища, предметы быта, украшения, государственное устройство полисов.

Где бы ни жили греки, они чувствовали себя единым народом – эллинами, противостоящими невежественным варварам, как презрительно называли они негреческое население, живущее вокруг колоний. Греки и варвары обогащали культуру друг друга, вели взаимовыгодную торговлю.

Вернемся к проблемному вопросу нашего урока.

Вопрос: Почему греческую колонизацию называют Великой?

Что дала грекам колонизация:

  1. Развиваются хозяйство, торговля и мореплавание.

  2. Растут богатства греческих городов.

  3. Греки приобретают новые знания.

  4. Греки осознают себя единым народом.

  5. Развиваются ремесла (в связи с возросшим спросом на ремесленные изделия).

  6. Растет число рабов-чужеземцев.

4. Закрепление

Закрепление изученного материала. Открываем ноутбуки. Выполняем тестовое задание «Греческие колонии».

Оцените свою работу на уроке. Поставьте оценку за тест.

А сейчас поставим оценку уроку, при этом будем использовать способ голосования, распространенный в Афинах и во многих греческих колониях. Что это за способ? (с помощью темных и белых камней). Перед вами белые и черные камни. Если урок вам понравился, опустите в глиняный сосуд белый камень, если нет – черный.

Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание. П. 32, ответить на вопросы в рубрике «Подумайте» и «Опишите по рисунку»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!