СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях становления новой модели образования.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание патриоизма подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание в условиях становления новой модели образования.»

Гражданское  и патриотическое воспитание

в условиях становления новой модели образования.


Михеев Алексей Александрович, учитель ОБЖ

Нижнеспасского филиала МБОУ

Верхнеспаская СОШ Тамбовской области.


   Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества. 

   Фактически, уходя из образовательного пространства, государство упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина.  И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированны на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения.                 

       Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение,  гражданская, нравственная позиция.

На этом фоне актуальность гражданского воспитания в детской и молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политики государства. Реализация государственных программ, направленных на воспитание человека, как гражданина своей страны, требуют переосмысления всей педагогической и социальной деятельности государственных институтов, сопричастных с воспитанием и образованием детей и молодежи. И одним из  важных элементов огромной системы социального воспитания является организационный потенциал социально-педагогическими деятельности  всех социальных институтов.

       Необходимость усиления внимания к проблемам гражданского воспитания в современных условиях модернизации образования определяется рядом обстоятельств:

  • обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. 

  • необходимостью осмысления учащимися процессов, протекающих в обществе, образовании, в изменении самого человека,

  • усилением гуманитаризации содержания образования, 

  • введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;

  • изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.

       Современной школой накоплен богатый педагогический опыт гражданского воспитания, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П.Волков, Т.И.Гончарова, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В-А.Караковский, С.Н.Лысенкова, Е.А.Ямбург и другие.

       Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием. 

       Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества. 

       Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. Подлинность того и другого определяется участием в жизни общества и государства. Гражданственность является нравственно-политическим качеством личности, нравственным критерием которого является патриотизм. 

       Основная  воспитательная задача гражданского воспитания – это не только  привитие  любви к Родине, но и  формирование такого качества личности, как умение нести ответственность за  будущее своей страны.

       Человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие  ценности с учетом национальных особенностей, тогда как в реальной жизни он зачастую сталкивается с разнообразными нравственными ориентирами, с отсутствием нравственного стержня. 

Наиболее эффективным является привлечение к активной совместной деятельности в области гражданского и патриотического воспитания, непосредственно с подросткового возраста.

       Важнейшим в социально-педагогической деятельности  гражданского воспитания является организация  целенаправленного взаимодействия подростков с окружающей социальной средой и социальной действительностью. Так как «никто не может жить в обществе и быть от него свободным», можно добавить, что в обществе должно быть реализовано не просто право свободного выбора своего жизненного пути, но и должна быть предоставлена возможность  для проявления своих способностей.

       Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание.

         Становление гражданского общества является основной целью гражданского воспитания и является приоритетным в социальной политике государства.

Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - её политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни.

       Воспитательная система, традиционно сложившаяся в образовательных учреждениях страны, не обладая возможностью быстрого переустройства, распалась и во многом подменилась узким предметным обучением; налицо резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодёжной среде. Современные исследователи проблем воспитания отмечают, что сегодня гражданский облик учащихся весьма противоречив. Для  части молодежи характерна достаточно высокая социальная активность: участие в неформальных группах, митингах, демонстрациях и т.д.; в то же время очевидна растерянность перед сложными идейно-политическими проблемами, противоречиво отражаемыми в разных средствах информации.¹

       Как показали результаты опроса, в последние годы заметно изменились ценностные ориентации, мировоззрение молодежи в целом. Если в конце 90- х годов школьники в качестве примеров проявления патриотизма называли имена П. Корчагина, З. Космодемьянской, то в наши дни общественный идеал получает иную направленность. Старшеклассники в ряды героев ставят людей предприимчивых, богатых, влиятельных, суперменов. Причем, положительное отношение к предпринимательству старшие школьники объясняют тем, что не хотят, как их родители, весь день работать на государственном предприятии, не получая зарплаты. Они считают, что предприниматель работает на себя и умеет организовать работу так, чтобы получать большую прибыль.

       Сравнительный анализ направленности профессиональной деятельности показывает, что более 10 лет назад большинство учащихся мечтали быть космонавтами, врачами, инженерами, учеными: “Чтобы приносить пользу людям”. Причем в качестве основного мотива своего выбора старшеклассники указывали мотив интересов общества, государства, других людей.

 В такой сложной социально - психологической обстановке возникает острая необходимость научно-теоретического пересмотра педагогических позиций.

   Умелое использование содержания учебного материала и соответствующих этому содержанию технологий обучения способствуют формированию гражданственности старшеклассников.

       Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы гражданского воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка.

       Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию юного гражданина выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие  процесса воспитания гражданина, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка (С.Л. Рубинштейн, 1976, -С. 191), организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие гражданской позиции — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

       Как справедливо указывал Л. С. Выготский, «учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником» (1982, т. I, с. 192).

       Такой подход к построению процесса гражданского воспитания, как активного целенаправленного формирования личности гражданина, согласуется с  методологической установкой ОУ на оценку роли общества и места растущего человека в становлении его личности.

       Управление процессом гражданского воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности старшеклассника. Это означает, что на определенном этапе развития личность гражданина может продвигаться дальше как самостоятельно, так и под руководством взрослых, в сотрудничестве с более умными «сотоварищами». Целенаправленное формирование личности юного гражданина предполагает ее проектирование, но не на основе общего шаблона, а в соответствии; с индивидуальным проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

       Но при этом не уменьшается, а, наоборот, возрастает роль целенаправленно организованной системы воспитания гражданина. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее гражданского воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение учащегося в организованную деятельность закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения старшеклассников.

       Таким образом, основными социально-педагогическими качествами, лежащими в основании развития гражданственности учащихся, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

       Каковы же современные механизмы формирования гражданственности у учащихся образовательных учреждений?

       Привлечение подростков к совместной деятельности в социальных проектах способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.

       Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и педагогов, подбор индивидуальной траектории воспитания личности.

       Эффективным направлением является  туристско-краеведческая деятельность, во время которой  проводятся психологические тренинги и совместные обсуждения с кратким обзором истории и традиций данного края. 

Важным элементом гражданского воспитания является формирование адекватных представлений о собственных правах и обязанностях, о власти и властных отношениях в расширяющейся системе социальных институтов.       Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать чувство ответственности перед страной, обществом в котором мы живем.

      Примеры мероприятий, которые я провожу в рамках гражданского воспитания учащихся:

       - сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города;

- создание и пополнение экспозиций школьного краеведческого музея;

       - выступления с устным журналом, выпуск стенгазет;

       - участие в благоустройстве школьного двора, в оформлении школы, в операции «Чистые берег »; 

       - создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из школьников;  

         - забота старшеклассников о малышах: шефство над детским садом, изготовление для них игрушек ;

       - забота о ветеранах Великой Отечественной войны и о пожилых жителях города;

       - помощь в охране природы, в озеленении территории школы и улиц города.

       Каковы же основные пути гражданского воспитания?

       Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

       Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

       Компетентностный подход в гражданском воспитание предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского воспитание (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). 

       Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:

  • Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. 

  • Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.

  • Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.

  • Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. 

  • Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

       Поскольку гражданская компетентность выступает как своего рода синтезирующая компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для ее становления не может быть решена средствами только традиционного гражданского образования на уроках истории и обществознания. Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты.

       В связи с этим возникает несколько вопросов:

       Предметы социально-гуманитарного цикла дают учащимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Эти предметы являются основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Вместе с тем, они тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучебной деятельностью учащихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни ОУ. В этом плане урок является местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, либо анализ опыта гражданского действия и поведения. 

       Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом ОУ, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства является формирование демократического уклада жизни школы. Уроки обществознания не способны сами по себе сформировать гражданина. Гражданское воспитание – это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.

         От того, какой педагог работает в школе зависит качество гражданского воспитание, характер уклада жизни школы. 

       Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников.

              Гражданская позиция формируется в результате рефлексии компонентов гражданских действий и поступков. При этом эмоциональный компонент имеет важное значение, так как позволяет еще до осознания дать оценку событию.

       Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведении человека.

       Гражданская позиция не противоречит гуманистическим устремлениям личности, а непосредственно с ними связана, так как основана на общечеловеческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, «уничтожая» другой. Поэтому формирование гражданской позиции – это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности человека. Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них  –  свой народ и страну.

       Одним из главных чувств в формировании гражданина является чувство гордости за свою страну, ее историю, народ.

       Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину, чувствующей ответственность за нее.

       Воспитание патриота по своей сути гуманистично, так как его основой являются любовь и уважение – чувства, формирующиеся с детства на протяжении жизни человека. Сначала это любовь к матери, к отчему дому, с годами становящаяся более зрелой и дополняющаяся любовью к своему краю, городу, где человек живет, перерастающее в любовь к Родине, уважение к ее истории, гордость за свой народ и желание его защищать.

   Гражданская ответственность включает в себя осознание и положительное отношение человека к своим правам и обязанностям, внутреннюю готовность наиболее полно соотносить их с требованиями общества. Объективными показателями ответственности являются критика безнравственных проявлений, взаимопомощь, умение мобилизовать себя и других на противодействие асоциальным проявлениям. Гражданская ответственность находит наиболее полное выражение в чувстве гражданского долга.

       Наиболее специфическим саморегулятором гражданского поведения человека является совесть. Совесть - это не только чувство вины, стыда за содеянное во вред другим людям, но она и побуждает к свершению высоконравственных поступков. Сфера влияния совести шире, чем сфера гражданского долга.

       В неразрывной связи с понятием долга находятся понятия гражданской чести и достоинства. В них в отличие от понятия "долг", где нравственные требования выражены в форме "надо", моральное требование выполняется ради сохранения и поддержки престижа в глазах других людей. Чувство собственного достоинства не только помогает оценивать характер нравственной ситуации, но и служит импульсом для  поступков с четкой ценностной ориентацией.

       Уровень гражданской воспитанности старшеклассников, профессиональная зрелость педагога и методический инструментарий воздействия на личность - вот те три основных показателя, которые достоверно отражают эффективность деятельности педагога по формированию у старшеклассников гражданской позиции.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!