Урок «Гражданская война в США» 8 класс.
Тема: Гражданская война в США.
Цель: Изучить особенности Гражданской войны в США и показать её значение в мировой истории.
Задачи:
Изучить причины, ход и итоги войны.
Сформировать опорные понятия по теме
Выделить роль личности А.Линкольна в истории США
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Оборудование: Карта, проектор.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
III. Повторение изученного материала.
IV. Итог урока.
V. Выставление оценок
VI. Рефлексия.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Учитель:
-Здравствуйте, ребята, сегодня у нас урок необычный. Он посвящен событию, которое занимает знаковое место в мировой истории. А что это за событие вы должны угадать сами. Прочтите, пожалуйста, отрывок из рома М. Митчелл «Унесённые ветром».
«…Шерман кружил вокруг Атланты, как боксёр, выискивающий незащищённое место на теле противника и генерал Худ не стал сидеть в своих укрытиях, дожидаясь, пока янки его атакуют. Он храбро вышел им навстречу и обрушился на них яростно. Однако противнику, казалось, всё было нипочём. Он понёс тяжёлые потери, но видимо, мог себе это позволить. И всё это время батареи северян сыпали снаряды на город, убивали людей в их жилищах, срывали крыши со зданий, врывали глубокие воронки в мостовых. Люди укрывались как могли – в погребах, в канавах, в неглубоких туннелях, на железнодорожных переездах. Атланта была в осаде…»
Правильно, ребята, это Гражданская война Севера и Юга в США (1861-1865 гг)
Учитель: Ребята, как вы считаете, почему мы изучаем эту тему?
(Знаковое место в мировой истории, США ведущая мировая держава, вопрос целостности страны)
Учитель: Давайте вместе с вами поставим цель нашего сегодняшнего урока и выделим проблемные вопросы темы. (Ученики формируют цель и задачи урока)
Учитель: Для того, чтобы нам перейти к основной части урока я предлагаю вам вспомнить основные направления экономического развития США в XIX веке и отобразить это на схеме «Особенности развития Севера и Юга США»
На основании схемы давайте выделим противоречия, которые возникали между Севером и Югом.
(- Плантационное рабство тормозило развитие единого рынка в США.
-Заводы Севера оставались без сырья, так как Юг отдавал хлопок заводам Англии и Франции. – Заводы Севера нуждались в дешёвой рабочей силе с Юга)
1.Работа с историческими понятиями.
(На доске)
Фермер
Аболюционизм
Конфедерация
Плантация
Золотая лихорадка
Король-хлопок
Права Юга
III. Повторение изученного материала.
Учитель: А теперь давайте сформулируем причины Гражданской войны в США.
1. Становление двух разных экономических систем в рамках одного государства.
2. Создание конфедерации и как следствие раскол страны.
Учитель: Ребята, что явилось предпосылками гражданской войны?
(Образование республиканской партии в США 1854 г. Восстание Джона Брауна в Вергинии 1859 г. Избрание президентом США Авраама Линкольна)
Учитель: Давайте вспомним планы воюющих сторон (Демонстрация отрывка худ. фильма «Унесённые ветром» - эпизод спора Батлера с джентельменами.
Учитель: Почему на первом этапе войны, победы одерживали южане? (Помощь Англии и Франции, талант генерала Ли)
Учитель: Какие мероприятия Авраама Линкольна повлияли на перелом в ходе Гражданской войны? (1862 год – закон о Гомстедах, 1862 год – закон об отмене рабства в США с 1 января 1863 года, закон о призыве негров в армию США.)
Учитель: В чём состоял план Анаконда? (Окружить железнодорожные коммуникации и заблокировать входы в гавани Юга)
2. Связь с историей России.
Учитель: Ребята, почему Россия поддержала Северные Штаты? (Англия и Франция, выступающие на стороне Юга, были противниками России В Крымской войне 1853-1856 гг)
3. Опережающее обучение.
Линкольн и Столыпин: трагедия реформаторов.
Сообщение учителя о Столыпинской аграрной реформе в сравнении с реформами Линкольна
Учитель: Давайте сформулируем причины победы армии Севера.
1.Наличие лучшей промышленной инфраструктуры.
2.Армия Северян более боеспособная, нежели у Южан.
3.Законы Линкольна.
IV. Итог урока.
Учитель: Подведём итоги Гражданской войны в США.
1. Сохранение целостности США.
2. Рабство отменено навсегда.
3 Ускорение модернизации в США.
Синквейн.
1.Гражданская война.
2.Жестокая, беспощадная.
3. Уничтожает.
4. Гражданская война – трагедия народа.
V. Выставление оценок
VI. Рефлексия