Расновская Елена Борисовна
«Грамоте учиться- всегда пригодится.»
Внеклассное мероприятие
Цели:
Образовательная :- уметь определять границы предложений
- определять род имен существительных
- уметь расставлять ударения
Развивающая: - развитие логики мышления
- развитие устной речи
- расширение кругозора
Воспитательная: - умение работать в команде
- стремление развиваться
Тип урока: урок-ринг
Вступление.
1 ученик: Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре.-
Выучи русский язык!
2 ученик: Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
3 ученик: Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык! ( Сабир Абдулла)
Учитель: Добро пожаловать в страну Русского языка!
Девиз нашей игры : Выучи русский язык!
Посмотрим, какая команда быстрее разгадает языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.
Итак, думайте, размышляйте, дерзайте!
Наша конкурсная программа состоит из нескольких заданий-туров, которые необходимо будет пройти.
Команда ,правильно ответившая на вопрос , получает жетон.
Программа испытаний:
1.Тур « Препинательный»
Блиц-опрос
Учитель: О каких знаках препинания идет речь?
- Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало-
Оно меня и свергло с пьедестала. ( восклицательный знак)
- Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу-
За то, что много знать хочу. ( вопросительный знак)
-Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный.
И не окончен разговор…..
И начинает думать каждый. ( многоточие )
-Я – минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут- ( тире )
Учитель: Мы незаслуженно забыли о точке?
Да нет, не забыли.
- Я всему всегда венец:
Предложению конец.
Кто я? Быстро отгадай
И рассказ свой продолжай. (точка)
Учитель: Выполним задание. Необходимо расставить в стихотворении точки.
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дома в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
2.Тур «Этимологический»
Учитель: А знаете ли вы, что тире впервые было введено Н.М. Карамзиным?
«ТИРЕ»- тянуть ( французский язык)
Ассистент: А во времена М.Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, дефис- единительным, а скобки- вместительным.
Учитель: Об истории русского языка можно говорить бесконечно. Сейчас, используя в речи многие слова, мы даже не подозреваем, что они обозначают. Узнать об этом можно в «Этимологическом словаре».
Ассистент: Иногда по корню , по форме предмета можно догадаться, от какого слова произошло заданное слово.
Выполним задание. Словарное этимологическое ЛОТО.
Перед вами полотно ЛОТО, в котором написано этимологическое значение слова, вам необходимо найти слово , которое подходит объяснению .
Учитель: И есть подсказка для выполнения задания. Все слова связаны с мукой.
Это слово заимствовано из итальянского языка в 18 веке и переводится как «червячок» (вермишель)
Это слово исконнорусское и обозначает «перец» (пряный) (пряник)
Это блюдо заимствовано из финского языка и обозначает «ушки из теста» (пельмени)
Это слово получило название по форме и восходит к латинскому «палка» (батон»
Дословно это слово обозначает «блюдо на масле, заимствовано из греческого языка (оладья)
Ну а это слово исконнорусское и образовано от слова «творог» (ватрушка)
3. тур «Что бы это значило?»
Учитель: Часто мы не можем найти слов для объяснения какого-либо понятия. А мы, работая в школе, вынуждены подбирать достаточно много синонимических понятий для объяснения порой самых обычных вещей.
Ассистент: выполним задание. ДОМИНО.
На одной стороне написано определяемое слово, на другой стороне написано объяснение какого-либо слова. Подбирая объяснение слова, строим цепочку, которую нужно замкнуть.
шЕльма-мошеник
холЕный- ухоженный
уповАть- надеяться
пОтчевать- угощать
нЕмощь- слабость
перст-палец
цепенЕть- обмирать
цензУра- надзор
4.Тур «Ударный»
Учитель: А как правильно произнести «творог» или «творОг»?
«Орфоэпический словарь» дает двоякое ударение.
Конечно, вроде бы нет особенной разницы. Как мы скажем, но образованный человек должен следовать не только культуре поведения , но и культуре речи.
Ассистент: Следующее задание.
Необходимо расставить ударение в словах.
тЕфтели анАлог
досУг инсУльт
сиротА звонИт
щавЕль цемЕнт
свЕкла газапровОд
каталОг придАное
мУскулистый пОхороны
премировАть украИнский
Тур .Игра «Кот в мешке»
( в мешке капуста)
Учитель: Часто , зная этимологию слова, легко определить и написание, и значение, гнездо однокоренных слов.
Ассистент: Выполняя следующее задание, вы с интересов поработаете над историей слова. Вам предстоит отгадать, о чем идет речь.
5 баллов Этот предмет употреблен в названии рассказа О Генри «Короли и …»
4 балла Слово с этим корнем есть в каждой команде
3 балла Корень этого слова обозначает «голова»
2 балла Растение семейства крестоцветных
1 балл Бывает цветная, морская, белокочанная, брокколи, кольраби
Творческая командировка ( капитаны )
Решение словесного теста Ганса Юргена Айзенка (IQ)
Ассистент: Уважаемые капитаны, вам предстоит проявить смекалку для решения поставленной задачи.
Эти слова можно объединить одним словом.
Животное ( ….. ) нежность (ласка)
Хвойный лес ( …) хвойный лес (бор)
Тур «Родовой»
Учитель : используя слова иноязычного происхождения мы часто путаем, какое прилагательное с ним употребить правильно, какой глагол использовать.
Кольраби и брокколи какого рода? Почему? Как объяснить?
Ассистент: Определите, какого рода предложенные слова?
Разложите в кармашки наборного полотна соответствующие слова.
Женский род мужской род средний род
Фамилия рояль пианино
Кольраби тюль пальто
Авеню кофе какао
Поведение итогов.
Учитель: Вот и закончен сегодняшний урок. Что мы положим в
« Багаж знаний»?
Умение определять границы предложений.
Развитие акцентных знаний. ( Ударение)
Знание рода имен существительных.
Расширение кругозора.
Развитие логики.
Развитие речи.
Учитель: Подошла к концу наша встреча. Сегодня мы поработали над такими сведениями, которые несомненно пригодятся вам в жизни. И чем меньше вы будете делать ошибки в речи, чем грамотнее вы будете говорить, тем быстрее и качественнее вы приобретете статус образованного человека.