СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Грамоте учится- всегда пригодится"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная  разработка  развивает умение оределять границы предложений, род имён существительных, правильную постановку  ударений, расширение кругозора, развитие логики мышления

Просмотр содержимого документа
«" Грамоте учится- всегда пригодится"»

Расновская Елена Борисовна



«Грамоте учиться- всегда пригодится.»

Внеклассное мероприятие

Цели:

Образовательная :- уметь определять границы предложений

- определять род имен существительных

- уметь расставлять ударения



Развивающая: - развитие логики мышления

- развитие устной речи

- расширение кругозора



Воспитательная: - умение работать в команде

- стремление развиваться



Тип урока: урок-ринг

Вступление.

1 ученик: Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре.-

Выучи русский язык!



2 ученик: Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи-

Выучи русский язык!





3 ученик: Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык! ( Сабир Абдулла)



Учитель: Добро пожаловать в страну Русского языка!

Девиз нашей игры : Выучи русский язык!

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.

Итак, думайте, размышляйте, дерзайте!

Наша конкурсная программа состоит из нескольких заданий-туров, которые необходимо будет пройти.

Команда ,правильно ответившая на вопрос , получает жетон.



Программа испытаний:

1.Тур « Препинательный»

Блиц-опрос



Учитель: О каких знаках препинания идет речь?

- Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало-

Оно меня и свергло с пьедестала. ( восклицательный знак)



- Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу-

За то, что много знать хочу. ( вопросительный знак)



-Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный.

И не окончен разговор…..

И начинает думать каждый. ( многоточие )





-Я – минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут- ( тире )



Учитель: Мы незаслуженно забыли о точке?

Да нет, не забыли.

- Я всему всегда венец:

Предложению конец.

Кто я? Быстро отгадай

И рассказ свой продолжай. (точка)



Учитель: Выполним задание. Необходимо расставить в стихотворении точки.



В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дома в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.



2.Тур «Этимологический»

Учитель: А знаете ли вы, что тире впервые было введено Н.М. Карамзиным?

«ТИРЕ»- тянуть ( французский язык)

Ассистент: А во времена М.Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, дефис- единительным, а скобки- вместительным.



Учитель: Об истории русского языка можно говорить бесконечно. Сейчас, используя в речи многие слова, мы даже не подозреваем, что они обозначают. Узнать об этом можно в «Этимологическом словаре».



Ассистент: Иногда по корню , по форме предмета можно догадаться, от какого слова произошло заданное слово.

Выполним задание. Словарное этимологическое ЛОТО.

Перед вами полотно ЛОТО, в котором написано этимологическое значение слова, вам необходимо найти слово , которое подходит объяснению .

Учитель: И есть подсказка для выполнения задания. Все слова связаны с мукой.

  1. Это слово заимствовано из итальянского языка в 18 веке и переводится как «червячок» (вермишель)

  2. Это слово исконнорусское и обозначает «перец» (пряный) (пряник)

  3. Это блюдо заимствовано из финского языка и обозначает «ушки из теста» (пельмени)

  4. Это слово получило название по форме и восходит к латинскому «палка» (батон»

  5. Дословно это слово обозначает «блюдо на масле, заимствовано из греческого языка (оладья)

  6. Ну а это слово исконнорусское и образовано от слова «творог» (ватрушка)



3. тур «Что бы это значило?»



Учитель: Часто мы не можем найти слов для объяснения какого-либо понятия. А мы, работая в школе, вынуждены подбирать достаточно много синонимических понятий для объяснения порой самых обычных вещей.

Ассистент: выполним задание. ДОМИНО.

На одной стороне написано определяемое слово, на другой стороне написано объяснение какого-либо слова. Подбирая объяснение слова, строим цепочку, которую нужно замкнуть.



шЕльма-мошеник

холЕный- ухоженный

уповАть- надеяться

пОтчевать- угощать

нЕмощь- слабость

перст-палец

цепенЕть- обмирать

цензУра- надзор



4.Тур «Ударный»

Учитель: А как правильно произнести «творог» или «творОг»?

«Орфоэпический словарь» дает двоякое ударение.

Конечно, вроде бы нет особенной разницы. Как мы скажем, но образованный человек должен следовать не только культуре поведения , но и культуре речи.



Ассистент: Следующее задание.

Необходимо расставить ударение в словах.



тЕфтели анАлог

досУг инсУльт

сиротА звонИт

щавЕль цемЕнт

свЕкла газапровОд

каталОг придАное

мУскулистый пОхороны

премировАть украИнский





  1. Тур .Игра «Кот в мешке»

( в мешке капуста)



Учитель: Часто , зная этимологию слова, легко определить и написание, и значение, гнездо однокоренных слов.



Ассистент: Выполняя следующее задание, вы с интересов поработаете над историей слова. Вам предстоит отгадать, о чем идет речь.



5 баллов Этот предмет употреблен в названии рассказа О Генри «Короли и …»

4 балла Слово с этим корнем есть в каждой команде

3 балла Корень этого слова обозначает «голова»

2 балла Растение семейства крестоцветных

1 балл Бывает цветная, морская, белокочанная, брокколи, кольраби





  1. Творческая командировка ( капитаны )

Решение словесного теста Ганса Юргена Айзенка (IQ)

Ассистент: Уважаемые капитаны, вам предстоит проявить смекалку для решения поставленной задачи.

Эти слова можно объединить одним словом.



Животное ( ….. ) нежность (ласка)

Хвойный лес ( …) хвойный лес (бор)



  1. Тур «Родовой»

Учитель : используя слова иноязычного происхождения мы часто путаем, какое прилагательное с ним употребить правильно, какой глагол использовать.

Кольраби и брокколи какого рода? Почему? Как объяснить?



Ассистент: Определите, какого рода предложенные слова?

Разложите в кармашки наборного полотна соответствующие слова.



Женский род мужской род средний род

Фамилия рояль пианино

Кольраби тюль пальто

Авеню кофе какао





Поведение итогов.



Учитель: Вот и закончен сегодняшний урок. Что мы положим в

« Багаж знаний»?



  1. Умение определять границы предложений.

  2. Развитие акцентных знаний. ( Ударение)

  3. Знание рода имен существительных.

  4. Расширение кругозора.

  5. Развитие логики.

  6. Развитие речи.





Учитель: Подошла к концу наша встреча. Сегодня мы поработали над такими сведениями, которые несомненно пригодятся вам в жизни. И чем меньше вы будете делать ошибки в речи, чем грамотнее вы будете говорить, тем быстрее и качественнее вы приобретете статус образованного человека.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!