СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Грамматические категории русского глагола (на материале романа-эпопеи "Тихий Дон" М. А. Шолохова)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представляет собой интегрирование русского языка литературы. 

Просмотр содержимого документа
«"Грамматические категории русского глагола (на материале романа-эпопеи "Тихий Дон" М. А. Шолохова)"»

«Грамматические категории русского глагола (на материале романа – эпопеи «Тихий Дон»  М. А. Шолохова»

«Грамматические категории русского глагола (на материале романа – эпопеи «Тихий Дон» М. А. Шолохова»

Общие сведения Михаил Александрович Шолохов (1905- 1984)— русский советский писатель и киносценарист, журна- лист, военный корреспондент. Лау- реат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»).

Общие сведения

  • Михаил Александрович Шолохов

(1905- 1984)— русский советский

писатель и киносценарист, журна-

лист, военный корреспондент. Лау-

реат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»).

Общие сведения «Тихий Дон» — роман-эпопея Михаила Шолохова в четырёх томах. Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму  жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России.

Общие сведения

  • «Тихий Дон» — роман-эпопея

Михаила Шолохова в четырёх

томах. Одно из наиболее

значительных произведений

русской литературы XX века,

рисующее широкую панораму

жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России.

Грамматические категории глагола Самым общим значением глагола является значение процесса, в него включаются частные значения: действия, состояния, процесса, движения, говорения. Глагол имеет категории, характеризующие действие, выражаемое глаголом (категория вида, времени), и категории, характеризующие отношение глагола к лицу или предмету, на которое распространяется действие (категория залога и переходности/непереходности), а также категории числа, как у имен и категории лица.

Грамматические категории глагола

  • Самым общим значением глагола является значение процесса, в него включаются частные значения: действия, состояния, процесса, движения, говорения.
  • Глагол имеет категории, характеризующие действие, выражаемое глаголом (категория вида, времени), и категории, характеризующие отношение глагола к лицу или предмету, на которое распространяется действие (категория залога и переходности/непереходности), а также категории числа, как у имен и категории лица.
Прямое и переносное значение глагола прямое значение: - В погожий сентябрьский день летала над хутором Татарским молочно-радужная паутина, тонкая такая, хлопчатая [1-ая часть]; - Гости ехали на двух новехоньких блещущих темно-синей краской автомобилях [7-ая часть].

Прямое и переносное значение глагола

  • прямое значение: - В погожий сентябрьский день летала над хутором Татарским молочно-радужная паутина, тонкая такая, хлопчатая [1-ая часть]; - Гости ехали на двух новехоньких блещущих темно-синей краской автомобилях [7-ая часть].
переносное значение: - Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали вороны [1-ая часть]; - С запада шла туча [1-ая часть]; - Люди хрипли от жары и водки, а над длинными шеренгами крытых повозок тек пахучий волнующий ветер [1-ая часть].
  • переносное значение: - Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали вороны [1-ая часть]; - С запада шла туча [1-ая часть]; - Люди хрипли от жары и водки, а над длинными шеренгами крытых повозок тек пахучий волнующий ветер [1-ая часть].
Глаголы говорения Говорить : говорил, говорило, проговорил, переговаривались, поговорил, поговаривает, уговаривал. Гутарить : гутарют, гутарят, гутаришь, гутарили, погутарил, загутарю. Сказать : сказал, сказала, сказывал, сказывали, скажу, скажите, высказал, высказала, подсказал, рассказывает, рассказывали.

Глаголы говорения

  • Говорить : говорил, говорило, проговорил, переговаривались, поговорил, поговаривает, уговаривал.
  • Гутарить : гутарют, гутарят, гутаришь, гутарили, погутарил, загутарю.
  • Сказать : сказал, сказала, сказывал, сказывали, скажу, скажите, высказал, высказала, подсказал, рассказывает, рассказывали.
Глаголы говорения

Глаголы говорения

Глаголы движения 1.  Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. С.4 2.  На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу. 3.  В курень его не ходил до смерти, не забывая обиды. 4.  В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. 5.  Из Туретчины привёл он жену. 6.  Шёл с ней за арбой с имуществом по хутору – высыпали на улицу все, от мала до велика. 7.  …лишь под скулами у него катались желваки, да промеж бровей проступил пот.

Глаголы движения

  • 1. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. С.4
  • 2. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу.
  • 3. В курень его не ходил до смерти, не забывая обиды.
  • 4. В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий.
  • 5. Из Туретчины привёл он жену.
  • 6. Шёл с ней за арбой с имуществом по хутору – высыпали на улицу все, от мала до велика.
  • 7. …лишь под скулами у него катались желваки, да промеж бровей проступил пот.

Категория времени глагола Авторское время: ( 1)Над Доном гулял ветер, сверкали крыльями чайки. (2)На пологий берег лениво наползала волна. (3)Тускло сияли под солнцем меловые горы, покрытые прозрачной сиреневой марью, а омытый дождями прибрежный лес за Доном зеленел молодо и свежо, как в начале весны.

Категория времени глагола

  • Авторское время:

( 1)Над Доном гулял ветер, сверкали крыльями чайки. (2)На пологий берег лениво наползала волна. (3)Тускло сияли под солнцем меловые горы, покрытые прозрачной сиреневой марью, а омытый дождями прибрежный лес за Доном зеленел молодо и свежо, как в начале весны.

Выводы Лексические значения глаголов говорения и речи широко используются как в прямом и в переносном значении. Широко в прямом и переносном значениях используются значения грамматических категорий времени, вида, лица и числа. Анализируя грамматическую категорию времени глаголов в художественном тексте, необходимо учитывать различие между грамматической категорией времени и понятием времени. Понятие времени включает в себя абсолютное время, авторское время, сюжетное время романа и время героев произведения. Временные функции глаголов в тексте различны. Особое место занимают формы прошедшего времени, поскольку они участвуют не только в описании картины мира донских казаков, величественной природы Донского края, но именно с их помощью, в первую очередь и осуществляется авторское повествование.

Выводы

  • Лексические значения глаголов говорения и речи широко используются как в прямом и в переносном значении.
  • Широко в прямом и переносном значениях используются значения грамматических категорий времени, вида, лица и числа.
  • Анализируя грамматическую категорию времени глаголов в художественном тексте, необходимо учитывать различие между грамматической категорией времени и понятием времени. Понятие времени включает в себя абсолютное время, авторское время, сюжетное время романа и время героев произведения.
  • Временные функции глаголов в тексте различны. Особое место занимают формы прошедшего времени, поскольку они участвуют не только в описании картины мира донских казаков, величественной природы Донского края, но именно с их помощью, в первую очередь и осуществляется авторское повествование.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!