Класс: 6
Тема урока: «Графический портретный рисунок»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: Закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.
Задачи:
— Образовательные: Повторить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, обучить технике рисования графическими средствами.
— Развивающие: Способствовать развитию творческой и познавательной активности; развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.
— Воспитательные: Воспитывать любовь к искусству; воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.
УУД:
— Личностные УУД: Уважительно относиться к искусству; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
— Регулятивные УУД: овладевать выразительными средствами изобразительного искусства — композицией, линией, цветом, различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовать место занятий.
— Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.
— Коммуникативные УУД: оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; овладеть умением вести диалог; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого.
Оборудование:
1. Для учителя: презентация по теме урока, иллюстративный материал на доске, учебник «Изобразительное искусство. 6 класс» (Л.А. Неменская)
2. Для учащихся: альбом, карандаши; учебник «Изобразительное искусство. 6 класс» (Л.А. Неменская).
Ход урока I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- приветствие;
2. Целеполагание. Определение темы.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
( Н. Заболоцкий. Портрет.)
- Кто написал эти строки? Что имел в виду поэт? (ответы детей).
У: Вы правы, речь пойдет о портрете. Тема нашего урока: « Графический портретный рисунок».
- Итак, о чем же мы с вами будем говорить на этом уроке? Что мы узнаем на этом уроке? Чему научимся? (ответы детей: Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.).
2. Актуализация знаний.
1) повторение;
Чтобы вспомнить материал прошлых уроков, решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете (использован кроссворд, опубликованный на сайтах infourok.ru; nsportal.ru). Работаем в парах.
Вопросы к кроссворду.
Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)
Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)
То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)
Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)
Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)
Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)
Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)
- проверка кроссвордов
2) определение портрета;
- Так, что же такое портрет. Вспомните значение этого слова.
В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. “На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека”. Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.
Что я вляется важнейшей особенностью портрета? ( не только внешнее сходство, но и внутренне).
3) проверка д/з;
На прошлых уроках мы с вами говорили, что существуют разные виды портретов.
Вспомним, по каким характеристикам делятся портреты.
Вид искусства, к которому относится портрет (живопись, графика и т.д.)
Назначение портрета( парадный, камерный).
Количество персонажей(индивидуальный, парный, групповой).
Персонажи на портрете( мужской, детский, смешанный).
Положение персонажа в картине(в полный рост, погрудный,поколенный, поясной,голова; стоящая натура, лежащая натура,сидящая)).
Разворот головы персонажа ( фас, профиль, три четверти).
- Расмотрим приеры. Для этого мы разделимся на группы. Каждая группа охарактеризует свой портрет.
4) работа со стихотворением Н. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”;
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Работа с текстом стихотворения (текст у каждого на парте)
Какие лица описал художник слова? Что он имел в виду, сравнивая лица с домами?
Задание: найти и подчеркнуть слова, которые раскрывают эмоциональное состояние человека
3) игра ««Угадай настроение».
Учитель раздаёт карточки (8 штук), по желанию, с изображением схемы работы мимических мышц. Стоя у доски, каждый участник, показывает работу этих мышц на своём лице, остальные дети угадывают передаваемое настроение.
А знаете ли вы, что ….. Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!
3. Введение нового материала.
Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил
увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Для художника задача не
только создать образ, но и показать его внутренний мир, раскрыть свое духовное я.
Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил
увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Для художника задача не
только создать образ, но и показать его внутренний мир, раскрыть свое духовное я.
Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил
увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Для художника задача не
только создать образ, но и показать его внутренний мир, раскрыть свое духовное я.
вступительная беседа;
Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил
увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Для художника задача не
только создать образ, но и показать его внутренний мир, раскрыть свое духовное я.
Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил
увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Для художника задача не
только создать образ, но и показать его внутренний мир, раскрыть свое духовное я.
“Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Техника, в которой выполнен портрет, является одним из важных факторов, влияющих на образ созданного портрета. В Древнем Египте, Греции, Италии приоритет оставался за портретами, выполненными в камне (скульптура). В период Возрождения на первый план вышли портреты, выполненные маслом, которые до настоящего момента сохраняющие первенство. В 20-21 веке портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография) занимают нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными. Скульптурные портреты имеют мемориальную и памятную функцию и создаются реже живописных. Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов.
Говорить мы сегодня будем о портрете в графике, тема урока «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека»,
2) работа с учебником (стр.112-115)
Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика.
Найди в тексте ответы на вопросы.
Почему портретный графический рисунок стал популярным? (Дает возможность более быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека)
Какие особенности графики позволяют художнику выявить самое главное в индивидуальности человека? (Условность и лаконичность графического языка)
Рассмотрите репродукции на страницах учебника.
Какими материалами работают в графике? (Сангина, пастель, карандаш и уголь, а также восковые мелки и тушь).
Прочитай из учебника, что является основными средствами выражения в графике. (Линия, штрих и пятно).
Сегодня на улицах города можно встретить художников, которые пишут графические портреты с натуры . В нашей области тоже есть художники-портретисты
Какое состояние души передают данные портреты?
Что помогает художнику передать настроение?
3) работа со стихотворением Н. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”;
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Работа с текстом стихотворения (текст у каждого на парте)
Какие лица описал художник слова? Что он имел в виду, сравнивая лица с домами?
Задание: найти и подчеркнуть слова, которые раскрывают эмоциональное состояние человека
4) игра ««Угадай настроение».
Учитель раздаёт карточки (8 штук), по желанию, с изображением схемы работы мимических мышц. Стоя у доски, каждый участник, показывает работу этих мышц на своём лице, остальные дети угадывают передаваемое настроение.
-
А знаете ли вы, что ….. Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!
3. Физминутка.
Встали дети, вышли из дома (из-за парты).
Закрыли дом – (руки завели за спину, сложили замок на лопатках, одна рука заводится снизу другая сверху – потом наоборот).
Встретили друга, поздоровались с ним (одной рукой, затем другой).
Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).
Вы обиделись – (показали мимикой лица обиду).
Друг дает вам цветок – вы удивились (показали мимикой лица удивление).
Улыбнулись друг другу.
– Ребята, а каких художнико-портретистов нашего края вы знаете?
(Лукиа́н Васи́льевич Попо́в, ПОРТРЕТЫ С НАТУРЫ: НАТАЛЬЯ ВЕРКАШАНЦЕВА ПРЕЗЕНТУЕТ КНИГУ-АЛЬБОМ О ХУДОЖНИКАХ ОБЛАСТИ
Практическое задание.
Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет, который будет отражать настроение. Вы должны представить, каким он будет: лирическим, героическим, задумчивым и т.д.. Главное, делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций).
Повторение пропрций лица ( вызываю одну из учениц к доске, которая по схеме объясняет);
- Три расстояния — от подбородка до основания носа, от основания носа до уровня линии бровей и от линии бровей до линии корней волос — равны между собой.
- Расстояние между крыльями носа равно расстоянию между глазами (точнее между слезничками) и равно видимому размеру глаза от слезничка до наружного края глаза.
- Вертикальная линия должна соединять наружный угол губ и внутренний край радужной оболочки глаза.
Игра « Составь портрет»;
Учащиеся складывают пазл.
Выполнение практической работы;
1. Выполнить графический рисунок, показать характерные черты лица, постараться передать в рисунке самое главное - выражение лица своего товарища.
2. Самостоятельное выполнение задания: расположение листа (вертикально или горизонтально), расположение на бумаге изображения головы ( по середине листа), выполнение рисунка линией, штрихом, пятном.
5. Итоги. Рефлексия.
Анализ рисунков. Что получилось? Над чем нужно поработать?
- Вернемся к целям нашего урока.
- Что нового вы узнали?
— Что больше всего вам запомнилось?
-Если вам понравился наш урок, то нарисуйте веселый смайл, если нет, то нарисуйте грустный.
6 . Оценки. Д/з.
Подготовить материал о художниках- портретистов.
6
7
3
1 пп
2
5
4
6
7
3
1
2
5
4
6
7
3
1
2
5
4