СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка составлена с использованием интернет-ресурсов nsportal.ru и др.

Просмотр содержимого документа
«Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.»

Класс: 6

Тема урока: «Графический портретный рисунок»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: Закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Задачи:

— Образовательные: Повторить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, обучить технике рисования графическими средствами.

— Развивающие: Способствовать развитию творческой и познавательной активности; развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

— Воспитательные: Воспитывать любовь к искусству; воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

УУД:

— Личностные УУД: Уважительно относиться к искусству; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

— Регулятивные УУД: овладевать выразительными средствами изобразительного искусства — композицией, линией, цветом, различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовать место занятий.

— Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

— Коммуникативные УУД: оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; овладеть умением вести диалог; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого.

Оборудование:

1. Для учителя: презентация по теме урока, иллюстративный материал на доске, учебник «Изобразительное искусство. 6 класс» (Л.А. Неменская)

2. Для учащихся:  альбом, карандаши; учебник «Изобразительное искусство. 6 класс» (Л.А. Неменская).

Ход урока I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- приветствие;

2. Целеполагание. Определение темы.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

( Н. Заболоцкий. Портрет.)

- Кто написал эти строки? Что имел в виду поэт? (ответы детей).

У: Вы правы, речь пойдет о портрете. Тема нашего урока: « Графический портретный рисунок».

- Итак, о чем же мы с вами будем говорить на этом уроке? Что мы узнаем на этом уроке? Чему научимся? (ответы детей: Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.).

2.   Актуализация знаний.

1) повторение;

Чтобы вспомнить материал прошлых уроков, решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете (использован кроссворд, опубликованный на сайтах infourok.ru; nsportal.ru). Работаем в парах.

Вопросы к кроссворду.

  1. Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)

  2. Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)

  3. То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)

  4. Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)

  5. Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)

  6. Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)

  7. Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

- проверка кроссвордов

2) определение портрета;

- Так, что же такое портрет. Вспомните значение этого слова.

В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. “На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека”. Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

Что я вляется важнейшей особенностью портрета? ( не только внешнее сходство, но и внутренне).

3) проверка д/з;

На прошлых уроках мы с вами говорили, что существуют разные виды портретов.

Вспомним, по каким характеристикам делятся портреты.

  1. Вид искусства, к которому относится портрет (живопись, графика и т.д.)

  2. Назначение портрета( парадный, камерный).

  3. Количество персонажей(индивидуальный, парный, групповой).

  4. Персонажи на портрете( мужской, детский, смешанный).

  5. Положение персонажа в картине(в полный рост, погрудный,поколенный, поясной,голова; стоящая натура, лежащая натура,сидящая)).

  6. Разворот головы персонажа ( фас, профиль, три четверти).

- Расмотрим приеры. Для этого мы разделимся на группы. Каждая группа охарактеризует свой портрет.

4) работа со стихотворением Н. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”;

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг, 
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня 
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот 
Составлена песня небесных высот.

Работа с текстом стихотворения (текст у каждого на парте)

Какие лица описал художник слова? Что он имел в виду, сравнивая лица с домами?

Задание: найти и подчеркнуть слова, которые раскрывают эмоциональное состояние человека

3) игра ««Угадай настроение».

Учитель раздаёт карточки (8 штук), по желанию, с изображением схемы работы мимических мышц. Стоя у доски, каждый участник, показывает работу этих мышц на своём лице, остальные дети угадывают передаваемое настроение.


А знаете ли вы, что ….. Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!

3. Введение нового материала.

Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил

увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Для художника задача не

только создать образ, но и показать его внутренний мир, раскрыть свое духовное я.

Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил

увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Для художника задача не

только создать образ, но и показать его внутренний мир, раскрыть свое духовное я.

Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил

увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Для художника задача не

только создать образ, но и показать его внутренний мир, раскрыть свое духовное я.

  1. вступительная беседа;

  2. Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил

  3. увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Для художника задача не

  4. только создать образ, но и показать его внутренний мир, раскрыть свое духовное я.

  5. Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил

  6. увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Для художника задача не

  7. только создать образ, но и показать его внутренний мир, раскрыть свое духовное я.

“Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Техника, в которой выполнен портрет, является одним из важных факторов, влияющих на образ созданного портрета. В Древнем Египте, Греции, Италии приоритет оставался за портретами, выполненными в камне (скульптура). В период Возрождения на первый план вышли портреты, выполненные маслом, которые до настоящего момента сохраняющие первенство. В 20-21 веке портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография) занимают нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными. Скульптурные портреты имеют мемориальную и памятную функцию и создаются реже живописных. Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов.

Говорить мы сегодня будем о портрете в графике, тема урока «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека»,

2) работа с учебником (стр.112-115)

Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика.

Найди в тексте ответы на вопросы.

  1. Почему портретный графический рисунок стал популярным? (Дает возможность более быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека)

  2. Какие особенности графики позволяют художнику выявить самое главное в индивидуальности человека? (Условность и лаконичность графического языка)

Рассмотрите репродукции на страницах учебника.

  1. Какими материалами работают в графике? (Сангина, пастель, карандаш и уголь, а также восковые мелки и тушь).

  2. Прочитай из учебника, что является основными средствами выражения в графике. (Линия, штрих и пятно).

  3. Сегодня на улицах города можно встретить художников, которые пишут графические портреты с натуры . В нашей области тоже есть художники-портретисты

  4. Какое состояние души передают данные портреты?

  5. Что помогает художнику передать настроение?

3) работа со стихотворением Н. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”;

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг, 
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня 
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот 
Составлена песня небесных высот.

Работа с текстом стихотворения (текст у каждого на парте)

Какие лица описал художник слова? Что он имел в виду, сравнивая лица с домами?

Задание: найти и подчеркнуть слова, которые раскрывают эмоциональное состояние человека

4) игра ««Угадай настроение».

Учитель раздаёт карточки (8 штук), по желанию, с изображением схемы работы мимических мышц. Стоя у доски, каждый участник, показывает работу этих мышц на своём лице, остальные дети угадывают передаваемое настроение.

  1. А знаете ли вы, что ….. Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!

3. Физминутка.

  1. Встали дети, вышли из дома (из-за парты).

  2. Закрыли дом – (руки завели за спину, сложили замок на лопатках, одна рука заводится снизу другая сверху – потом наоборот).

  3. Встретили друга, поздоровались с ним (одной рукой, затем другой).

  4. Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).

  5. Вы обиделись – (показали мимикой лица обиду).

  6. Друг дает вам цветок – вы удивились (показали мимикой лица удивление).

  7. Улыбнулись друг другу.

  1. – Ребята, а каких художнико-портретистов нашего края вы знаете?

(Лукиа́н Васи́льевич Попо́в, ПОРТРЕТЫ С НАТУРЫ: НАТАЛЬЯ ВЕРКАШАНЦЕВА ПРЕЗЕНТУЕТ КНИГУ-АЛЬБОМ О ХУДОЖНИКАХ ОБЛАСТИ

 

  1. Практическое задание.

  1. Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет, который будет отражать настроение. Вы должны представить, каким он будет: лирическим, героическим, задумчивым и т.д.. Главное, делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций).

  2. Повторение пропрций лица ( вызываю одну из учениц к доске, которая по схеме объясняет);

- Три расстояния — от подбородка до основания носа, от основания носа до уровня линии бровей и от линии бровей до линии корней волос — равны между собой.

- Расстояние между крыльями носа равно расстоянию между глазами (точнее между слезничками) и равно видимому размеру глаза от слезничка до наружного края глаза.

- Вертикальная линия должна соединять наружный угол губ и внутренний край радужной оболочки глаза.

  1. Игра « Составь портрет»;

Учащиеся складывают пазл.

  1. Выполнение практической работы;

1.  Выполнить графический рисунок, показать характерные черты лица, постараться передать в рисунке самое главное -  выражение лица своего товарища.

2. Самостоятельное выполнение задания: расположение листа (вертикально или горизонтально), расположение на бумаге изображения головы ( по середине листа), выполнение рисунка линией,  штрихом, пятном.

5. Итоги. Рефлексия.

Анализ рисунков. Что получилось? Над чем нужно поработать?

- Вернемся к целям нашего урока.

- Что нового вы узнали?

— Что больше всего вам запомнилось?

-Если вам понравился наш урок, то нарисуйте веселый смайл, если нет, то нарисуйте грустный.

6 . Оценки. Д/з.

Подготовить материал о художниках- портретистов.





















6

7

3

1 пп

2







5











4






6

7

3

1

2





5











4





6

7

3

1

2





5











4














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!