1. Лекция. | · лектор полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. Хорошие возможности во время лекции оперативно изменить последовательность и полноту раскрытия тем (или отдельных вопросов), темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации; · возможность охвата большой аудитории; · относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при условии большого числа слушателей). | · низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала. · невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей; · высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель всегда эмоционально разнообразен и способен добиться высокого уровня внимания и активности («включенности») слушателей на всем протяжении лекции. · проведение лекционных занятий обычно жестко привязано к учебному расписанию. В случае отсутствия учащегося на занятиях ему бывает трудно восстановить пропущенный материал в полном объеме. |
2. Семинар | · семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному ранее материалу; · семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении дополнительно рекомендованной литературы; · семинары позволяют преподавателю за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент. | · семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8-25 человек; · ведущий семинара должен быть опытным и коммуникабельным человеком. |
3. Видеообучение. | · связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах; · наглядность и доступность подачи материала. Видео максимально приближено к жизни, с его помощью возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении; · возможность самообучения и повторения. Любой сотрудник в удобное для него время может взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям; · возможность многократного использования при групповых занятиях и индивидуально как для новых сотрудников, которым необходима адаптация к должности и повышения предыдущего уровня развития деловых навыков, так и для давно работающих сотрудников, чтобы освежить их знания, познакомить с новациями; · удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства людей; · видео — самая экономная форма обучения. Организация может купить видеокурс один раз, а использовать его неоднократно. | · любой просмотр оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать. (Поэтому необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы); · кино- и видеофильмы не позволяют учитывать индивидуальные различия в образовательном уровне и профессиональном опыте обучающихся; · при отсутствии внешнего контроля, когда никто не заставляет сотрудника «расти и совершенствоваться», довольно остро встает проблема внутренней мотивации. Для многих людей очень трудно бывает организовать себя, выделить время на учебу, заняться повышением своей квалификации или переобучением); |
4. Работы в парах, в группах | Способствуют формированию коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать свои мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде. | Нарушение дисциплины, шум на уроке, в обсуждении принимают участие учащиеся, имеющие лидерские качества, общительные, активные. Замкнутые учащиеся не могут высказать своё мнение. |
5. Домашнее задание | Необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я – сам» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно Ребенок остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит? Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение) Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен) Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных) Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки. Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т. п.) Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном условии – перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать что-то еще: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу. | Выполняется по желанию |