Просмотр содержимого документа
«Государственный бюджет»
Предмет: Экономика
Класс: 11 класс
Тема урока: «Государственный бюджет»
Цели урока:
- дидактическая: закрепление знаний о государственном бюджете, его расходных и доходных частях, формирование представления о принятии государственного бюджета;
- развивающая: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации;
- воспитательная: воспитание чувства патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к своей страны.
Задачи:
- личностные: проявлять интерес к своему государству; осознавать себя частью государства;;
- метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение; находить необходимую информацию в различных источниках; анализировать, делать выводы; уметь вести конструктивный диалог (К)
- предметные: знать составные части государственного бюджета; давать определение понятий: «государственный бюджет», «налоги», «доход», «расход», «профицит», «дефицит», «гос.долг»
-определять возможные варианты предотвращения дефицита государственного бюджета, влияния его на социальные программы государства
Ожидаемые результаты:
~ личностные: учащиеся смогут осмыслить роль государственного бюджета в развитии экономики страны, высказать собственное мнение о значении в государственного бюджета;
~ метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров доходной и расходной части государственного бюджета, сформулировать аргументы по проблеме принятия государственного бюджета, высказать собственное мнение;
~ предметные: учащиеся смогут назвать структуру государственного бюджета и этапы его принятия, дать определение понятиям государственный бюджет, профицит, дефицит, сбалансированный бюджет, составлять развернутый сложный план.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Используемые технологии: ИКТ, игровая деятельность.
Необходимое оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Раздаточный материал: карточки к игре, правила игры
Игровое поле
План урока:
I Вводная часть
Актуализация имеющихся знаний
Ознакомление с правилами игры
Формулировка темы и целей урока
II Основная часть (информационно-аналитический блок)
Обобщение и систематизация знаний и умений
Применение знаний и умений в новой ситуации
III Заключительная часть
Контроль усвоения и коррекция
Инструктаж домашнего задания
Рефлексия
Структура и ход урока:
Основные этапы организации учебной деятельности и их цели | | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Актуализация имеющихся знаний Цель: закрепление и углубление знаний по предмету | Беседа Слайд 2 Беседа | выполните задание 1 «Реши кроссворд» посмотрите видеофрагмент и попробуйте определить тему урока. сформулируйте тему урока. | Индивидуальная работа обучающихся по формулировке ответов. Коллективное обсуждение ответов. Ожидаемый ответ обучающихся: Государственная казна, распределение расходов, подсчет доходов Формулировка темы: «Государственный бюджет». | Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов построение логической цепи рассуждений Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми |
2. Ознакомление с правилами игры | Слайд 3 Беседа Беседа Доска | Объясняет правила игры Класс или группа обучающихся разбивается на команды по 4-5 человек. Каждой группе выдается кроссворд (Приложение 1). Первая группа, которая заканчивает заполнение кроссворда, начинает игру. Участники игры в определенном ранее порядке начинают бросать игровой кубик, и, в зависимости от выпавшего числа, начинают перемещать свою фишку по полю (Приложение 5), начиная с клетки «Старт». Само поле разбито на 4 части, которые отражают 4 стадии бюджетного процесса (1) составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов; рассмотрение и утверждение проектов бюджетов; 3) исполнение бюджетов; 4) составление, рассмотрение и утверждение отчетов по рассмотрению бюджетов). Клетки каждой стадии имеют значки своего цвета, соответствующие каждой стадии бюджетного процесса, а также игровые карточки с аналогичными значками. Всего поле имеет 4 типа клеток. Побеждает команда, которая первой добралась до финиша. | Знакомятся с правилами, разбиваются на команды | Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного Личностные самоопределение себя как гражданина России |
3. Формулировка темы и целей урока Цель: поиск решения учебной задачи. | Беседа | Организует устный коллективный анализ учебной задачи. ?? Предложите ваши варианты решения учебной задачи. ?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы? ?? Для чего нам знать об этом? | Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о имеющихся знаний Ожидаемый ответ обучающихся: необходимо знать экономику своей страны | Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Личностные действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность |
4. Обобщение и систематизация знаний и умений Цель: систематизация полученных знаний и умений. | Слайд 4 Запись | Организует игру для решения учебной задачи. Подпишите названия команд. Давайте приступим к игре, первая команда начинает | | Познавательные: извлечение необходимой информации из текста; показывать на карте битвы и ход Северной войны; рассказывать об причинах, этапах и итогах войны; свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; извлечение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; извлечение необходимой информации из текста документа; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него Личностные: жизненное самоопределение; формирование представлений о ценности труда; формирование представлений о ценности человеческой жизни; |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений. | Доска Беседа | Организует выполнение заданий | Обучающиеся работают в парах, исправляют ошибки | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование представлений о ценности бережного отношения к природе |
6. Контроль усвоения и коррекция Цель: контроль. | | Составить сложный план Государственный бюджет Проверка ответов. | Обучающиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах | Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; построение логической цепи рассуждений Регулятивные: коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях |
8. Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач. | Слайд 13 | Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний. Домашнее задание: Составьте схему методы преодоления дефицита государственного бюджета Изобразить карикатуру Гос.бюджет | Обучающиеся записывают домашнее задание. | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи Коммуникативные: умение слушать. |
9. Рефлексия. Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий | Слайд 14 | Создаёт условия для осмысления ребенком своих действий. Задание классу: | Обучающиеся рефлексируют, оценивают свою работу на уроке. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения Личностные: формирование навыков самооценки |