Голландская живопись XVII века – своеобразный феномен в европейском искусстве. Этот период отличался творческой активностью живописцев, их огромной продуктивностью и высоким уровнем мастерства, чему содействовала система художественного рынка, благодаря которой произведения искусства вошли в широкий торговый оборот.
Но это не единственная причина. В начале XVIIвека страна переживала творческий подъем, связанный с обретением независимости, который и предопределил весь ее художественный климат. Пожалуй, в истории искусства нет такого примера, чтобы живопись заняла столь большое место в жизни общества, так естественно вошла в повседневный быт на всех его социальных уровнях, как в Голландии.
17 век называют Золотым веком Голландской живописи.
Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох
Основные жанры:
Портрет
Автопортрет
Пейзаж
Натюрморт
В 1640-1660-е гг. живопись Голландии переживала расцвет.
Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft, 1632–1675) известен также как Вермеер Дельфтский. До наших дней дошло 34 его достоверно подлинных работы. Мастер бытовой и жанровой живописи. Самая известная картина художника « Девушка с жемчужной сережкой». Эта картина принесла ему мировую известность.
Надо отметить склонность художника к экспериментам. Ему доставляло удовольствие играть с перспективой, писать необычные ракурсы, помещать на картины зеркала, расширяя тем самым пространство. Зачастую интерьер становится главным героем полотна наравне с людьми.
Ещё одна картина - «Молочница» (Het melkmeisje, 1658–1661) - вошла в историю голландской живописи благодаря своей почти абсурдной простоте и живости обыденного сюжета.
Вермеер увековечил ежедневные рутинные обязанности одной из служанок. Девушка сосредоточенно выполняет привычное для неё действие – наливает молоко в миску. Свет из окна падает на её лицо, выражающее спокойствие и лёгкую усталость. Помимо этих элементов на картине лишь две корзины, висящие на стене, и незамысловато накрытый стол. Это произведение искусства притягивает взгляд и восхищает своей простотой и гениальностью.
На самом деле, написание картин едва ли было основным занятием Вермеера. За год он мог создать не более двух-трёх полотен. Мастер творил, наслаждаясь процессом, стремясь запечатлеть не сиюминутный порыв, а максимально продуманный и обобщённый портрет времени. Вермееру претили экспрессия и пафос, он стремится подчеркнуть обыденность и простоту жизни.
Реалистические тенденции в живописи можно наблюдать в творчестве великого голландского художника Рембрандта.
Творчество Рембрандта уже само по себе представляет целую эпоху. Оно многогранно, и его вклад в развитие графики, искусства рисунка и офорта тоже не менее значителен. Однако в первую очередь Рембрандт- уникальный мастер живописи.
Творческий путь Рембрандта четко разделен на два периода, границей между которыми явилось созданное в 1642 г. полотно «Ночной дозор».
Герои Рембрандта – это обычные люди со всеми их противоречивыми качествами характера; среди них есть место и мудрым, благородным , сильным, и слабым, жестоким или находящимся в плену у какой-либо страсти. Мир этих персонажей сложен и многолик, как сама жизнь. Однако гениальность рембрандтовской кисти состоит в том, что сквозь все персонажи проступает личность художника, его чувства, его видение и ощущение реальности.
«Возвращение блудного сына» . Сцена примирения раскаявшегося в своем беспутстве сына и всепрощающего отца по тонкости изображения человеческих переживаний, остается непревзойденной в мировом искусстве. Композиция сводится к нескольким монументальным обобщенным фигурам, главными из которых являются словно согретые теплым золотистым светом фигуры отца и коленопреклоненного сына. Жесты, мимика одновременно и сдержанны, просты и исключительно выразительны.
Соединение качеств рисовальщика и живописца помогли проявить Рембрандту еще одну грань своего таланта. Рембрандт после Дюрера (художника немецкого Возрождения) стал вторым величайшим мастером в истории гравюры.
Но среди современников выдающиеся творения художника не нашли ни отклика, ни признания. Умер Рембрандт в нищете, всеми забытый. Только в XVIII в. европейский художественный мир сумел оценить по достоинству творческое наследие великого мастера.
Малые голландцы
Термин «малые голландцы» принят преимущественно в российском искусствоведении. Он не носит оценочного характера и никоим образом не характеризует роль и место художников в истории живописи, равно как и масштаб их таланта.
Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов; во-вторых, интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни. В сущности, к малым голландцам можно отнести практически всех голландских художников XVII века, за исключением Рембрандта и Халса, создававших в числе прочего и монументальные произведения.
Малые голландцы продолжили традиции мастеров эпохи Возрождения. Сюжеты их картин были преимущественно светскими, хотя и содержали скрытые религиозные и философские символы.
Бытовой жанр, прежде считавшийся «низким», приобрёл в Голландии XVII века чрезвычайно широкую популярность. Он изображал сцены из жизни различных слоёв общества: бюргеров, крестьян, военных, врачей, учёных.
В пейзаже отразилось стремление голландцев увековечить в искусстве облик родины, родного дома.
Помимо трёх основных жанров, малые голландцы также писали картины в анималистическом жанре.