СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гнозис и праксис в диагностике психического развити ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В заключениях ряда специалистов, в частности психологов, нейропсихологов, дефектологов, часто можно встретить термины: «гнозис», «мнезис», «праксис». Что же они обозначают? 

Просмотр содержимого документа
«Гнозис и праксис в диагностике психического развити ребенка»

Что обозначают термины «гнозис», «мнезис», «праксис»?

В заключениях ряда специалистов, в частности психологов, нейропсихологов, дефектологов, часто можно встретить термины: «гнозис», «мнезис», «праксис». Что же они обозначают?

Гнозис — собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности.

• Предметный зрительный гнозис — наиболее важный для ориентации в окружающей действительности, с помощью него человек различает предметы. Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений.

• Цветовой гнозис также развивается постепенно. Вначале осваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем — менее яркие — белый, черный, коричневый, оранжевый.

• Лицевой гнозис — особый вид зрительного гнозиса, который формируется относительно изолированно от остальных видов зрительно-гностической деятельности. Первым, что усваивает ребенок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. Затем приобретается способность различать и запоминать другие лица.

• Симультанный гнозис — это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выделяя существенные и второстепенные признаки.

• Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов, реализующихся во времени.

• Тактильный гнозис — это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы.

✍Термин «мнезис» в переводе с латыни означает память. Это зрительная память (мнемическая деятельность, мнезис – память, зрительный анализ и синтез) – необходимая функция для формирования навыка письма и чтения.

Праксис – практическое (предметное) действие.

Предметные действия бывают:



1. Кинестетические (чувствительные) – афферентные («центро-стремительные»), подразумевают направление нервных импульсов от периферии к центру.

2. Кинетические (двигательные) – эфферентные («центробежные»), подразумевают направление нервных импульсов от центра к периферии.

Виды праксиса:

• Символическиий праксис – способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации);

• Пальцевый праксис свидетельствует о значительной степени дифференцированности кистевых действий;

• Оральный праксис – умение по заданию подуть, поцокать, пощелкать языком, надуть щеки и т.д. Он формируется на основе менее предметных, а следовательно, более абстрактных действий;

• Артикуляционный праксис – способность произносить звуки речи и их серии (слова). Это наиболее сложный из всех видов праксиса.

Афферентный артикуляционный праксис — это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляцион¬ные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.



Эфферентный артикуляционный праксис — это способность произносить серии звуков речи.

Нарушение способности воспроизводить практические действия называется апраксия. Принципиально важно, что при апраксии человек теряет способность выполнять движения и действия именно произвольно. Непроизвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!