СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные звуки (продолжение). Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ебятишки под вечер были опять возле дома Сказочника. Они с нетерпением ждали раскрытия дальнейших тайн гласных. Старик усадил детей и рассказал им о продолжении экскурсии по дому «Буквинску».

 

 

— Как только я очутился в кровати, сразу же произнёс заклинание, которому меня научила фея Графика: «Раз, два, три... Графика, «Буквинск» покажи!»

Уже по привычке зажмурил глаза, а когда всё стихло... оказался прямо у «Буквинска»! Феи уже поджидали меня. Фонетика произнесла: «Здравствуй! Сегодня ты продолжишь открывать тайны гласных. Готов подняться к ним на этаж»?

Конечно, я сгорал от нетерпения! Ещё бы! Сегодня меня ждала экскурсия и знакомство с остальными жителями этажа гласных!

Когда мы поднялись на предпоследний этаж, фея Графика нажала на скрипичный ключ — дверь на этаж открылась, и появилась надпись: «Квартиры мягких командиров».

 

 

Из-за дверей и на этом этаже раздавалось пение. Да это и понятно! Ведь тут жили буквы, обозначающие гласные звуки, а они очень любят петь — это я усвоил на предыдущей экскурсии! По коридору проходил буквёнок И. Он нам очень обрадовался, тут же продемонстрировал своё умение петь песенку:

 

— И-и-и! И-и-и!

 

Буквёнок остановился возле своей квартирки и пригласил нас в гости. Всё было так же, как и у буквят А, У, Э, О, Ы, которые жили на последнем этаже. Комната утопала в красном! Но я уже знал, что это любимый цвет гласных, поэтому не удивлялся. Мы сделали буквёнку И подарок — назвали слова, начинающиеся со звука [и]: ирис, Иван, игрушка. Буквёнок остался очень доволен!

 

Фея Фонетика поблагодарила буквёнка И за гостеприимство, попросив его познакомить нас с другими обитателями этажа. Буквёнок подбежал к следующей комнатке и постучал своим молоточком в дверь. Я ожидал увидеть ещё одно красненькое существо. Но... Каково же было моё удивление, когда обитатель квартирки предстал передо мной!

 

 

Он был красного цвета, как и остальные гласные буквята... Вместо ротика — карман, на котором написано «Ю». Но очень похож на ... кенгуру, потому что носил в кармашке какое-то существо!!! Обитатель кармана подмигнул мне, встряхнул своим задорным чубчиком и произнёс: «Й»!

Он был мягким и пушистым, зелёного цвета, казалось, что бугорок, поросший травкой, скрывается в столь необычном месте!

 

Видя моё замешательство, фея Фонетика представила мне буквёнка: «Знакомься, это Ю, а существо, сидящее в кармане, ОЧЕНЬ любит играть в прятки!»

Как бы подтверждая слова феи, необычное создание юркнуло внутрь и затаилось в кармашке!

 

Пока я рассматривал буквёнка Ю, наш знакомый И успел постучать своим молоточком в остальные квартирки на этаже. Из дверей выходили буквята. Они все были похожи друг на друга как две капли воды: красного цвета, вместо ротика — карман, на котором написана или буква Я, или Е, или Ё, у каждого в кармашке прятался необычный жилец!

 

Буквята Я, Е, Ё, Ю окружили меня и стали приглашать к себе в гости. Я решил воспользоваться их предложением, чтобы выяснить всё подробнее.

Войдя в квартирку к буквёнку Ю, я был удивлён! Ожидал увидеть красное жилище, а тут... Впрочем, смотрите сами!

 

 

Алого цвета было действительно много, но присутствовала и зелёная краска. Стены окрашены в светло-зелёный, и на них какие-то ярко-зелёные квадратные украшения, напоминающие существо из кармашка...

Фея Фонетика предложила:

— Произнеси: «Ю-ю-ю!» Что слышишь?

Я повторил:

— Ю-ю-ю-у-у-у!.. Почему-то [у]!

Я с удивлением взглянул на фею Фонетику.

Но она была чем-то недовольна.

Я постарался точнее произнести:

— Ю-ю-ю-у-у-у!

И тут вдруг почувствовал, что действительно при произнесении появляется что-то ещё!!!

— Понял! Понял!!! Когда мы произносим «ю», слышится [й'у]!

 

Фея Фонетика улыбнулась.

— Совершенно верно! — произнесла она. — Вот кто сидит в кармашке у буквят — [й']! Это согласный звук, он ВСЕГДА мягкий, как травка, поэтому в квартирке у буквёнка Ю есть зеленые краски!

 

А фея Графика тут же нарисовала вот такую картинку:

 

 

— А теперь попробуй произнести имена других окруживших тебя буквят.

 

Я произнёс:

— Я-а-а! — И тут же у буквёнка Я зелёное существо подпрыгнуло вверх! А фея Графика продолжала свои зарисовки:

 

 

— Ё-о-о! — И зелёное создание выглянуло из кармашка Ё.

 

 

— Е-э-э! — Зелёный пушистик помахал мне из кармашка Е.

 

 

— Я понял! У буквят Е, Ё, Ю, Я в кармашке прячется [й']! Он пушистый и мягкий, как зелёная травка. Но почему-то это существо иногда выглядывает из кармашка, а иногда скрывается там!

 

Фея Фонетика улыбнулась и спросила:

 

— Готов к экспериментам?

— Конечно!

— Йотик действительно не всегда готов показаться, а только в трёх случаях. А вот в каких — попробуй догадаться. Вот тебе первая подсказка. Произнеси слова, которые напишет фея Графика.

 

Фея Графика написала в воздухе своим волшебным пером: «яма», «юнга», «ёлка», «ель».

 

Я произнёс:

— Яма! Юнга! Ёлка! Ель! — тут же у буквят Я, Ю, Ё, Е из кармашков показались задорные мордашки Йотиков. Но почему они решили выглянуть наружу? Я внимательно присмотрелся к словам, написанным феей Графикой... и понял!

 

— Буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах стоят первыми, и тогда они обозначают 2 звука: [й'а]ма, [й'у]нга, [й'о]лка, [й'э]ль!!!

 

Феи были очень довольны... Графика опять взялась за своё волшебное перо. Вот такую подсказку она изобразила: слово — это прямоугольник, а когда буквята Е, Ё, Ю, Я  стоят на первом месте, они обозначают 2 звука!

 

 

— Лови вторую подсказку! — произнесла Фонетика и указала на написанные Графикой в воздухе слова: «вьюга», «обезьяна», «въезд», «подъём».

И как только я начал произносить эти слова, Йотики опять показались из своего укрытия. В чём же тут дело? Всё очень просто! Ю стоит после Ь, Я стоит после Ь, Е стоит после Ъ, Ё стоит после Ъ...

 

— Получается, что когда Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь или Ъ знаков, они тоже обозначают 2 звука: вь[й'у]га, обезь[й'а]на, въ[й'э]зд, подъ[й'о]м!!!

Фея Фонетика улыбалась, а Графика волшебным пером изобразила вот что:

 

 

— Осталась третья подсказка! — произнесла Фонетика. — Сможешь одолеть?

А фея Графика уже выводила новые слова: «моё», «уютно», «маяк», «боец».

Внимательно присмотревшись к ним, я открыл и эту тайну гласных! Смотрите сами: в слове «моё» Ё стоит после О; в слове «уютно» Ю стоит после У; в слове «маяк» Я стоит после А; в слове «боец» Е стоит после О!

 

— Е, Ё, Ю, Я стоят после... гласных букв, и тогда они тоже обозначают по 2 звука: мо[й'о], у[й'у]тно, ма[й'а]к, бо[й'э]ц!!!

А фея Графика уже рисовала:

 

 

Буквята Е, Ё, Ю, Я запрыгали вокруг меня, Йотики от радости чуть не вывалились из кармашков! Все были рады тому, что я раскрыл тайну появления Йотиков.

 

А чтобы я запомнил гласные буквы, обозначающие 2 звука, меня пригласили на... шоу «Уральские пельмени»! Оказывается, имя популярной девушки из этой программы поможет нам!

 

 

Нужно лишь вспомнить, что ЕЁ зовут ЮлЯ!

Гласные из этой фразы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука!

 

Фея Фонетика произнесла: — Мой друг, но иногда бывает так, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук! — Как же так?

— Об этом ты узнаешь чуть позже. А пока фея Графика подарит тебе картину, глядя на которую, ты будешь вспоминать о сегодняшнем путешествии:

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!