Годовая итоговая контрольная работа по биологии 6 класс
Выполнила: учитель биологии высшей категории
МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
Афанасьева Тамара Владимировна 2014-2015 учебный год.
Вариант 1
Задание 1. Выбери один верный ответ
1. Хлорофилл – благодаря которому в клетках происходит фотосинтез:
а) ускоряет химические реакции в) поглощает углекислый газ.
с) поглощает солнечную энергию и использует для синтеза веществ.
2. Возраст дерева можно определить по:
а) толщине стебля в) высоте стебля с) по числу годичных колец в древесине
д) числу ветвей.
3.В клетках кожицы лука в отличие от клеток листа герани нет:
а) хлоропластов в) ядра с) цитоплазмы д) оболочки :
4. Об условии жизни растений в разные годы можно узнать по толщине:
а) сердцевины б) пробки с) годичных колец д) коры.
5. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается:
а) околоплодник в) зародыш с) эндосперм д) семенная кожура.
6. Что развивается из стенок завязи:
а) семенная кожура в) зародыш с) околоплодник д) эндосперм.
7. Наука, о растениях:
а) ботаника в) зоология с) анатомия д) география.
8. Растение при дыхании поглощает :
а) кислород в) водород с) азот д) углекислый газ.
9. Сердце у млекопитающих:
а) двухкамерное в) трехкамерное с) четырехкамерное д) однокамерное
10. Насекомое, с полным превращением :
а) таракан в) саранча с) бабочка д) кузнечик. е) вошь.
11. Окраску листьям придают :
а) лейкопласты в) хромопласты с) хлоропласты
Задание 2 Работа с текстом.
Прочитайте текст «Способы питания» . Ответьте на вопросы после текста
Способы питания
Для всех живых организмов характерны следующие жизненные проявления: дыхание, питание, выделение, рост, развитие , размножение и др. за миллионы лет эволюции жизни на Земле выработались различные формы питания.
Одни живые организмы приспособились поглощать готовые органические вещества из водной среды. Этот, самый первый способ питания, который появился у одноклеточных организмов в первобытном океане, называется гетеротрофным.
Другие организмы «решили» использовать вещества, находящиеся вокруг них в неограниченном количестве. Это очень простые неорганические вещества – углекислый газ и воду. Для того чтобы сделать из этих совершенно несъедобных веществ полезные и нужные, необходимо затратить энергию. «Хитрецы» придумали позаимствовать ее у Солнца, щедро поставляющего на Землю свет и тепло.
До сих пор на нашей планете существуют и те, и другие организмы. Но со временем появились более крупные, многоклеточные существа. Им уже было мало крошечных частиц пищи, они стали заглаживать и переваривать белее крупные порции готовых органических веществ. Так питаются многие беспозвоночные, все позвоночные и человек в том числе.
Используя содержание текста «Способы питания» и свои знания ответьте на следующие вопросы :
1. Объясните, о каких способах питания идет речь в тексте?
2. Чем и как питаются грибы и бактерии?
3. Что было бы на Земле, если бы не появились организмы способные к фотосинтезу?
Вариант 2
Задание 1. Выбери один верный ответ
- Ботаника - это наука, изучающая :
а) растения в) животных с) человека д) микроорганизмы.
- Растение при дыхании выделяет :
а) кислород в) водород с) азот д) углекислый газ.
- Вещества от корня в лист передвигаются по :
а) лубу в) древесине с) сердцевине д) пробке.
- Ветром распространяются семена :
а) гороха в) яблони с) одуванчика д) томата.
- Выполняют функцию первичного листа семядоли:
а) ячменя в) пшеницы с) лука д) фасоли
- Главная часть цветка:
а) цветоножка в) пестик с) чашечка д) цветоложе.
- Размножают луковицами:
а) фасоль в) астру с) чеснок д) яблоню.
- У микроскопа, увеличивающего в 300 раз на объективе указано 20, а на окуляре:
а) 600 в) 280 с) 150 д) 15.
- Погруженные полностью в воду семена растений гибнут от недостатка
а) воздуха в) света с) тепла д) питательных веществ.
- Фотосинтез происходит в:
а) лейкопластах в) хлоропластах с) лизосомах д) рибосомах.
11. Гриб подберезовик получает от березы?
а) защиту от солнца в) минеральные вещества
с) воду д) органические вещества
Задание 2. Работа с текстом.
Прочитайте текст «Способы размножения» . Ответьте на вопросы после текста
Способы размножения
Считается, что жизнь на Земле появилась с того времени, как организмы, состоящие из разнообразных химических веществ, смогли воспроизводить себе подобных. На первых этапах эволюции это было бесполое размножение. Оно происходило довольно просто: материнская две клетка делиться на две дочерние. У многоклеточных появилось размножение спорами, вегетативное, фрагментация, почкование и др. В бесполом размножении принимает участие только одна особь и, соответственно, только ее генетический материал. В результате потомство генетически однородным.
Появление сначала полового размножения стало настоящим прорывом эволюции живых организмов. Перекомбинация признаков и слияние гамет от двух организмов привело к тому, что потомство стало генетически разнообразным. Это сделало возможным естественный отбор, формирование приспособленности к изменяющимся условиям среды и привело к появлению новых форм животных и растений.
Многие живые организмы, которые могут размножаться бесполым и половым путем, в благоприятных условиях дают многочисленное потомство бесполым путем. А при изменении условий в худшую сторону переходят к половому размножению. Это способствует сохранению вида.
Используя содержание текста «Способы питания» и свои знания ответьте на следующие вопросы:
- В чем принципиальные отличия бесполого и полового размножения?
- Почему до сих пор существуют организмы, размножающиеся бесполым путем?
- Почему при изменении условий в худшую сторону некоторые организмы, способные к бесполому размножению, начинают размножаться половым путем?