СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География сегодня

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«География сегодня»

Поурочный план по географии

Дата 29.09.2020 Класс 5к №урока4

Тема урока: География сегодня

Цель урока: сформировать представление о важности науки географии в жизни человека.

Предметные результаты:

понимать роль географии в познании окружающего мира;

объяснять роль различных источников географической информации;

выяснить, как и какими способами изучают Землю;

выяснить значение географии для практической деятельности человека;

определять значение современных географических исследований для общества;

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять цели урока;

определять возможные источники необходимых сведений;

уметь находить географическую информацию в газетах, журналах, Интернете;

анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать);

Личностные результаты:

понимать ценность географической информации для человечества;

ответственное отношение к учебе;

Ход урока

Мотивация и целеполагание.

Приветствие.

Проверка домашнего задания.

1. Эпоха великих географических открытий – это еще много имен и связанных с ними тайн и загадок. Найдите в дополнительной литературе интересные факты и загадки Эпохи Великих географических открытий, о которых мы не говорили на уроке.

2. Подготовьте статью в газету «Новые географические открытия», в которой опишите задачи науки географии в современном мире.

3. По желанию нанести маршруты великих путешественников на контурную карту.

Тест.

Вариант 1

1. Кто положил начало эпохи Великих географических открытий:

А) А.Веспуччи;

Б) Васко да Гама;

В) Х.Колумб;

Г) Ф.Магеллан.

2. Первое кругосветное плавание совершил:

А) Х. Колумб;
Б) В. Беринг;
В) Ф. Магеллан;
Г) Васко да Гама.

3. Какое значение имела экспедиция Васко да Гамы:

А) обогнула Африку с юга и открыла южную оконечность материка;

Б) пересекла Атлантический океан;

В) открыла Ю.Америку;

Г) достигла западных берегов Индии.

4. Открыли Антарктиду:

А) Васко да Гама и Христофор Колумб;

Б) Марко Поло и Афанасий Никитин;

В) Фаддей Белинсгаузен и Михаил Лазарев.

5. Прошёл проливом между Азией и Америкой, именем названа самая восточная точка материковой России и всей Евразии.

А) Иван Московитин;

Б) Семён Дежнёв;

В) Витус Беринг;

Г) Роберт Пири.

6. Предположил, что Земля шарообразна:

А) Аристотель;

Б) Эратосфен;

В) Птолемей.

7. Какое значение имела эпоха Великих географических открытий в изучении Земли?

…………………………………………………………………………………………………………………

8. Достиг Южного полюса:

А) Иван Московитин;

Б) Семён Дежнёв;

В) Витус Беринг;

Г) Руал Амудсен.

9. Совершил три кругосветных путешествия, расширил торговые связи, колонизация новых земель.

А) Фернан Магеллан;

Б) Абел Тасман;

В) Джеймс Кук;

Г) Фаддей Белинсгаузен.


Вариант 2

1. Морской путь в Индию открыл:

а) Васко да Гама;
б) Х. Колумб;
в) Ф. Магеллан;
г) А. Веспуччи.

2. Кто первым рассказал о существовании Тихого океана и назвал его так:

а) А. Веспуччи;
б) Х. Колумб;
в) Ф. Магеллан;
г) Васко да Гама.

3. Кто впервые сделал вывод, что открытая Колумбом земля - неизвестная ранее суша:

а) Х. Колумб;
б) Р. Скотт;
в) Васко да Гама;
г) А. Веспуччи

4. Открыт Беринговый пролив:

а) Иван Московитин;

б) Семён Дежнёв;

в) Витус Беринг;

г) Роберт Пири.

5. Открыли Антарктиду:

а) Марко Поло и Афанасий Никитин;

б)Америго Веспуччи и Фернан Магеллан;

в)Абел Тасман и Джеймс Кук;

г)Фаддей Белинсгаузен и Михаил Лазарев.

6. Впервые употребил термин «география», создал первую карту:

а) Аристотель;

б) Эратосфен;

в) Птолемей.

7. Назовите причины поиска европейцами новых земель.

8. Открыл Австралию:

а) Фернан Магеллан;

б) Абел Тасман;

в) Джеймс Кук;

г) Фаддей Белинсгаузен.

9. Первым достиг Северного полюса:

а) Иван Московитин;

б) Семён Дежнёв;

в) Витус Беринг;

г) Роберт Пири.

Восстанови последовательность.

На доске прикреплено магнитом не по порядку картинки с изображением материков и открывателей.

Составить текст по рисункам на тему: «Как люди открывали Землю» соблюдая последовательность событий.

Актуализация знаний и умений

Объявление темы урока.

Откройте учебник на странице 16. Какая у нас сегодня тема? «География сегодня».

На уроке нам нужно узнать ответы на два главных вопроса:

1. Как сегодня собирают информацию о Земле?

2. Откуда получают и где хранят географическую информацию?

Продолжи предложение.

1. На уроке мы пользуемся настенной …. (картой)

2. Собрание карт называется …. (атласом)

3. Описание стран, городов, рек, народов можно найти в ….. (энциклопедии)

4. Когда едем в другую страну на экскурсию мы берем с собой …. (путеводитель)

5. Очень современная энциклопедия, где хранится и помещается вся информация ….. (интернет)

6. Когда группа ученых собирается вместе в поход чтобы что-то исследовать это ….. (экспедиция)

Все что мы сейчас назвали можно объединить одним названием. Каким? (источники информации)

Беседа – обсуждение.

- Что такое источники информации? (ответы детей)

- Откуда древние люди получали географическую информацию о природе, о погоде, о соседях? (наблюдение, путешествия)

- А во время Эпохи Великих географических открытий? (экспедиции, путешествия, исследования, газеты, книги)

- Одним словом это традиционные источники информации.

- Как вы думаете, откуда можно взять информацию, изучая географию сегодня? (ответы детей)

- Их называют современными. (аэрокосмические снимки, навигаторы, Интернет )

Прием « Кластеры».

На доске записать ключевое слово «география» и с помощью общих букв составить схему.

- Какие источники географической науки мы уже знаем?

Карты и атласы; справочники; ресурсы интернет; космические и аэрофотоснимки; краеведческие книги и журналы; документальные фильмы о природе и населении; туристические карты; схемы и справочники, энциклопедии сборник научных и научно-популярных книг и статей в журналах и сборниках; отчёты о научных исследованиях; карта местности; справки о текучих проблемах в стране (телевидение, радио, газеты); фотоальбомы; прогноз погоды; рассказы очевидцев событий и путешественников; личные впечатление, путешествия, экспедиции, авиаразведка, космические корабли, спутники Земли, стационарные станции .

Освоение нового содержания и его применение.

Заполнение таблицы.

Давайте вместе подумаем, какую информацию дают нам разные способы сбора географической информации и составим таблицу:

Как собирают информацию о Земле.

Способ сбора информации

Результат

1. Путешествия, полевые исследования

Информация о сравнительно не- большой территории; о некоторых явлениях и процессах, на основе которых создаются описания, карты

2. Авиаразведка

Аэрофотоснимки обширных территорий. Создание на их основе более точных карт и описаний

3. Съёмка Земли из космоса

Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли и процессами, происходящими на ней. Прогноз изменений в природе.

Задание.

Я придумываю ситуацию, а вы называете источники географической информации, какими вы бы использовали в данной ситуации.

1. Вы едете на машине к своему другу в гости. Знаете точный адрес но по этой дороге едете впервые. (навигатор) Слово «навигация» в переводе с латинского означает «плыву на судне». Навигация — это наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных и космических аппаратов. Её задача — нахождение оптимального маршрута, определение местоположения, направления и значения скорости и других параметров движения объектов.

2. В результате кораблекрушения вы попадаете на необитаемый остров, вас мучает жажда и голод.

3. Родители неожиданно предложили съездить отдохнуть на экзотический остров о котором вы ничего не знаете.

4. Для доклада на уроке географии вам нужно описать хозяйство страны.

5. Друзья предложили вместе съездить куда-то, отдохнуть, нужно составить маршрут.

Обсуждение.

На сегодня очень важным источником информации для географии являются спутники. С их помощью можно собрать огромное количество информации даже в реальном времени.

- Сегодня человечеству необходимо непрерывное наблюдение за земной поверхностью. Как вы думаете, для чего? (информация об изменениях, прогнозирование ухудшений погоды, предупреждение о надвигающейся катастрофе, изучать влияние человека на климат и планету)

Следующий вопрос:

- Где хранить собранную географическую информацию?

Современные технологии позволили собрать огромное количество данных, карт, разнообразной информации в одном месте. Учёные создали географические информационные системы (ГИС).

Работа с учебником.

Чтобы обобщить и систематизировать сведения по теме выполните задания 1, 2, 3 и 5 учебника (с. 17-18),

Выводы и обобщение.

  1. Выводы. - Каково же значение космических технологий для развития географической науки?

Благодаря постоянному развитию космических технологий, география получает огромный потенциал для дальнейшего исследования поверхности нашей планеты. За счет постоянного увеличения качества космической съемки и методов ее проведения, ученые всего мира имеют своевременные факты в реальном времени о состоянии поверхности нашей планеты, а также об изменении ее природных комплексов. За счет получения космических снимков и спутниковых записей, научные центры получают возможность предсказывания погодных условий, причин изменения климатических особенностей регионов, а также в реальном времени отслеживают географические изменения, которые происходят на поверхности Земли и в ее атмосфере.


Рефлексия. Чемодан, мясорубка,корзина.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Контроль и оценка достижений.

Игра «Футбол».

1 ряд называет современные источники географической информации, а третий ряд - традиционные поочереди. Средний ряд, выполняет роль судьи. Выиграет команда, которая последняя назовет слово.

Задание.

Сравните два мнения:

1) Некоторые пользователи Интернета считают, что географические карты в будущем не потребуются. Уже сейчас широко используют аэрофотоснимки и космические снимки.

2) По мнению учёных, аэрофотоснимки и снимки из космоса сегодня важны, но без карт и планов географическая наука ещё долго не сможет обходиться.

– Какой у вас возникает вопрос?

Почему аэро- и космические снимки не могут заменить карты?

– Какие у вас будут гипотезы?

Выставление оценок за роботу на уроке

Домашнее задание

1. Изучить § 4 и задание 4 стр 18

2. Выполнить задание 7, 1, 2 (стр. 18) – одно на выбор.
























Приложение

Методы географических исследований можно разделить на три группы.

Во-первых, это методы полевых исследований, когда изучение географических объектов происходит непосредственно в полевых условиях. Географические экспедиции и постоянно действующие станции и лаборатории являются одним из важнейших источников информации о процессах, происходящих в географической оболочке.

С помощью другой группы методов – камеральных (от лат. camera – комната, казна) – географическая информация обрабатывается, систематизируется, обобщается. Примером такой работы является обработка материалов аэро- и космических съемок Земли. С помощью камеральных методов познается суть географических явлений, устанавливаются закономерности их развития. Третья группа – экспериментальные методы, с помощью которых ученые могут проверить истинность своих предположений, глубже проникнуть в тайны природы. Как видно, все методы географических исследований тесно связаны между собой. На каждом этапе исследований используются определенные методы. Для того чтобы более подробно познакомиться с ними, воспользуемся традиционным для географии историческим подходом.

Описательный, экспедиционный и картографический методы – первые в истории географии. Описательный метод был самым первым способом познания окружающего мира. Многие столетия география оставалась в основном наукой описательной.

Все, что человек узнавал о новых землях, он получал во время экспедиций (путешествий). В ходе экспедиций наблюдаются и описываются разнообразные географические объекты, явления. Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вместе с описанием объектов на земной поверхности появляется и особый – географический способ отображения и систематизации знаний об изучаемой территории. Не случайно карту называют «вторым языком» географии. С нее начинается и ею заканчивается географическое исследование. Но главное – с помощью карты можно «объять» разом всю поверхность нашей планеты.

За поверхностью Земли сейчас можно наблюдать с помощью искусственных спутников Земли.

Искусственных спутников Земли – это космические летательные аппараты, выведенные на орбиты вокруг Земли и предназначенные для решения научных и прикладных задач. Запуск первого ИСЗ, ставшего первым искусственным небесным телом, созданным человеком, был осуществлен в СССР 4 октября 1957 и явился результатом достижений в области ракетной техники, электроники, автоматического управления, вычислительной техники, небесной механики и др. разделов науки и техники. С помощью этого ИСЗ впервые была измерена плотность верхней атмосферы


Спутники-связисты помогают смотреть телепередачи, вести телефонные разговоры, связывают между собой компьютеры; это делается путем ретрансляции (то есть приема и дальнейшей передачи) радиосигналов между точками на земной поверхности, между которыми нет прямой видимости

Спутники-навигаторы помогают кораблям совершать плавания. Спутниковая система навигации ГПС помогает при любой погоде определять местоположение объектов. С помощью ГПС-навигаторов, встроенных в мобильные телефоны, КПК и автомобильные компьютеры любой человек может определить свое местонахождение и прокладывать маршруты с учетом дорожных знаков, искать на карте нужные ему дома и улицы и т. д.

Метеоспутники ведут наблюдение за изменением погоды и исследуют климат Земли. По их сообщениям метеорологи составляют прогноз погоды.

Спутники-разведчики (спутники-шпионы) умеют делать фотографии объектов на Земле высокой четкости, прослушивать системы связи, осуществлять слежку.

Научно-исследовательские спутники помогают в проведении научных исследований; с их помощью изучают магнитное поле и радиационную обстановку на нашей планете, они используются в геодезии, картографии и тектонике.

На биоспутниках проводятся биологические эксперименты, с помощью решается большинство технических проблем космонавтики (например, на спутниках такого типа отрабатывались различные способы защиты космонавтов от излучений, опасных для здоровья и жизни) .

Астрономические спутники исследуют планеты Солнечной системы и их спутники, а также галактики и другие космические объекты.


Еще информацию о нашей Земле ученые собирают с помощью :

  • путешествий и экспедиций

  • стационарных станций

  • космических кораблей, авиаразведки

- А кто мне может сказать, кто был первым космонавтом?

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток», на борту с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днем космонавтики.


- А как вы думаете, откуда еще получают и где же хранится географическая информация?

- Есть традиционные источники информации :

  • географические карты

  • путешествия, полевые исследования— процесс сбора первичных данных для целей маркетингового анализа. Отличие от вторичных методов получения информации, в том числе кабинетного анализа, заключается в наличии непосредственного контакта с объектом исследований.

  • книги, газеты журналы

  • путеводители

Путеводитель (или гид) — печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используются туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности. Композиция путеводителя часто подчинена рекомендуемым маршрутам осмотра достопримечательностей описываемой местности.

Современные

  • аэрокосмические снимки.

  • Космические снимки, эти моментальные фотографии подвижного лика нашей планеты, несут в себе огромное количество геодинамической информации.На космических снимках четко прослеживаются рифтовые зоны расколов континентальной коры Земли, зоны крупных сдвигов, зоны сжатия и подвигов, маркируемые системами горных хребтов, линеаменты, концентрические структуры разных размеров...

  • географические информационные системы - ГИС (расшифровывается как «Географические Информационные Системы») - компьютерные системы, дающие возможность вывода данных на экран в электронном виде. Изображения, получаемые посредством ГИС, относятся к картам нового поколения. Наука, изучающая прикладные и технические аспекты работы с ГИС, - геоинформатика.

Где применяются ГИС

  • ГИС - это универсальный инструмент с обширной сферой применения. Какой же именно?

  • Типичная область их использования - управление земельными ресурсами, составление кадастров, вычисление площадей и установка границ земельных участков. Как раз для решения таких проблем и создавались первые подобные системы.

  • Другая сфера - управление объектами инфраструктуры производственного характера, их учет, планирование, инвентаризация.

  • Создание и размещение сети объектов определенного назначения - магазинов, заправочных станций и т. п.

  • Инженерные изыскания и планирование в сфере архитектуры и строительства, решение задач по развитию территории и оптимизации ее инфраструктуры.

  • Создание тематических карт.

  • Управление всеми видами транспорта - от наземного до водного и воздушного.

  • поисковые системы интернета

Методы дистанционных исследований. Достижения науки и техники в XX в. сильно изменили традиционные способы изучения Земли. Дистанционными называют методы, когда наблюдатель (или измерительный аппарат) находится на некоторой дистанции от объекта изучения. При этом значительно увеличивается территория, охватываемая наблюдением. Появление материалов аэрокосмических съемок земной поверхности привело к увеличению потока новой информации о давно известных объектах и явлениях Земли.

Съемка земной поверхности в оптическом диапазоне (в красном, синем, зеленом и других цветах) дает сведения о состоянии почв и растительного покрова территории, о прозрачности воды в водоемах и т. д. Съемка в невидимом для человеческого глаза инфракрасном диапазоне позволяет получить информацию о температуре суши и океанов, о концентрации сельскохозяйственных вредителей. Съемка с помощью радиоволн показывает количество влаги в почве, уровень грунтовых вод и т. д.

С помощью дистанционных методов информацию получают в такой форме, которая позволяет ее заложить в компьютер и автоматически обработать. Это привело к созданию геоинформационных систем, банков географических данных, которые широко используются в картографии и математическом моделировании геосистем.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!