СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическая карта

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Дать знания о географической карте как об одном  из видов изображений земной поверхности; сформировать понятие «географическая карта», «глобус».

Просмотр содержимого документа
«Географическая карта»

План – конспект урока по географии 5 класс

Урок 17

Тема: Географическая карта

Учитель:Остапчук И.В.

Дата проведения:10.01.2020г.

Цель урока: Дать знания о географической карте как об одном из видов изображений земной поверхности; сформировать понятие «географическая карта», «глобус».

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с разнообразием географических карт; широких возможностях их использования; выявить отличия географической карты от плана местности, рассказать о роли известных учёных-картографов в развитии картографии.

Развивающая:

Развитие способности применять полученные знания на практике.

Воспитательная:

Способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.

Тип урока: комбинированный урок.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о едином географическом пространстве.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: читать карты различных видов на основе анализа легенды; сопоставлять карты разного содержания; отличать географическую карту от плана; познакомиться с профессиями людей, использующими карты в своей деятельности.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: настенные карты, атлас для 5 класса, учебник, рабочие тетради, контурные карты, глобус.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

- географическая карта;

- отличие карты от плана местности;

- различие карт по основным группам


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, дети! - Послушайте притчу:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- Ребята! Сегодня нам предстоит открывать новые знания, так что всё в ваших руках! Удачи нам!

2.Опрос домашнего задания: Для начала я хочу проверить, как вы усвоили предыдущую тему.

Учитель задаёт вопросы классу, дети отвечают.

Фронтальный опрос по вопросам:

1.Как называется умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта? (ориентирование)

2.Какие способы ориентирования вы знаете? (по местным признакам, по Солнцу, по звёздам, по компасу, по карте).

3.Что такое компас?

Ко́мпас — устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на магнитные полюса Земли и стороны света.

Что такое азимут? (Угол между направлением на север и направлением на определенный объект по ходу часовой стрелки).

Слушает ответы учащихся. Направляет деятельность учащихся.

- Что называют относительной высотой?

- Что называют абсолютной высотой?

- Как называют линии на карте (плане) соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой?

-Как можно определить стороны горизонта по Полярной звезде?

- Что такое полярная съёмка? Маршрутная съёмка?

- Для чего нужны условные знаки и масштаб?

3. Постановка темы и цели урока. Учитель Мотивация.

Учитель: Ребята, я очень люблю путешествовать, узнавать новое, интересное, необычное.

А вы любите путешествовать? (ответы детей)

Учитель: Отправляясь путешествовать, что необходимо взять с собой? (Ответы детей)

Я думаю, что это глобус? А вы как думаете? (ответы детей)

Всё-таки нам придётся согласиться, что глобус брать с собой неудобно.

- Внимание! Загадка, отгадав её, вы определите тему нашего урока.

В географии чертеж на ковер большой похож.

И на нем моя страна из конца в конец видна

- Что это? (Карта)

Учитель: Ребята, я думаю, вы догадались, что тема нашего урока…

Итак, тема урока - «Географическая карта»

Загадка:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус).

Учитель: Что находится вверху глобуса?

Дети: Северный полюс.

Учитель: А что расположено внизу глобуса?

Дети: Южный полюс.

Учитель: А что еще изображено на глобусе?

Дети: Материки и океаны. Снимок, сделанный из космоса с помощью спутника, доказывает, что Земля круглая Вот такую Красавицу планету Земля увидел первый космонавт мира (КАК ЕГО ИМЯ?) Юрий Гагарин, который облетел Землю в корабле «Восток» за 108 минут. Космонавт сказал: «Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».

- А знаете ли вы, что глобус был придуман дважды. Давайте послушаем, кто изобрёл первый глобус и когда это было.

- В произведениях античных писателей упоминается о том, что некий Кра́тет  Малосский — древнегреческий философ, последователь Аристотеля и хранитель Пергамской библиотеки (Пергамская библиотека — одно из главных книжных собраний в античном мире), еще во II веке до н. э. изготовил модель Земли в форме шара. Ни сама эта модель, ни какие-либо ее изображения до наших дней не дошли, однако те, кто видел этот глобус, говорили, что «Кратес нарисовал на шаре единую сушу, разделив ее на части пересекающимися реками, которые назывались океанами…».

- Потом об этом изобретении забыли. Повторно глобус был открыт намного позже. Кем же?

а) Глобус.

Чтобы определить главные особенности Земли в целом, попробуем на неё посмотреть со стороны. В этом нам поможет глобус.

Глобус – уменьшенная объёмная модель Земли.

В переводе с латинского языка слово «глобус» означает «шар». Считают, что первый глобус был создан ещё во втором веке до н.э., но он не сохранился до наших дней. Первый сохранившийся глобус был создан Мартином Бехаймом в 1492г. Глобус хранится в Нюрнберге. Самый большой вращающий глобус находится в одном из университетов США, его диаметр 9м., вес 22т. Глобус даёт правильное представление о форме планеты. И глобус, и Земля вращаются вокруг собственной оси. При этом глобус имеет такой же наклон, как и земная ось. Глобус даёт правильное представление о форме, размерах, взаимном расположении крупнейших географических объектов: материков и океанов, островов и др.

Как вы думаете, удобно работать с глобусом?

Гораздо чаще пользуются географическими картами, плоскими изображениями Земли.

Географическая карта – это обобщённое уменьшенное изображение Земли или большого участка её поверхности на плоскости с помощью условных знаков. (стр.40 учебника).

б) Из истории географических карт.

Автором первой карты считается Анаксимандр – Древнегреческий ученый, который жил в

шестом веке до н.э.

Следующим древнегреческим учёным, который составил свою карту, был Эратосфен(третий век до нашей эры) (смотреть стр. 10 атласа для 5 класса)



Птолемей – во втором веке нашей эры изобразил Землю на своей карте (смотреть карту атласа для 6 класса на стр.3).



17 век – изображение Земли Меркатором. Он создал множество карт и впервые объединил их в один сборник, назвав такое собрание карт «атласом» ( смотреть карту атласа для 6 класса на стр.3). Современники называли Меркатора «королем картографии.



Со временем стали появляться новые карты. С ними мы будем знакомиться в дальнейшем.

в) Свойства географических карт: ( с помощью учителя и используя текст на стр.40-41 учащиеся заполняют таблицу).

Сравнительная характеристика плана местности и географической карты

№ п/п

Признаки

План местности

Географическая карта

1

Форма изображения земной поверхности

Плоская

Плоская

2

Использование условных знаков

Используются

Используются

3

Охват территории

Небольшие участки земной поверхности

Вся поверхность Земли или ее большей части

4

Масштаб изображения

1:5000 и крупнее

1:10 000 и мельче

5

Изображение природных и хозяйственных объектов

Подробное, при помощи условных знаков

Обобщенное

6

Способы изображения рельефа

Горизонтали

Горизонтали, цветовой фон

7

Названия объектов

Посёлки, деревни, отдельно стоящие дома.

Крупные населённые пункты



г) Какие бывают географические карты: (учащиеся работают с текстом учебника на стр.41-42 и составляют схему в тетради).

Географические карты:

  1. По масштабу: - крупномасштабные (от 1:10000 до 1:200000);

- среднемасштабные (от 1:200000 до 1:1000000);

- мелкомасштабные (мельче 1:1000000).

Чем мельче масштаб, тем менее подробно содержание карты. Все карты школьного атласа мелкомасштабные, планы местности - крупномасштабные.

  1. По охвату территории: - карты мира, карты материков и океанов, отдельных стран и их частей.

  2. По содержанию: - общегеографические;

- тематические.

Существуют и разные контурные карты – особый вид карт. На них нанесены контуры, очертания географических объектов, которые мы будем изучать. Работать на них нужно четко и аккуратно.

4.Закрепление: - Что нового вы сегодня узнали?

5. Итог. Карту нельзя заменить никаким описанием. Она точно передаёт географическую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, планировать и прогнозировать многие явления и процессы.

6. Д/з: §12, вопросы стр.43. Сообщение «развитие картографии в России»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!