СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическая карта.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 6 классе по теме "Географическая карта" с использованием проблемного метода

Просмотр содержимого документа
«Географическая карта.»

Тема урока: «Географическая карта»

Тип урока: формирование новых знаний

Цель урока: в результате совместной деятельности познакомиться с географическими картами и их значением для человека. Сравнить географическую карту с планом местности и глобусом.

Задачи урока:

  • образовательная: формирование целостного и четкого представления у обучающихся о географических картах и их значениях в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • деятельностная: формировать у обучающихся умения использовать информацию, полно и точно выражать свои мысли, определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов;

  • воспитательная: формировать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  • развивающая: развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников, развивать навыки работы обучающихся с географическими картами, формировать навыки самостоятельной работы, работы в паре, развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление.

Планируемые результаты:

  • научить находить необходимую информацию, содержащуюся в легенде карты;

  • познакомить с видами географических карт;

  • усвоить значение географических карт в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • научить проводить сравнение между географическими объектами.

Используемые приемы и методы обучения, элементы педагогических технологий:

  • элементы технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (организационных, интеллектуальных, информационных и др.), так и специальных (предметных) умений. Работа с текстом учебника. Анализ, выделение и описание необходимой географической информации.

  • использовалась технология коммуникативно-диалоговой деятельности. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы. Учитель создает на уроках различные проблемные ситуации, организует учащихся для их анализа, обучает их решению проблем, формируя умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний. Характерным признаком элементов технологии проблемного обучения является самостоятельная познавательная деятельность учащихся и выполнении практических заданий.

  • элементы технологии личностно-ориентированного (адаптивного) обучения, создаются условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей.



Средства обучения: Учебник География 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (Т.П. Герасимова, Н.П. Нюклюкова); М: Дрофа, 2016; настенные физические карты России, физическая карта полушарий, политическая карта мира; глобус; атлас 6 класс, М.: Дрофа, 2016.

План урока

  1. Мотивационный.

  2. Постановка проблемы.

  3. Открытие новых знаний.

  4. Применение новых знаний.

  5. Подведение итогов и формулирование выводов.

  6. Рефлексия.

  7. Подведение итогов урока

Ход урока:

Первый этап урока. Мотивационный.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок начнем со следующей загадки:

Государства и моря-

Все на стенке у меня!

Школьники легко отвечают, что в данной загадке говорится о географической карте.

Обучающимся предлагается ответить ещё на одну загадку.

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны

Школьники легко отвечают, что в данной загадке говорится о глобусе.

Что вам уже известно о глобусе и географической карте.

Второй этап урока. Постановка проблемы.

Следующим этапом урока учитель создает проблемную ситуацию. Школьникам предлагается посмотреть на глобус и географические карты и попытаться ответить на вопросы:

  1. Где более точно изображена земная поверхность на глобусе или географической карте?

  2. Почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом?

  3. Как перейти от глобуса к карте?

  4. Что называется географической картой.

Третий этап урока. Открытие новых знаний.

Для того чтобы ответить на данный проблемный вопрос школьникам предлагается проанализировать текст параграфа 10 (стр. 25) пункт «Географическая карта – изображение Земли на плоскости» и рисунки в учебнике. Школьники находят ответ на поставленные вопросы.

Обучающиеся записывают определение географическая карта в рабочую тетрадь.

Учащиеся делают первый вывод урока: глобус - самая точная модель земли, но на практике удобнее работать с географическими картами, так как их гораздо проще изготовить, транспортировать и хранить. Акцентирует внимание, что карта - это изображение поверхности Земли на плоскости.

Далее, учитель предлагает вспомнить, раннее изученную тему о плане местности. Задает проблемный вопрос: «Что общего и различного между планом местности и географической картой?» Учащиеся дают краткие ответы, для более полного ответа предлагает сравнить эти географические объекты. Информацию представить в письменной форме в виде таблицы. Для того чтобы школьники грамотно ответили на поставленный вопрос, им предлагается проанализировать текст учебника стр. 10 - 11, стр. 26 и карты атласа.

В результате сравнения учащиеся отмечают схожие и различные моменты между географическими объектами. Результаты сравнения оформляют в виде таблицы в тетрадь.

таблица 1

Различия между планом и картой

план сравнения

план местности

географическая карта

сходства

различия

размер изображаемой территории

изображается небольшая территория на плоскости

изображается большая территория или ее части на плоскости

изображение на плоскости

различный размер территории

масштаб

очень крупный

мелкий

используют для чтения

разный по величине

условные знаки

схожи с самими предмерами на местности

в виде линий, штриховки, цвета, геометрических значков и т.д.

используют для чтения плана и карты

своеобразны для плана и карты

В результате заполнения таблицы определены схожие и различные моменты между объектами.

На основе изученного учащиеся, делают второй вывод урока: географическая карта точно передаёт географическую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, главные её отличительные особенности размер изображаемой территории. А схожие особенности – это изображение на плоскости.

Учитель снова формулирует проблему перед обучающимися: какие бывают географические карты?

Чтобы ответить на поставленный вопрос учащиеся анализируют текс учебника на стр. 26 - 27, пункт «Виды географических карт». В результате совместной работы составляют схему «Виды географических карт».

Предлагается полистать атлас и назвать карты, которые собраны в атласе. Называют размещенные географические карты: физическая карта полушарий, физическая карта Российской Федерации, маршруты важнейших путешествий, плотность населения мира, политическая карта полушарий, карта океанов. Далее делают вывод, что карты все разной тематики, разные по масштабу и т.д., несут важную и полезную информацию. Учитель говорит еще об одном виде карт - электронные. Предлагает учащимся самостоятельно дома познакомиться с этим видом карт используя интернет источники. Выявить преимущества этих карт перед традиционными, т.е на бумажных носителях.

Четвертый этап урока. Применение новых знаний.

Для закрепления изученного материала школьникам предлагается описать географические карты по плану на выбор. Работают в паре, обмениваются информацией, дополняют и помогают друг другу.

План описания

1. Название карты

2. Карта по содержанию

2. Что изображено на карте

3. Масштаб карты

4. Какую полезную информацию можно получить изучив карту.

Учитель предлагает ответить на вопросы с объяснением почему.

1. Перед вами поставили задачу: Указать более точное расстояние от Москвы до Пекина, какой источник географической информации вы будете использовать и почему.

2. Вы отправляетесь в туристический поход, какой источник географической информации будете использовать и почему.

3. Вам нужно совершить воображаемое путешествие по океанам Земли. Какой источник географической информации будете использовать и почему.

Выполнив данное задание учащиеся, описывают устно ту географическую карту, которую они изучили.

Пятый этап урока. Подведение итогов и формулирование выводов:

Из изученного на уроке школьники делают основной вывод урока: географические карты удобны в применении, носят тематический характер, поэтому их часто используют в жизни и хозяйственной деятельности человека. Карта удобнее в применении, чем глобус и план местности.

Шестой этап урока. Рефлексия.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Учащиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку.

Обсуждают результаты урока, отвечают на вопросы:

Что Вы открыли нового на уроке?

Чему Вы научились сегодня?

Что Вам на уроке показалось трудным?

Седьмой этап урока. Подведение итогов урока (домашнее задание, оценка).

Выучить п. 10, выполнить письменно, ответить на вопрос: Что такое электронная карта, какие преимущества есть у этих карт перед традиционными, т.е на бумажных носителях. Ответ состоит из 10 предложений, не более.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!