СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гармония гласных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Закон гармонии гласных" является одна из основных тем в чукотском языке, без которого невозможно изучение всего курса чукотского языка.

Просмотр содержимого документа
«Гармония гласных»

Гармония гласных

Гармония гласных

 ознакомление с историей выявления закона гармония гласных;  познакомится с сущностью закона гармонии гласных;  узнаем когда действует закон гармония гласных;  ознакомление с 4 фонетико-морфологическими правилами при словоизменении и словообразовании.

ознакомление с историей выявления закона гармония гласных;

познакомится с сущностью закона гармонии гласных;

узнаем когда действует закон гармония гласных;

ознакомление с 4 фонетико-морфологическими правилами при словоизменении и словообразовании.

Закон гармонии гласных  Закон гармонии гласных в чукотском языке был открыт ученым этнографом, лингвистом, писателем Владимиром Германовичем Богоразом. А сущность этого фонетического закона была исследована Петром Яковлевичем Скориком (доктор филологических наук).

Закон гармонии гласных

Закон гармонии гласных в чукотском языке был открыт ученым этнографом, лингвистом, писателем Владимиром Германовичем Богоразом. А сущность этого фонетического закона была исследована Петром Яковлевичем Скориком (доктор филологических наук).

Таблица 1ряд (слабые) Э 2 ряд У (сильные) А И О Е Э Ю Я Ё Ы (нейтральный)

Таблица

1ряд

(слабые)

Э

2 ряд

У

(сильные)

А

И

О

Е

Э

Ю

Я

Ё

Ы

(нейтральный)

Определение ЗГГ  Закон гармонии гласных действует в связной речи при словоизменении и словообразовании.  1. ЗГГ-это переход гласных из слабого в сильный ряд (из 1-го во 2-й ряд).  2. В слове чукотского языка могут быть гласные только слабого или сильного ряда.

Определение ЗГГ

Закон гармонии гласных действует в связной речи при словоизменении и словообразовании.

1. ЗГГ-это переход гласных из слабого в сильный ряд (из 1-го во 2-й ряд).

2. В слове чукотского языка могут быть гласные только слабого или сильного ряда.

Примеры слов Вээм, аӈӄы, эмнуӈ, ковлёрвын, нутэнут, омом, ръэт, ӈаргынэн, ръэв, ӄораӈы, ээк, ӈинӄэй, гынник, рэӄокалгын, кэликэл, мимыл, тиркытир, орвоор, мигчир, калеткоран, кэлиткульын, вэлыткоран, увильын

Примеры слов

Вээм, аӈӄы, эмнуӈ, ковлёрвын, нутэнут, омом, ръэт, ӈаргынэн, ръэв, ӄораӈы, ээк, ӈинӄэй, гынник, рэӄокалгын, кэликэл, мимыл, тиркытир, орвоор, мигчир, калеткоран, кэлиткульын, вэлыткоран, увильын

Например при словоизменении: Ръэнут (Что)? Тирк ытир(солнце), 1 ряд гласных. Раӄэты? (Куда?) Тэрк- эты (к солнцу), 2 ряд гласных. Ръэнут? Мимыл (вода), 1 ряд гласных. Раӄэты? Мэмӆ еты (к воде), 2 ряд гласных. Ръэнут? И’и’н (небо), 1 ряд гласных. Раӄэты? Э’э’ гты (к воде), 2 ряд гласных.

Например при словоизменении:

Ръэнут (Что)? Тирк ытир(солнце), 1 ряд гласных.

Раӄэты? (Куда?) Тэрк- эты (к солнцу), 2 ряд гласных.

Ръэнут? Мимыл (вода), 1 ряд гласных.

Раӄэты? Мэмӆ еты (к воде), 2 ряд гласных.

Ръэнут? И’и’н (небо), 1 ряд гласных.

Раӄэты? Э’э’ гты (к воде), 2 ряд гласных.

Пример при словоизменении:  Мэӈин? Эпэӄэй (бабушка), 1 ряд гласных.  Мэкына? Апаӄай ына (к бабушке), 2 ряд гласных.  Мэӈин? Ымэмы (мама), 1 ряд гласных.  Мэкына? Ымама на (к маме), 2 ряд гласных.  Мэӈин? Ӈинӄэй (мальчик), 1 ряд гласных.  Мэкына? Ӈэнӄа еты (к мальчику), 2 ряд гласных.

Пример при словоизменении:

Мэӈин? Эпэӄэй (бабушка), 1 ряд гласных.

Мэкына? Апаӄай ына (к бабушке), 2 ряд гласных.

Мэӈин? Ымэмы (мама), 1 ряд гласных.

Мэкына? Ымама на (к маме), 2 ряд гласных.

Мэӈин? Ӈинӄэй (мальчик), 1 ряд гласных.

Мэкына? Ӈэнӄа еты (к мальчику), 2 ряд гласных.

Вывод:  Вывод: В чукотском слове могут быть гласные только или слабые или сильные. При словоизменении (например склонении по определенным падежам), всегда слабые гласные переходят в сильный ряд гласных. Но не наоборот.

Вывод:

Вывод: В чукотском слове могут быть гласные только или слабые или сильные. При словоизменении (например склонении по определенным падежам), всегда слабые гласные переходят в сильный ряд гласных. Но не наоборот.

Морфемы у прилагательных Ытлён н(ы)_____ Ӄин Ӄэн  ны мэйыӈ ӄин   н ув ӄин  ны гтиӈ ӄин    н эрмэ ӄин  ны коргы ӄэн  ны челгы ӄэн

Морфемы у прилагательных

Ытлён н(ы)_____

Ӄин

Ӄэн

ны мэйыӈ ӄин н ув ӄин

ны гтиӈ ӄин н эрмэ ӄин

ны коргы ӄэн

ны челгы ӄэн

Пример образования одного слова из двух (сложное слово):  Н иквы ӄин яраӈы (высокий дом), образуем сложное слово. От слова н иквы ӄин (высокий), (1 ряд слабый), берем корень слова – икв-, а слово  яраӈы (2 ряд сильный) –ра- возьмем. Получается эквыран . Так как корень заканчивается на согласную в корне –икв-, а от слова яраӈы мы взяли краткую форму корня – ра-, мы должны поставить соединительную букву Ы. (ПРАВИЛО СГС)  Нэрмэӄин (1 ряд) ёо (2 ряд) – сильная пурга. От слова нэрмэӄин возьмем корень – эрмэ- , который перейдет в - арма -. От слова ёо все слово. Получилось сложное слово армаёо.

Пример образования одного слова из двух (сложное слово):

Н иквы ӄин яраӈы (высокий дом), образуем сложное слово. От слова н иквы ӄин (высокий), (1 ряд слабый), берем корень слова – икв-, а слово яраӈы (2 ряд сильный) –ра- возьмем. Получается эквыран . Так как корень заканчивается на согласную в корне –икв-, а от слова яраӈы мы взяли краткую форму корня ра-, мы должны поставить соединительную букву Ы. (ПРАВИЛО СГС)

Нэрмэӄин (1 ряд) ёо (2 ряд) – сильная пурга. От слова нэрмэӄин возьмем корень – эрмэ- , который перейдет в - арма -. От слова ёо все слово. Получилось сложное слово армаёо.

Вывод: Прежде чем изменить слово или образовать сложное слово надо: 1. Определить ряд гласных в слове; 2. Выделить корень или основу слов; 3. Применить правило СГС, если корни, основы слова заканчиваются на согласную букву; 4. Соединить корень или основу с определенным суффиксом или полным словом, или корнем, или основой.

Вывод:

Прежде чем изменить слово или образовать сложное слово надо:

1. Определить ряд гласных в слове;

2. Выделить корень или основу слов;

3. Применить правило СГС, если корни, основы слова заканчиваются на согласную букву;

4. Соединить корень или основу с определенным суффиксом или полным словом, или корнем, или основой.

Фонетическая зарядка   Ӄ о - Ӄо – Ӄо – Ӄо Ӄо нпы Ӈи –Ӈи – Ӈи –Ӈи Ӈи нӄэй Ӆы – Ӆы – Ӆы – Ӆы Ӆы лет Гэ – Гэ – Гэ - Гэ Гэ эв Ы’ӆ - Ы’ӆ - Ы’ӆ - Ы’ӆ Ы’ӆ ьыӆ

Фонетическая зарядка

Ӄ о - Ӄо – Ӄо – Ӄо Ӄо нпы

Ӈи –Ӈи – Ӈи –Ӈи Ӈи нӄэй

ӅыӅы – Ӆы – Ӆы Ӆы лет

Гэ – Гэ – Гэ - Гэ Гэ эв

Ы’ӆ - Ы’ӆ - Ы’ӆ - Ы’ӆ Ы’ӆ ьыӆ

Миӈкыри вальын нутэнут льэле ӈ кы? Нутэнут ниӆгыӄин Ы’льыле гэнаръэлен Умкык нывакъотваӄэнат рэвымрэвти Ӈэйык ныриӈэмъетӄинэт валвыйӈыт Мач-ӄонпы нывъялятӄэн. Ӄол нитӄин нычьэчеӈэтӄин.

Миӈкыри вальын нутэнут льэле ӈ кы?

Нутэнут ниӆгыӄин

Ы’льыле гэнаръэлен

Умкык нывакъотваӄэнат рэвымрэвти

Ӈэйык ныриӈэмъетӄинэт валвыйӈыт

Мач-ӄонпы нывъялятӄэн.

Ӄол нитӄин нычьэчеӈэтӄин.

Определить ряд гласных в словах. Сверху карандашом ставим ряд гласных (1 р., или 2 р.):   Увик, вилют, вэлё лгын , лылет, лыля лгын , нанӄын, ӄэптин, ылпыт, ылпы лгын , и’ӈи’ӈ, еӄаак, кырвирти, кырвэрлыӈын, рылгыт, рылгы лгын , мынгыт, мынгы лгын , мачо, ӈойӈын, левыт, йыкыргын, йилыйил, рынныт, рынны лгын Вывод : Обратите внимание, что суффикс – лгын требует гласных сильного ряда.

Определить ряд гласных в словах. Сверху карандашом ставим ряд гласных (1 р., или 2 р.):

Увик, вилют, вэлё лгын , лылет, лыля лгын , нанӄын, ӄэптин, ылпыт, ылпы лгын , и’ӈи’ӈ, еӄаак, кырвирти, кырвэрлыӈын, рылгыт, рылгы лгын , мынгыт, мынгы лгын , мачо, ӈойӈын, левыт, йыкыргын, йилыйил, рынныт, рынны лгын

Вывод : Обратите внимание, что суффикс – лгын требует гласных сильного ряда.

Образуйте сложные слова от прилагательных и существительных.  Нымэйыӈӄин о’равэтльан, номӄэн къэли, натаӈпэраӄэн вытычгын, нывъялӄэн эмнуӈ, нъэӄэгнитӄин ы’лён, нылелелпэраӄэн и’и’н

Образуйте сложные слова от прилагательных и существительных.

Нымэйыӈӄин о’равэтльан, номӄэн къэли, натаӈпэраӄэн вытычгын, нывъялӄэн эмнуӈ, нъэӄэгнитӄин ы’лён, нылелелпэраӄэн и’и’н

 Итоги:   -кратко ознакомились с историей выявления закона гармония гласных; - познакомится с сущностью закона гармонии гласных; - узнали когда действует закон гармония гласных; - ознакомление с 4 фонетико-морфологическими правилами при словоизменении и словообразовании.

Итоги:

-кратко ознакомились с историей выявления закона гармония гласных;

- познакомится с сущностью закона гармонии гласных;

- узнали когда действует закон гармония гласных;

- ознакомление с 4 фонетико-морфологическими правилами при словоизменении и словообразовании.

Домашнее задание  Выучить лексику нутэнут льэле ӈ кы- земля зимой. Написать рефераты по темам: 1. Владимир Германович Богораз биография, его труды. 2. Петр Яковлевич Скорик биография, его труды.

Домашнее задание

Выучить лексику нутэнут льэле ӈ кы- земля зимой. Написать рефераты по темам:

1. Владимир Германович Богораз биография, его труды.

2. Петр Яковлевич Скорик биография, его труды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!