СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГАПОУ АО "Астраханский социально-педагогический колледж" Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Страницы истории 1920-1930-х годов" 4 класс Методист: Осипова Л.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГАПОУ АО "Астраханский социально-педагогический колледж"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Страницы истории 1920-1930-х годов" 4 класс

Методист: Осипова Л.В.

Просмотр содержимого документа
«ГАПОУ АО "Астраханский социально-педагогический колледж" Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Страницы истории 1920-1930-х годов" 4 класс Методист: Осипова Л.В.»







ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА



ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: слово учителя.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Олеговна и сегодня, урок окружающего мира буду вести у вас я.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает-

В жизни что-то достигает!

- Будьте внимательны на уроках, желаю вам хорошей и продуктивной работы.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя.

Р: умение организовать свое рабочее место.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация знаний и мотивация


Словесный метод: фронтальный опрос, диалог.

Наглядный метод: презентация.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке.

- Что отмечалось в феврале 1913 г.?

- Какое событие мирового значения произошло в начале этого века, которое изменило ход истории?

- Почему война называлась «мировой»?

- Кто такие большевики?


- Какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 г.?



- Что такое гражданская война?


- Молодцы

- На прошлом уроке мы говорили о Николае II, о революции 1917 года и Первой мировой войне.

- 300-летие со дня избрания Романовых на царство.

- В 1914 году началась Первая мировая война.


- Потому что в ней участвовала не одна страна.

- Большевики – это сторонники В.И. Ленина.

- Отречение Николая Второго от престола. Россия вышла из мировой войны. К власти пришли большевики. Октябрьская революция.

- Война, происходившая между гражданами одной страны.

Р: контроль и самоконтроль.

П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи


Словесный метод: слово учителя.

Словесный метод: диалог.

Практический метод: карточки, иллюстрации.

Проблемное обучение: проблемная ситуация.

- Ребята, послушайте стихотворение внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока.

Красивы в убранстве лесов и озер

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Эстонка и русский, грузин и узбек

С открытой душой породнились навек.

Скрепили пожатья над кручами гор

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Казах и армянка, киргиз и таджик

Для дружбы нашли самый верный язык.

Единой семьею живут с давних пор

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Туркмен, украинка, латыш, белорус –

Зовут отчим домом... 

- Верно. Скажите, пожалуйста, что вы знаете о Советском Союзе?

- Отлично. Какие цели мы можем поставить на урок?



- Верно.

- Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20–30-е годы.

- Как называлось наше государство до революции 1917 года?

- Как стало оно называться после 1922 года?

- Какой город был столицей Российской империи?

- Какой город стал столицей Советского Союза?

- Молодцы.

Слушают учителя.























- Советский Союз.



- Сегодня мы познакомимся с новым государством – Советским Союзом, узнаем, какие события произошли в это время.

Внимательно слушают учителя

- Российская империя.


- Советский Союз. Союз Советских Социалистических Республик.

- Столицей был город Санкт-Петербург.

- Столицей Советского Союза была Москва.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: целеполагание.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный метод: фронтальный опрос.

Наглядный метод: презентация.

 Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20 – 30 –е годы 20 века.

- Теперь жизнью страны руководила партия большевиков, завоевавшая свою власть в Гражданской войне. Позднее большевиков стали называть коммунистами. Государством управляли Советы – правительство большевиков, поэтому и новую власть стали называть Советской. В высшей степени ослабленной вышла Советская республика из пожарища Гражданской войны. Страна была в полной разрухе. Не работали заводы и фабрики. Стоял транспорт. Не было топлива. Лишившиеся погибших на фронтах войны отцов и умерших от голода и лишений матерей, дети стали беспризорными, нищенствовали и попрошайничали. Российские крестьяне оказались без рабочего скота и были вынуждены проводить весенний сев, сами впрягаясь в плуги. Не только город, но и деревня голодали.

Большевистское правительство было вынуждено силой забирать на селе у крестьян все те очень маленькие запасы зерна, которые хранились для посева. Холодная зима и засушливое лето стали причинами неурожая, который в 1921 году постиг всю страну. Разразился невиданный голод. Казалось, никогда уже Россия не сможет встать на ноги. Но постепенно жизнь все же начала налаживаться. Большевистское правительство было вынуждено продать за границу много золота и других драгоценностей, для того чтобы на полученные деньги закупить зерно для голодающей России. Постепенно стали восстанавливаться заводы и фабрики, разрушенные войной. Наконец заработали железные дороги.

- В 1922 году на территории бывшей Российской империи появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик или СССР.

- Какой город стал столицей СССР?

Для того, чтобы с новым государством начали считаться соседние страны, оно должно было стать сильным и хорошо защищенным, со многими заводами и фабриками, электростанциями, хорошо работающими железными дорогами и речными и морскими путями. Для защиты страны нужны были большая и хорошо вооруженная армия и флот. Но нужны были и грамотные инженеры, учителя, агрономы, ученые. Необходимо было ликвидировать неграмотность, так как в наследство от царской России новой власти досталось почти неграмотное население – мало кто умел читать и писать.

- Над школьными тетрадками склонились взрослые. Миллионы людей сели за парты. Образование стало доступно всем.

- Но в то же время отечественная культура понесла большие потери. Были варварски уничтожены многие исторические памятники. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя.

- Значительные изменения произошли и в деревне. Большевистское руководство считало, что одной крестьянской семье очень трудно было в одиночку вырастить хороший урожай, чтобы прокормить себя и продать излишки урожая для горожан. Поэтому было принято решение объединить всех крестьян в крупные коллективные хозяйства – колхозы. Крестьяне работали сообща на колхозных полях, получая за это очень небольшую плату. Все, что было выращено общими усилиями в колхозах, сдавалось государству. Самим колхозникам от этих урожаев доставалось очень мало. Все это позволило со временем накопить значительные запасы сельскохозяйственных продуктов и уже не опасаться, что население страны постигнут новые голодные годы.

- Как вы думаете, ребята, легко ли было крестьянам? Все эти успехи в деревне были достигнуты за счет тяжелого труда самих крестьян. Им запрещалось самовольно покидать колхозы и уходить в города для работы на заводах и фабриках. А тех крестьян, кто все же не желал работать в колхозах и хотел трудиться отдельно от всех на своем участке земли, наказывали. У таких крестьян отбирали землю, некоторых вместе с семьями ссылали для работы и проживания в далекую и холодную Сибирь.

Давайте прочитаем на странице 136 республики, входившие в состав СССР и найдем их на карте на с. 134 – 135




Слушают учителя.
















































Москва стала столицей Советского Союза.































































 В состав СССР входило 15 союзных республик. Республики: Белорусская, Российская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Узбекская, Туркменская, Таджикская, Казахская, Киргизская, Молдавская, Латвийская, Литовская, Эстонская.


К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

V. Физкультминутка

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Раз, два — выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть,

Семь, восемь - тень отбросим

Сел на дерево скворец,

И игре нашей конец.


Наклоны вправо-влево.

Присесть, спина прямая.

Встать на носки.

Поднять голову.

Руки в стороны.

Сесть за парту.

Два хлопка о парту.


Дети громко проговаривают эти слова.


VI. Первичное закрепление


Словесный метод: диалог.

Наглядный метод: презентация.

- Дети, давайте с вами более детально рассмотрим герб СССР

- Каждая деталь государственного герба Советского Союза изображена не просто так, ведь смысл есть во всем.

Серп и молот воплощают в себе союз рабочих, крестьян и интеллигенции, борющихся за светлое будущее.

- Сколько ленточек перевивают колосья пшеницы?

Ленты же отображали число республик, входивших в состав СССР.

- Красная звезда обозначала освобождение трудящихся от голода, холода, войны, нищеты и рабства.

- Восходящее солнце – это символ возникновения СССР, строящего коммунистическое общество. Некоторые расшифровывают солнце с лучами как зарождение коммунистических идей.










- На гербе 15 ленточек.




П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение.

К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.



VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: выполнение работы в парах.

- Давайте узнаем, что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы.

- Читаем текст «Страна-труженица» на с. 137–138 учебника.

К концу 30 – х годов СССР сумел добиться больших успехов. Постепенно разворачивалось новое строительство. Проводились новые линии железных дорог. Это была страна с грамотным населением, прекрасными специалистами – инженерами, агрономами, строителями, учителями. Советские люди верили своему руководству и с энтузиазмом строили новое общество, в котором не было бы бедных и богатых, все были бы равны, счастливы и занимались интересной и любимой работой. Покой и труд советских людей защищала Красная Армия, оснащенная самым передовым вооружением.

- Впервые советские летчики осуществили перелет на построенном в Советском Союзе самолете в Америку через Северный полюс, причем без единой посадки.

Не перечислить трудовых достижений советских рабочих, колхозников. Советские ученые сделали много научных открытий. Были построены сотни новых городов, заводов, электростанций.

В колхозах стали использовать трактора и другие машины, значительно облегчавшие труд крестьян.

Обучение в школах и институтах, лечение всего народа стало бесплатным.


- Почему в 1930-е годы СССР напоминал большую стройку?



- Как изменилась жизнь в деревне?

- Как называли объединения крестьян? Расшифруйте слово «колхоз»

- Все ли крестьяне были рады колхозам?

- Чья власть утвердилась в партии и в стране в конце 1920-х годов?


- Кого обвиняли, если хозяйственные планы не выполнялись в срок?

- Кем их объявляли в таком случаи?


Ответы детей



Читают текст



- В это время были построены новые города, возникли тысячи заводов, электростанции, в Москве появилось метро

- Их поучали работать коллективно


- Колхоз. Коллективное хозяйство


- Нет, не все сельские труженики этого хотели

- В партии и в стране в конце 1920-х годов утвердилась личная власть И.В. Сталина

- Вину возлагали на руководителей заводов, ученых-экономистов, инженеров, рабочих, колхозников

- Их объявляли «врагами народа»

П: структурирование знаний.

Р: умение контролировать и оценивать учебные действия.

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

VIII. Включение в систему знаний, повторение


Словесный метод: беседа.

- Откройте рабочие тетради на странице 48 и выполните 1 и 2 задания.





-Сейчас мы с вами проверим 1-ое задание.

- Отлично









- Что относится к Российской империи?






- Отлично. А к постройкам СССР относится?











- Молодцы


Слушают учителя и выполняют задания.

- Наша страна называлась Советский Союз. Столица Москва.

- К Российской империи относится Дом Дворянского собрания, Царицынская улица, улица Малая Ордынка, Дворцовая, Богоявленский переулок, Смольный институт благородных девиц, Большой Каретный переулок.

- К постройкам времен СССР можно отнести Безбожный переулок, улица Ударная, Дом колхозника, Денежный переулок, улица 25октября, Большевистская улица, улица Многостаночников, театр Советской армии, улица Бригадная, Метростроевская улица.

Слушают учителя и приступают к выполнению теста


К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа.

- Скажите, с каким периодом советской истории мы сегодня познакомились?

Какие важные события произошли в стране в 1920-1930 гг.?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроке и реализовали ли их?




- Сколько республик входило в состав СССР?

-Почему Москва стала столицей СССР?


 Какие изменения произошли в государстве?


- Ребята, поднимите зеленый карандаш кто со всем справился, желтый карандаш у кого были трудности.

- «Страницы истории 1920-1930 годов».


- Мы ставили цели познакомиться с новым государством – Советским Союзом, узнать, какие события произошли в это время.

- Цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.



15

в 1918 году из Петрограда туда переехало правительство










Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия.

П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: умение слушать и вступать в диалог.



Скачать

© 2022 53 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!