ОТКРЫТЫЙ УРОК -2023
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ИСКУССТВО»
ПРЕДМЕТ: «МУЗЫКА», 7 класс
Начало II четверти
Учитель: Антонова Наталья Юрьевна, МБОУ СКШИ № 152. г. Новосибирск
ТЕМА УРОКА: «ГАЛЕРЕЯ ГЕРОИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В МУЗЫКЕ И ИСКУССТВЕ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО, МУЗЫКАЛЬНОГО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВ.
ЗАДАЧИ:
РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ И ЧУВСТВА РИТМА;
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВОСПРИНИМАТЬ, ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ;
РАЗВИТИЕ НАВЫКА РАБОТЫ С МАТЕРИАЛОМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА.
ХОД УРОКА
ЭПИГРАФ:
«ГЕРОЙ ВСЕГДА СТОИТ ГОРОЙ
ЗА ТЕХ, КОМУ ОН НУЖЕН.
КТО СЛАБ И БЕЗОРУЖЕН»
Приветствие
Орг.момент:
-Здравствуй. Солнце золотое!
- Здравствуй, небо голубое!
- Здравствуй, луг,
И здравствуй, лес,
Полон сказок и чудес!
- Здравствуй, друг и одноклассник.
И отличник, и проказник!
- Здравствуй, теплый ветерок!
- Здравствуй, солнечный денек!
«Здравствуй!» - говорим мы вам,
Всем пришедшим к нам гостям!
У.: Ребята, сегодня я хочу обсудить с вами тему «Галерея героических образов в искусстве. Музыка»
3. Актуализация знаний обучающихся
У.: Как вы успели заметить, в теме урока есть несколько терминов из разных областей знаний: «галерея», «герой», «образ», «искусство». «музыка». Хотелось бы уточнить эти понятия.
Что такое «галерея»? –
Это целая аллея
Репродукций и творений,
Что писал когда-то гений.
Это понятие к какому виду искусства относится?
(ответы учащихся)
- Изобразительное искусство.
У.: Понятие «герой» к какой области знаний относится?
(ответы учащихся)
У.: Т.е. «герой» — это главное действующее лицо в сказке, рассказе, повести… А что значит «образ»?
(ответы учащихся)
У.: В живописи, понятно, художник создает образ с помощью кистей, красок, используя различные сочетания и контраст цветов, оттенков и тени. А в музыке как можно «нарисовать» тот или иной образ?
(ответы учащихся)
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА
У.: Я героем стать хочу:
Приемы тейквондо учу!
Уроки самбо и дзюдо
Я изучил уже давно
И ежедневно жду момент,
Когда мне скажут комплимент:
«Ты – молодец! Ты – наш герой!
Теперь не страшно нам с тобой,
Ведь можешь за любой пустяк
Вручить увесистый синяк
Тому, кто тебя слабей –
Он будет уважать сильней!»
И Мишка Квакин – мой кумир:
Ведь он известен на весь мир!..
И в русской музыке, и в современной
Героев вы найдете непременно!
О них споют и Клава Кока,
Чеботина, и Лепс немного!..
А. может, это все не то?
Давайте вместе вспомним все!
У.: Писатели, поэты, композиторы и художники в своих произведениях создавали образы героев повседневности и тех, кто совершал какой-то подвиг, т.е. поступок, который возвышал его над современниками, или, наоборот, «проступок», который «отбрасывает» человека назад. Деятели искусства по-особому чувствуют, а иногда и предчувствуют жизненные события.
Давайте вспомним те музыкальные произведения, в которых композиторы «подчеркивают» значение слов «герой» и «антигерой».
У.: М.И. Глинка изобразил Черномора с помощью каких средств?
* измененная мелодия;
* нарочитый ритм;
* измененная динамика;
* неблагозвучный аккомпанемент;
* измененный темп.
У.: Такое же сочетание музыкально-изобразительных средств использовал и Д.Б. Шостакович в симфонии №7 (тема нашествия)
симфония №7 (тема нашествия), Д.Б. Шостакович
5. Работа с учебным материалом
У.: Каждый из нас ежедневно совершает привычные дела, а иногда и поступки. А некоторые – даже подвиги. А чем отличаются «поступок» и «подвиг»?
(ответы обучающихся)
У.: Т.е. «подвиг» — это большой шаг вперед и вверх, когда человек превозмогает свои силы, совершает большой рывок, забывая о своих желаниях, преследуя более высокие цели (спасение людей, защита Родины, защита национальных интересов и т.д.). Вы, наверняка, можете вспомнить имена этих героев, о которых читали в книгах, смотрели фильмы. Видели картины или скульптуры. \
В музыкальных произведениях значение этих понятий подчеркивается мелодией, ритмом, динамикой, эмоциональной окраской. В одних воспевается подвиг святых. Вспомните имя одного из них:
То был когда-то князь великий,
Не подпускал врагов он близко.
Он говорил: «Кто к нам с мечом придет,
Тот от меча и пропадет!»
Когда же шведы наступили,
Их копья среди льдов застыли.
(св. Благоверн. Князь А. Невский)
У.: Другие – сопоставляют «+» и «-» героев:
* «Десятый батальон» (Б. Окуджава)
У.: В этих произведениях ровная динамика или она изменяется?
(ответы учащихся)
У.: Третья часть авторов демонстрирует героев, предоставляя нам самостоятельно сделать вывод, где «+», а где «-» герой. Как гласит русская пословица: «Птицу узнают по полету, а человека – по работе».
6. Практическая работа учащихся
Какие положительные качества человека вы знаете? Найдите в зашифрованных выражениях эти слова:
ЛЮБОТРУДИЕ
ЧЕСТНОЧНОСТЬ
ЖУРДБА
СЕБРОКСЫТИЕ
ПОЖЕРТВОВАНИЕ МОСА
АВТОГА
СЕМЛОСТЬ
РИКС
У.: Давайте составим свою галерею героических образов! В течение 5-7 минут вам необходимо вспомнить классические произведения или песни из репертуара современных исполнителей, которые наиболее ярко характеризуют русского национального героя.
* работа в группе
У.: Итак, давайте подведем итог обсуждений! Кто такой «русский национальный герой»?
— Это сильный духом, смелый, отважный воин, готовый сложить голову, сражаясь за правду и веру, защищая свою Родину и отчий дом.
* Слушание отрывка «Бухенвальдский набат» («Люди мира, будьте зорче втрое…»)
У.: Не только взрослые. Но и дети выражают свои патриотические чувства в тяжелое для всех время.
* Исполнение песни «Нам этот мир завещано беречь!»
У.: Благодарю вас за внимание!
Гостям мы скажем «До свидания!»