СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональные дыхательные пробы. Материалы к занятиям по учебной дисциплине "Физическая культура"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональные дыхательные пробы. Материалы к занятиям по учебной дисциплине "Физическая культура"»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАХАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Стахановский филиал ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России)   Функциональные дыхательные пробы     Материалы к занятиям  по учебной дисциплине  Физическая культура   Специальности: 33.02.01 Фармация  34.02.01  Сестринское дело  31.02.03 Лабораторная диагностика  31. 02.05 Стоматология ортопедическая Стаханов, 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАХАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Стахановский филиал ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России)

Функциональные дыхательные пробы  Материалы к занятиям по учебной дисциплине Физическая культура

Специальности: 33.02.01 Фармация

34.02.01 Сестринское дело

31.02.03 Лабораторная диагностика

31. 02.05 Стоматология ортопедическая

Стаханов, 2023г.

Функциональные дыхательные пробы   Материалы к занятиям по учебной дисциплине Физическая культура /Сост. Н.В. Золотарёва , Н.С. Ильченко, Стахановский филиал ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России, 2023 г.     Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол № ___ от «______» _________ 2023 г. Председатель ЦМК _____________ Е.С. Базюк     Рецензент: Базюк Е.С. – председатель цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, специалист высшей категории. Данные иллюстрированные материалы являются дополнением к учебно-методическому пособию «Методики определения уровня соматического здоровья» и могут использоваться преподавателями физической культуры на занятиях и студентами для самостоятельной внеаудиторной работы.

Функциональные дыхательные пробы Материалы к занятиям по учебной дисциплине Физическая культура /Сост. Н.В. Золотарёва ,

Н.С. Ильченко, Стахановский филиал ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России, 2023 г.

 

 

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № ___ от «______» _________ 2023 г.

Председатель ЦМК _____________ Е.С. Базюк

 

 

Рецензент: Базюк Е.С. – председатель цикловой методической комиссии общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин, специалист высшей категории.

Данные иллюстрированные материалы являются дополнением к учебно-методическому пособию «Методики определения уровня соматического здоровья» и могут использоваться преподавателями физической культуры на занятиях и студентами для самостоятельной внеаудиторной работы.

При исследовании дыхательной системы пользуются различными инструментальными методами, в том числе определением дыхательных объёмов — частоты, глубины ритма дыхания, жизненной ёмкости лёгких, выносливости дыхательных мышц и др.

Некоторые изменения функции внешнего дыхания, механизмы адаптации к воздействию каких-либо факторов могут выявляться лишь при использовании специальных проб или нагрузок, которые получили название «функциональные дыхательные пробы». С их помощью можно выявить скрытые формы сердечно-лёгочной недостаточности, не выявляемые при обычных исследованиях.

Пробы Штанге, Генчи (задержки дыхания на вдохе и выдохе, соответственно) и Серкина (трёхфазная задержка дыхания) характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Чем продолжительнее время задержки дыхания, тем выше способность сердечно-сосудистой и дыхательных систем обеспечивать удаление из организма образующийся углекислый газ, выше их функциональные возможности. При заболеваниях органов кровообращения и дыхания, анемиях продолжительность задержки дыхания уменьшается.

Показатели, полученные этими методами, говорят о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека.

Пробы с задержкой дыхания выполнимы в любой обстановке, просты, не требуют аппаратуры.

Каждую из проб можно проводить повторно, только рекомендуется выдержать интервал в пределах 5 -7 минут.

ПРОБА ШТАНГЕ

(задержка дыхания на вдохе)

Для проведения пробы понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя .

После короткого отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких, полных вдоха и выдоха, а затем, сделав спокойный вдох примерно на 2/3 от полного, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами (или спортивным зажимом для плавания). Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Сразу после возобновления дыхания снова подсчитывается пульс за 30 секунд.

Результат необходимо оценить по таблице:

Оценка результата

юноши

отлично

хорошо

девушки

50 с и больше

40-49 с

40 с и больше

удовлетворительно

30-39 с

30-39 с

неудовлетворительно

29 с и меньше

20-29 с

19 с и меньше

У тренированного человека время задержки дыхания более продолжительное. При заболевании или переутомлении это время может снизиться до 30-35 с.

Кроме длительности задержки дыхания на вдохе, необходимо обратить внимание на изменение пульса (ЧСС, частота сердечных сокращений) и вычислить значение ПР (показатель реакции частоты сердечных сокращений). Показатель реакции равен отношению пульса после пробы к исходному пульсу испытуемого.

ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)

У здоровых людей этот показатель не должен превышать 1,2. В противном случае можно говорить о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

ПРОБА ГЕНЧИ

(задержка дыхания на выдохе )

До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.

Выполняйте пробу сидя! После 2-3 глубоких вдохов-выдохов глубоко выдохните и задержите дыхание на максимально возможное время. Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Во время задержки можно пользоваться спортивным зажимом для носа или держать нос пальцами. Как и в предыдущем тесте, нужно измерить пульс за 30 секунд сразу после возобновления дыхания.

Результат необходимо оценить по таблице:

Оценка результата

юноши

отлично

хорошо

40 с и больше

девушки

30-39 с

удовлетворительно

30 с и больше

20-29 с

20-29 с

неудовлетворительно

19 с и меньше

15-20 с

14с и меньше

Сразу же после проведения пробы (как только испытуемый начинает дышать), вновь подсчитывается пульс. Показатель реакции (ПР) равен отношению пульса (ЧСС, частота сердечных сокращений) после пробы, к исходному пульсу испытуемого.

ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)

Показатель реакции у здорового человека не должен превышать 1,2 (более высокая цифра означает неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода).

ПРОБА СЕРКИНА

(трёхфазная задержка дыхания)

Задержка на вдохе выполняется с объёмом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха. Перед началом теста 3-5 минут отдохните и сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Нос лучше зажимать пальцами. Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения.

1 фаза. Определите время задержки на вдохе в положении сидя. Первая фаза: после пятиминутного отдыха сидя определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя.

Вторая фаза: затем выполните 20 приседаний за 30 секунд (стандартная нагрузка) и повторите задержку дыхания на вдохе в положении стоя.

Третья фаза: после отдыха стоя в течение одной минуты повторите первую фазу — определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя.

Оцените результат по таблице:

Оценка

Фазы

Хорошо

1

Удовлетворительно

40—60 с

2

Неудовлетворительно

более 50 %

3

35—45 с

более 100 %

30—50 %

20—30 с

1-й фазы

70—100 %

менее 30 %

1-й фазы

1-й фазы

менее 70 %

1-й фазы

1-й фазы

1-й фазы

Оценка «хорошо» свидетельствует о том, что вы здоровый тренированный человек, «удовлетворительно» – получают здоровые, но нетренированные люди. Лица со скрытой недостаточностью кровообращения имеют неудовлетворительный результат пробы Серкина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!