СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания (читательская, финансовая)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания (читательская, финансовая)»

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.

Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации.

Свои уроки я выстраиваю таким образом, чтобы в каждом уроке присутствовали новые подходы в обучении: обучение критическому мышлению, оценивание обучения, использование ИКТ. Акцент делается на составление и использование«Тонких и толстых вопросов», работы в группах (сменного состава), развитие критического мышления, схемы, умение анализировать текст учебника, чтение с пометками.


Комплекс учебных заданий по истории и обществознанию под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 8 класса



Типовая задача

Планируемый образовательный результат

Учебное задание

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В тексте найти плюсы крупного землевладения.

Ответ:

1)Улучшение обработки земли: применение удобрений, производство кормовых культур для скота и др.

2) Освоение заброшенных ранее земель.

3)Увеличивался товарооборот между городом и деревней, в интересах успешной торговли строились новые дороги, углублялись реки, возводились каменные мосты.


- даёт оценку наиболее значительным событиям

- раскрывает характерные, существенные черты:

а) экономических и социальных отношений в государстве;

б) ценностей, господствовавших в обществе

- даёт оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории

В Англии начинает складываться ситуация, в которой большая часть земли начинает принадлежать крупным земельным владельцам. (текст сокращ.)


Используя этот отрывок из сочинения античного писателя, найти ответы на следующие вопросы:

  1. В чем заключается главная идея в данном отрывке из сочинения Колумеллы?

А Рабов не следует использовать в сельском хозяйстве

B Необходимо строго следить за работой рабов

C Рабовладельческие хозяйства находятся в упадке

D Труд рабов не эффективен

Часть рабов в римских имениях I века н.э. умели читать и писать. Что в отрывке из сочинения Колумеллы подтверждает этот факт?

- проводит поиск информации в исторических текстах

- составлять описание образа жизни различных групп населения

- применяет знание фактов для характеристики данной эпохи, её процессов, явлений,

ключевых событий;

- составляет описание положения и образа жизни основных социальных групп

- ориентируется в содержании текста и понимает его целостный смысл;

- находит в тексте требуемую информацию



Древнеримский писатель Луций Юний Колумелла в I веке н.э. писал:

«Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю.

Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они и сами крадут зерно,

и от других воров его плохо оберегают. При уборке зерна раб-управляющий

неправильно показывает его количество в счётной записи».


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Рассчитать сколько всего денег он внес на новые вклады? (Ответ: 5000 р.)

- решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи

- определяет практическое назначение основных элементов банковской системы

- находит, извлекает и осмысливает информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности

Клиент имел в банке счет, по которому начислялось 6% годовых. После того, как банк предложил новые виды вкладов, он снял с этого счета все деньги и 2000 р. положил на вклад, по которому начислялось 8% годовых, а остальные – на вклад с 9% годовых. В результате его годовой доход оказался на 130 р. больше, чем по прежнему вкладу.


Выяснить: что образуется в результате такого ведения хозяйства? Живёт ли семья по средствам? Каковы последствия такого планирования своих финансов?

(Ответ: Чтобы узнать, что получится в результате составления такого бюджета, как у Григорьевых, нужно сначала сложить все расходы: 30 тыс. р. + 8500 р. + 9 тыс. р. + 5 тыс. р. = 52 500 р. Затем нужно из доходов вычесть расходы: 50 тыс. р. – 52 500 р. = 2500 р. В семье Григорьевых образовался дефицит, так как расходы превышают доходы на 2500 р. Последствия, скорее всего, будут такие: семье придётся брать у кого-то в долг, так дефицит будет только нарастать и уже через полгода, например, может составить 15 тыс. р., а через год — 30 тыс. р.)

- применяет теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни

- сопоставляет свои потребности и возможности, оптимально распределяет свои материальные и трудовые ресурсы, составляет семейный бюджет


В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. р. Расходы на самое необходимое — 30 тыс. р. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косметику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 9 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. р.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!