Практическая работа
по проектированию урока с использованием материалов
библиотеки ЦОК.
ФИО Азизова Замира Фермановна
Наименование МКОУ «Хучнинский
образовательной многопрофильный лицей № 1»
организации
Предмет Русский язык
Класс 6
Тема урока: Фразеологизмы. Их признаки и значение.
Тип урока: систематизация и обобщение пройденного материала в 5 классе.
Цель урока: закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка, обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Их значение».
Задачи урока:
Дидактические:
Знать, что такое фразеологизм и его значение.
Уметь понимать значение фразеологизмов.
Развивающие:
Развивать умение строить речевые высказывания, отвечая на вопросы.
Закреплять навыки самостоятельной работы.
развить связную речь, мышление, память, внимание.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучаемому предмету, стремление к самостоятельности и трудолюбию
Воспитывать умение слушать и понимать речь других, посредством участия в диалоге, беседе.
Ожидаемые результаты: учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят словарный запас.
Информационно-технологические ресурсы: мультимедийный проектор, дидактический материал, слайды, фразеологический словарь.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
Ход урока.
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
- Ребята, мы продолжаем наше путешествие по лексикологии. Если вы готовы размышлять, сопоставлять, слушать и слышать, то я желаю вам сегодня держать ушки на макушке, все услышанное зарубить на носу, чтобы чувствовать себя как рыба в воде и быть на седьмом небе от счастья, получив высокую отметку.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Мозговой штурм.
Лексико-терминологический диктант
(термины записываются на доске и в тетрадях).
- Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово. (Лексикология)
- Слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)
- Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)
- Слова, обозначающие одно и то же, но с разным лексическим значением (синонимы)
- Слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы)
- Устаревшие слова, заменённые новыми (архаизмы)
- Слова, которые вышли из активного словаря (историзмы)
- Новые слова, возникающие в языке (неологизмы)
- Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы).
Подкрепить примерами.
3.Самоопределение к деятельности (этап целеполагания).
- Как вы думаете, ребята, каких слов-терминов не хватает в этом ряду?
- Вспомните, с каких выражений я начала урок, призывая вас быть внимательными на уроке?
(ответы детей, формулировка темы, цели и задач урока).
- Русский язык очень богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами.
- Мы уже знакомы с этой лексической единицей. Сегодня вспомним, повторим и закрепим (правило трех глаголов).
Фразеологизм - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и
целостное по значению словосочетание. А раздел языкознания, который изучает фразеологизмы, называется фразеологией.
-
Рассмотрим шутливые рисунки, которые предлагает библиотека ЦОК, и попробуем угадать фразеологизмы. Обсудим их значение.
(медведь на ухо наступил, глаза на лоб полезли, водить за нос)
Постановка проблемы:
-Как вы думаете, почему они называются устойчивыми?
-В чем их отличие от словосочетаний?
(ответы детей)
4.Работа по теме (пользуемся ресурсами ЦОК).
-Давайте разбираться. Для начала посмотрим видеоролик.
https://lesson.edu.ru/lesson/f77915a7-e5ff-43ce-9136-a3cf5c66daa7?backUrl=%2F01%2F06
\
(Рассматривается таблица, разбирается и подтверждается каждое утверждение).
- Существуют специальные фразеологические словари, в которых разъясняются фразеологизмы (знакомство детей со словарем В.П. Жукова, А.В. Жукова). А наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях.
5. Физкультминутка «Изобрази фразеологизм».
(учитель читает фразеологизм, а учащиеся пытаются пантомимой или мимикой изобразить их)
Голова кругом, строить глазки, клевать носом, брать быка за рога, вешать лапшу на уши.
6.Проверка усвоения материала.
Работа в парах. Соотнесите данные на карточках фразеологические сочетания с подходящими по смыслу значениями.
Составить предложение с одним из фразеологизмов:
1) делать из мухи слона (преувеличивать)
2) кровь с молоком (румяный, здоровый)
3) мозолить глаза (надоедать, досаждать, раздражать)
4) как две капли воды (очень похож)
5) бить баклуши (бездельничать)
6) набрать в рот воды (молчать)
7) когда рак на горе свистнет (никогда)
8) зарубить на носу (запомнить)
9) куры не клюют (много)
10) заговаривать зубы (обманывать)
Учащиеся работают в парах с дидактическим материалом. Составляют предложения. Синтаксический разбор одного из предложений.
Например.
Иногда продавцы специально заговаривают зубы покупателям.
Вывод: фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.
Минутка просвещения!
История происхождения фразеологизма «заговаривать зубы».
Исторически значение данной фразы менялось. Вначале зубы заговаривали в буквальном смысле. Лечили таким образом зубную боль знахари, ведуньи, используя отвары трав и молитвы. Другими словами можно сказать, что делали заговор на зубную боль. Среди так называемых целителей много было и шарлатанов, обманщиков. Так фраза стала ассоциироваться с обманом.
В наше время значение фразеологизма изменилось в корне. Сейчас фраза "зубы заговаривать" используется для отвлечения внимания слушателя, для обмана слушателя, направления по ложному пути.
7.Закрепление материала. Работа в группах со взаимопроверкой.
- Ну а сейчас, ребята, мы обязательно посетим фразеологический зверинец.
Кроссворд «Животные»
Разгадай кроссворд «Животные».
1.Медведь 7.Белка
2.Волк 8.Ворона
3.Баран 9.Мышь
4.Кошки 10. Раки
5. Муха 11. Курица.
6.Рыба
8. Рефлексия.
- Итак, ребята, Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?
- Чему научились?
- Какими признаками обладает фразеологизм?
- Чем фразеологизм отличается от словосочетания?
- Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?
(учащиеся анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают)
9.Домашнее задание.
1. Найдите историю наиболее понравившегося фразеологизма.
2. Составьте предложение с любым фразеологизмом, воспроизвести синтаксический разбор.