СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеологические обороты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фразеологические обороты»

Тема: Что такое фразеологизмы?

Планируемые результаты:

получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека;

научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  • Прочитайте словосочетания, которые вы составили. Назо­вите в них главное слово.

  1. Актуализация знаний

  • Замените близкими по значению словосочетаниями, запи­шите.

Нора лисы, лист берёзы, лист из альбома, разговор по телефону, мо­локо от козы.

  • Назовите главное слово в словосочетании.

  1. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

  • Прочитайте записи.

ворон считать мечтать

витать в облаках молчать

мозолить глаза бездельничать

зарубить на носу надоедать

язык проглотить запомнить

  • Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. (Ворон считать — бездельничать, витать в об­лаках — мечтать, мозолить глаза — надоедать, зарубить на носу — запомнить, язык проглотить — молчать.)

  • Как называются выражения в первом столбике? (Фразеоло­гизмы.)

  • Сформулируйте тему урока.

  1. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил ап­парат и накрепко сварил деталь в виде буквы ф.

Подобное мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но од­нажды, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неде­лимые сочетания — фразеологизмы.

Есть, например, слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разо­льёшь', есть слова как, провалить, земля, сквозь и фразеологизм как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.

Слова вдруг теряют при этом свои прежние значения: золотые руки -здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске — никто не ви­сит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним от­носят пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие кры­латыми.

Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на ос­нове наблюдений человека над общественными и природными явления­ми (много снега - много хлеба), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выра­зительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

В. Волина «Весёлая грамматика»


2. Работа по учебнику

Упр. 83 (с. 49).

  • Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

  • Кто такой тапир? (Непарнокопытное млекопитающее тро­пических лесов с вытянутыми в хобот носом и верхней губой.)

Материал для учителя

С виду тапир похож на помесь кабана и гиппопотама. Тапир хорошо плавает и без всяких затруднений переплывает реки в густых девственных лесах. Его облик и повадки заставили зоологов XVIII века предположить, что тапир - близкий родственник гиппопотама. Сегодня мы, однако, знаем, что это животное родственно носорогу и лошади. У тапиров на пе­редних ногах четыре, а на задних ногах три пальца. На Земле существует только четыре вида тапиров.

  • Как вы понимаете выражение повесил нос? Прочитайте, что оно означает.

  • А в каком значении оно употреблено: в прямом или в пере­носном?

  • Как называются такие выражения?

  • Прочитайте ниже сведения о языке.

  • Что такое фразеологизмы?

  • Можно ли в них заменять слова?

  • Приведите примеры.

  • Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма кот наплакал.

Упр. 84 (с. 49).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

  1. Физкультминутк

  2. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 85 (с. 50).

  • Прочитайте фразеологизмы и найдите им объяснение. За­пишите их парами.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают фразеологизмы с объяснением их значений.)

  • Прочитайте предложение, которое вы составили. Упр. 86 (с. 50).

  • Прочитайте предложения с фразеологизмами.

  • Объясните значение данных фразеологизмов.

  • Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

  • Прочитайте историю возникновения двух фразеологизмов нас. 51.

  • Как возник фразеологизм бить баклуши?

  • А фразеологизм спустя рукава!

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

  • Прочитайте строки сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Найдите фразеологизмы и объясните их значение.

  • А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!» Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.

  • Оцените свою работу на уроке.

  • Что такое фразеологизмы?

Домашнее задание

Упр. 87 (с. 50).








ворон считать


мечтать

ворон считать


мечтать

витать в облаках

молчать

витать в облаках

молчать

мозолить глаза

бездельничать

мозолить глаза

бездельничать

зарубить на носу

надоедать

зарубить на носу

надоедать

язык проглотить

запомнить

язык проглотить

запомнить


ворон считать


мечтать

ворон считать


мечтать

витать в облаках

молчать

витать в облаках

молчать

мозолить глаза

бездельничать

мозолить глаза

бездельничать

зарубить на носу

надоедать

зарубить на носу

надоедать

язык проглотить

запомнить

язык проглотить

запомнить


ворон считать


мечтать

ворон считать


мечтать

витать в облаках

молчать

витать в облаках

молчать

мозолить глаза

бездельничать

мозолить глаза

бездельничать

зарубить на носу

надоедать

зарубить на носу

надоедать

язык проглотить

запомнить

язык проглотить

запомнить


ворон считать


мечтать

ворон считать


мечтать

витать в облаках

молчать

витать в облаках

молчать

мозолить глаза

бездельничать

мозолить глаза

бездельничать

зарубить на носу

надоедать

зарубить на носу

надоедать

язык проглотить

запомнить

язык проглотить

запомнить



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!