Франц Антон риттер фон Герстнер
… нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путём увеличения скорости передвижения…
г.Калиниград «Колледж сервиса и туризма» Автор проекта: Колодяжная Надежда студент гр. СТ22-1
Преподаватель:Прохоренко О.В.
Франц Антон риттер фон Герстнер — австрийский и чешский инженер, строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России.
Франц Антон фон Герстнер был четвёртым ребёнком в семье пражского профессора Франца Иосифа фон Герстнера и его жены Габриэли. Мать умерла, когда Францу было 12 лет.Учился в Чешском политехническом институте, который был реорганизован его отцом из технического училища в 1806 году. По окончании института в 1819 году преподавал практическую геометрию и землемерное искусство в Венском политехническом институте.
Герстнер стремился реализовать проект по постройке железной дороги между Молдавой и Дунаем и для этого в 1822 году совершил поездку в Англию для изучения строившихся там первых железных дорог. По возвращении, ему удалось 7 сентября 1824 года получить концессию на 50 лет для создания и эксплуатации железной дороги между Будвейсом и Линцем.
Восстановленный вагон Линцко-Будеёвицкой дороги на восстановленном участке в Австрии длиной несколько сот метров
Hannibal – вагон Линцко-Будеёвицкой конно-железной дороги
Регулярное движение на первом участке железной дороги между Будвейсом и Кершбаумом было открыто в 1828 году. Поскольку строительство оказалось более дорогим, чем предполагалось, то пришлось искать более экономичное решение, из-за чего Герстнер вышел из предприятия и вновь уехал в Англию в 1829 году, где паровоз уже вытеснил лошадиную тягу на железных дорогах. Результатом его участия в постройке первой австрийской железной дороги был ряд его сочинений, напечатанных в 1825—1829 годах.
По приглашению начальника штаба Корпуса горных инженеров К. В. Чевкина от имени Горного ведомства Герстнер прибыл в августе 1834 года в Россию для обозрения Уральских горных заводов. Здесь он задумался о постройке железных дорог в России. Составив план сооружения сети железных дорог от Петербурга до Москвы и от Москвы до Нижнего Новгорода и Казани, 6 января 1835 года он представил записку императору Николаю I. Записка через несколько недель стала предметом рассмотрения в особом, под личным председательством императора, комитете, и хотя было единогласно признано неоспоримо полезным устройство железных дорог в России, при этом высказаны были разные сомнения в финансовом отношении.
Паровоз серии «Г» после реконструкции. В тендере лежат дрова. 1863-1864 г
Для рассмотрения предложения была создана комиссия, а также для изучения построенной Гестнером железной дороги отправлен в Австрию офицер Корпуса инженеров путей сообщения Н. О. Крафт, который, по возвращении в Россию в июне того же 1835 года, представил своё описание данной железной дороги. Комиссию возглавил М. М. Сперанский. Образованный комитет по строительству признал полезным и технически возможным строительство железной дороги в России, и Ф. А. Герстнером было получено разрешение на строительство Царскосельской железной дороги.
Михаил Михайлович Сперанский
В марте 1836 года Герстнер совершил поездку в Германию, Бельгию, Францию и Англию для осмотра там железных дорог и заказа всех необходимых принадлежностей для железной дороги; затем он лично ездил в качестве машиниста на первых пробных поездах. Указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. В ноябре 1836 года в ясную, но очень холодную погоду на участке между Павловском и Царским Селом был впервые испытан локомотив Хэкворта. Пробная поездка проходила в присутствии Николая I с семьёй и большого количества людей из всех классов общества.
Финансировала строительство частная акционерная компания, основным акционером которой выступил граф А. А. Бобринский. Официальное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября 1837 года и в следующем году Герстнер уехал в Америку, где и умер — в Филадельфии в 1840 году.
Франц Антон фон Герстнер
Алексей Алексеевич Бобринский
В честь 170-летия российских железных дорог, 30 октября 2007 года, в здании Витебского вокзала в Санкт-Петербурге был открыт памятник Ф. А. Герстнеру. Скульптура высотой 1,4 м работы С. А. Щербакова изображает Герстнера стоящим в полный рост с макетом английского паровоза «Проворный» в руках. На фасаде вокзала установлена памятная табличка, посвящённая Герстнеру, а напротив вокзала находится информационный стенд, посвящённый строительству магистрали.
Монумент на Витебском вокзале в Санкт-Петербурге
Конец презентации
г.Калиниград «Колледж сервиса и туризма» Автор проекта: Колодяжная Надежда студент гр. СТ22-1
Преподаватель:Прохоренко О.В.