1. Мотивационно-целевой этап | - Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Сергеевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И урок наш начинать. На сегодняшнем занятии нам предстоит очень необычная работа. Давайте представим, что наш класс - это большая лаборатория, вы исследователи, а я ваш научный руководитель. Но чтобы проводить дальнейшие исследования, нам необходимо вспомнить, над чем мы работали ранее. Для этого необходимо заполнить кроссворд, а ключевое слово будет темой нашего сегодняшнего урока. Я задаю вопросы, и мы вносим правильные ответы в кроссворд. 3. | 2. | Г | | | | | К | Л | | 5. | | | И | Ю | 4. | У | | 1. | С | К | Й | К | | С | Л | О | О | С | 6. | В | О | З | Д | У | Х | Ё | Т | А | | С | И | К | Ы | | | | М | Л | | | | | И | А | | | | | Я | 1) Наука о веществах. 2) С его помощью можно обнаружить крахмал. 3) Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная. 4) Кислота, используемая для приготовления консервов. 5) Овощ, из которого получают сахар. 6) Разновидность сахара. - Какое ключевое слово получилось? -Так какая же тема нашего урока? - Верно, тема нашего урока «Воздух и его охрана». | Фронтальная | Приветствуют. - Химия. -Йод. -Кислоты. - Уксус. - Свёкла. - Глюкоза. - Воздух. - Воздух. | Л2 | П1 Р1 К1 | |
2. Этап актуализации знаний | - Что вы знаете о воздухе? -Как вы думаете, что же такое воздух? - Зачем он нам нужен? -А вы знаете, какими свойствами обладает воздух? - Люди, растения и животные живут в воздушном океане. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Без него мы не услышали бы щебет и пение птиц, жужжание насекомых, сигналы машин и трамваев, школьный звонок, потому что воздух передает звуки. С помощью воздуха мы говорим и поем. Он очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле. Как вы думаете может ли жить человек без воздуха? Давайте попробуем это проверить. Закройте ладошками рот и нос. Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха. Какое было желание? - Верно, страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха погибнет всё живое на планете Земля. | Фронтальная, индивидуальная | Ответы детей. - Воздух, это смесь газов. - Благодаря ему мы можем дышать. Ответы детей. - Нет, не может. - Открыть нос. | Л1 | П2 Р2 К1 | П1 |
3. Этап изучения нового знания | - Ребята, как вы думаете, из чего состоит воздух? - Откройте учебник на странице 46, перед вами диаграмма, на которой условно изображен воздух. Что вы можете сказать? - Верно, всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%. - Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? - А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу. - Давайте исследуем свойства воздуха, проделав опыты. Мы же с вами исследователи, поэтому нам надо узнать все неизвестные вам свойства воздуха. Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. - Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы? - Через стену мы видим соседний класс? - А предметы, которые находятся в классе, вы видите? - В классе мы видим доску, парту, стены, за окном - дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? - О каком свойстве воздуха это говорит? - Верно, воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. - Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? - Какого цвета школьная доска? – А какого цвета воздух? – Сформулируйте еще одно свойство воздуха. - Молодцы. А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? - Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. ( Брызнуть духи) А сейчас? - Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? - В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? - Чистый воздух не пахнет. - Какой вывод можем сделать? - А можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. - Какое свойства воздуха мы откроем? - Ребята, сейчас я вам раздам листочки и мы проведем с вами мини опыт. - Так, давайте мы свами сделаем веер! Что вы чувствуете? - Правильно, мы можем почувствовать воздух при его движении, а это значит, что воздух существует. - Давайте немного отдохнем, встаем и повторяем движения за мной. Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Выходи гулять! («зовут») Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах) Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте) Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки) Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте) Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам) Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках) Самого кристального воздуха найду! («фонарики») - Продолжаем работу, на экране вы видите сосуд (видео), который закрыт пробкой с трубкой, трубка опущена в стакан с водой. В сосуде и в трубке находится воздух. Мы нагреваем сосуд с воздухом и что же происходит? - А почему? - Верно, воздух при нагревании расширяется и выходит из сосуда. Теперь охладим сосуд. Что наблюдаем. - Почему? - Отлично, мы уже знаем, что частицы газообразных веществ постоянно движутся и часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее и отталкиваются из-за этого на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется. При охлаждении все происходит наоборот. Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает в помещение тепло и холод. В окнах двойные рамы. Как вы думаете, что находится между ними? - Верно, это воздух. Оконные рамы делают двойные, чтобы воздух, который находится между стёклами сохранял тепло в доме. Какое свойство воздуха проявляется в данном случае? - Верно. На этом свойстве воздуха основано создание человеком теплых вещей. Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не дает телу потерять тепло. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела. - Какие свойства воздуха мы с вами узнали? - Откройте учебник на странице 48. Давайте узнаем почему воздух загрязняется. Начинаем читать по цепочке с первого рядя по одному абзацу. - Почему же воздух загрязняется? - А что делают люди, чтобы воздух стал чище? - Отлично, вы сказали все правильно. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Предположения детей. - Воздух состоит из азота, кислорода и углекислого газа. - Кислород, потому что мы им дышим. - Нет. - Нет. - Да. - Нет. - Что воздух прозрачный. - Зеленые. - Белая. - Он бесцветен. - Воздух бесцветен. - Ничего. - Нет. - Да, запах духов. - Да. - Нет. - Воздух не имеет запаха. - Нет. - Воздух не имеет вкуса. Делают веер. - Чувствуем ветерок. Встают. Повторяют движения. - Из трубки выходят пузырьки воздуха. - При нагревании воздух расширяется. - По трубке вверх поднимается вода. - Воздух сжимается при охлаждении. - Воздух. - Воздух плохо проводит тепло. - Воздух не имеет цвета, запаха, он прозрачный, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении и плохо проводит тепло. Читают. - Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ. - На предприятиях работают очистительные установки, ученые разработали новые экологические автомобили, создаются специальные станции для очищения воздуха. | Л1 | П1 П2 Р1 Р2 К2 | П1 П2 |
5. Этап рефлексии учебной деятельности | -К сожалению наш урок подошел к концу. - Давайте вспомним, какими свойствами обладает воздух? - Отлично, а что делает человек для того, чтобы воздух стал чище? - Молодцы. На партах у вас лежат веселые и грустные смайлики, поднимите веселый смайлик, если на уроке у вас не возникало трудностей и у вас все получилось. И поднимите грустного смайлика, если у вас возникли трудности и остались вопросы. - Спасибо за внимание. До свидания. | Фронтальная, индивидуальная | - Воздух не имеет цвета, запаха, он прозрачный, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении и плохо проводит тепло. - На предприятиях работают очистительные установки, ученые разработали новые экологические автомобили, создаются специальные станции для очищения воздуха. Оценивают свою деятельность на уроке. | | Р1 К1 | П2 |