СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока с применением приёмов театральной педагогики. Географический театр миниатюр по теме: Рельеф и тектоника России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рекомендую  использовать данный   фрагмент  как часть  урока на обобщающем занятии по теме: Тектоническое строение и рельеф России или после выполнения программной  практической работы по сопоставлению форм рельефа, возраста горных пород,  форм тектоники и полезных ископаемых России. Ребятам очень нравится театральное действие.

Просмотр содержимого документа
«сказка 8 кл.»

Фрагмент географической сказки-загадки по теме: Тектоническое строение и рельеф России. 8 кл.

Предисловие от автора.

Рекомендую использовать данный фрагмент как часть урока на обобщающем занятии по теме: Тектоническое строение и рельеф России или после выполнения программной практической работы по сопоставлению форм рельефа, возраста горных пород, форм тектоники и полезных ископаемых России. Во всех классах идёт на-ура! Но, прежде, чем разыгрывать действо, необходима подготовка класса и настрой: ловить каждое слово наших героев. Необходимо быть внимательными, так как потом предстоит обсуждение содержания, а, может, и игры актёров. В любом случае, по завершению, артистов нужно обязательно похвалить. Такой яркий театральный приём позволяет сложный материал соединить вместе, непроизвольно запомнить(а то, что здесь будет задействована и непроизвольная память- это однозначно), и закрепить с помощью приёмов театральной педагогики. Идея написать такую сказку пришла мне летом в отпуске, в поезде, когда возвращалась с моря. Побывала на Кавказе, затем любовалась Уралом и нашей Западной Сибирью. Какая красивая наша страна! Особенно это понимает и ценит географ. Мы, ведь не только любуемся, мы знаем суть вещей, знаем многое об природных объектах, чего не знает простой обыватель. Как важно нам не сидеть дома(не быть теоретиками - Паганелями), а видеть своими глазами то, о чём мы потом можем поведать нашим ученикам. И это уже будут не сухие строчки из учебника географии.

В поезде я сделала наброски в записную книжку, а затем дома доработала и представляю Вам свою театральную зарисовку. Очень хотелось, чтобы в ней в завуалированной форме был спрятан непростой географический материал, который детям хотелось бы найти и обсудить. Надо видеть горящие глаза детей, когда они называют правильно зашифрованных героев, показывают их на карте, обсуждают игру актёров! Холодные камни и формы рельефа превращаются в живых людей. Скучный теоретический материал оживает! А в голове уже готова появиться новая театрально-географическая зарисовка. Такие уроки зажигают и настраивают на творчество. Кстати, изюминки своей работы я представила на мастер-классе на РМО. И они имели не меньший успех и у взрослой аудитории. Действительно, играть любят не только дети; весь мир-театр, а люди в нём-актёры.

С уважением к моим коллегам, учитель географии МКОУ Морткинская СОШ Кондинского района ХМАО - Югры Светлана Семёновна Иноземцева .



Выбираем 4 актёров

Действующие лица: автор; девица, сосед- пожилой; жених- молодой ; ( нарядиться: девице-корона; соседу- шапку-ушанку и камушки в шкатулке; молодому жениху – кепку, музыкальный фрагмент: лезгинка, бутылку с кавказской минеральной водой, у меня - Ессентуки).

Автор. В некотором царстве, в тридевятом государстве жила-была девица. Стройная и красивая. Уже не молода, да ещё и не старая. Жила себе - поживала, да горя не знала. Вот пришёл к ней в гости сосед.

Сосед. (Стучит: тук-тук.) - Привет, соседка. Как поживаешь?

Девица(Девица сидит на стульчике в короне, ножкой покачивает)

- Хорошо живу ,спокойно у меня всё и ровно. И тебе того же желаю.

Сосед. А мне вот что- то неможется с утра. Лихоманит чего-то. Посто беда.

Девица.- Так старенький, ведь ты. Вот косточки-то и ломит. Люди сказывают, что много уже тебе лет-то.

Сосед. – Люди-то и приврать могут. Недорого возьмут. А, ведь и ты немолода, хоть и молодишься, вон сколько косметики на тебе. Все морщинки закрыла. А ведь мы с тобой ровесники.

Девица. (Кокетливо). О возрасте женщинам говорить не принято. Молода я ещё... А вот ещё люди говорят, что богат ты соседушко.

Сосед. А это люди не врут. Богат, не скрою. Золото и каменья драгоценные, камни – самоцветы; всё у меня есть. Вот посмотри (показывает шкатулку, в ней камушки). Хозяйки только в доме нет. Скучно мне одному. Пойдёшь за меня замуж, подарю тебе всю эту красоту. (Подаёт шкатулку с камушками)

Девица. (расматривая камушки в шкатулке, берёт их по одному) . Так, ведь и я небедна...А вот, намедни ко мне сватался ещё жених, издалека приехал: молодой да горячий. А как танцевал –то..... (Вспоминает, мечтательно) Вот это парень...Вот, как как будто сейчас смотрю на него.

Жених.(молодой) Выходит. ( в кепке; звучит Музыка «Лезгинка»). Танцует лезгинку. Музыка затихает. Жених припадает на колено перед девицей ,говорит( с кавказским акцентом): Дорогая, выходи за меня замуж. Не пожалеешь. Будешь жить у моря. Дышать свежим воздухом. Отдам - самое дорогое, живую воду( протягивает минеральную воду, демонстрируя её). Девица забирает бутылку с водой, говорит: «Спасибо», ставит рядом на пол, жених уходит уходит.

Сосед. Ну а ты, что ему сказала?

Девица. Я подумаю.

Сосед. Ты только долго не думай. А, то моя соседка у левого заборчика – тоже долго думала. Так и осталась –одна.

Девица. Так может быть, к ней и посватаешься.

Сосед. Да она уж больно стара. Старше меня и намного. Ей знаешь сколько лет?

(шепчет на ухо девице)

Она ещё в архейскую эру родилась.

Девица делает удивлённый вид. Да-а???? Ничего себе!

Сосед. Да ещё и манеры у неё европейские. А я человек – простой. Куда уж там...

Девица -Ты, верно, соседушко, шутишь… Это выходит, что она –ровесница моей соседки - справа. А всё, обе говорили, что молоды они ещё, молоды…. А выходит, что я из них самая молодая. ( Напевает….Молода-я…э—эх, молодая..)

Автор. Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.

Учитель. Спасибо нашим артистам. А сейчас разбор полётов, давайте разберём те намёки, которые прозвучали во фрагменте сказки. Скажите, пожалуйста, а кто - же были эти действующие лица (подсказка: были задуманы неодушевлённые объекты)

-Кто была эта девица? (Западная Сибирь)

- Пожилой сосед? (Урал)

- Молодой жених? (Кавказ)

-Соседка у левого заборчика рядом с пожилым соседом? (Восточно-Европейская равнина)

- Пожилая соседка справа от девицы? ( Средняя Сибирь, Средне- Сибирское плоскогорье)

Покажите их по карте.

- А по каким признакам вы это определили? ( Называют признаки)

-Почему пожилой сосед чувствовал себя неважно, а у девицы всё ровно и спокойно? (Уральские горы – считаются старыми горами, но и там изредка бывают несильные землетрясения, а в Западной Сибири – землетрясений - нет, так как Западно- Сибирская равнина находится на платформе. А такие территории сейсмически устойчивы. Всё относительно: палеозойский возраст для гор - это старые горы; а для равнин, если в основании – лежит складчатый фундамент того же палеозойского возраста- то это уже молодая платформа, т. е. плита. Это объясняется тем, что есть платформы и более преклонного возраста- архейской и протерозойской эры.

-Что имел ввиду сосед, говоря, что они с девицей одного возраста? ( Действительно, они – ровесники. Оба(Урал и складчатый фундамент Западно- Сибирской плиты) появились одновременно в Палеозойскую эру в герцинскую складчатость).

А про то, что косметики много поверх морщинок? (это Урал образно говорил о мощном осадочном чехле Западно- Сибирской плиты, который лежит поверх фундамента. Появился он в то время, когда Западно- Сибирская равнина в мезозойскую эру была дном Мирового Оеана. В это время шло активное осадконакопление песков, глин, и конечно, тогда появились в толщах Югры нефть и газ.Известно, что её чехол имеет возраст: Мезозой- Кайнозой и достигает мощности на юге до- 3 км, а на севере равнины – до 10-12 км.)

-Как вы думаете, а у молодого жениха, действительно из всех богатств, только минеральная вода? (Ещё нефть, газ, руды; придержал богатства.)

- О каких собственных богатствах упомянула девица? ( Нефть, газ мезозойского возраста в осадочном чехле)

- Что вы можете сказать о возрасте героев?

( С Запада на восток: Восточно-Европейская равнина – архей, проотерозой(докембрийские структуры- самые старые в России); Урал - палеозой; Западная Сибирь - палеозой; Средне - Сибирское плоскогорье – архей, протерозой(докембрийские структуры- самые старые в России ).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!