СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фотография урока литературы «Ф. Достоевский и современность»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фотография урока литературы «Ф. Достоевский и современность» в 10-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Фотография урока литературы «Ф. Достоевский и современность»»

Фотография урока литературы



Тема урока: «Ф. Достоевский и современность».

Цель: формирование читательской культуры школьников.

Задачи:

• Уметь формулировать свою мысль, доказывать собственную точку зрения.

• Обнаружить различное понимание вопросов, установить истину или общее мнение выступающих.

• Найти связи идей Ф. Достоевского с писателями разных эпох.



ХОД УРОКА



Этапы

Работа учителя

Работа ученика

Примечание

I.


1.

Организационный этап.

Приветствие. Проверка отсутствующих и дежурных.

П.: беседа.



Учитель приветствует учеников, озвучивает цели и задачи урока, а также оформляет доску.



Ученики внимательно слушают учителя.


II.

1.






2.


























































































































Основной этап.

Мотивация учащихся к теме диспута.





Обобщение и закрепление материала по творчеству Ф.Достоевского при помощи вопросов диспута.


















































































































Учитель спрашивает основные правила диспута. Затем начинает рассказывать о Ф. Достоевском, его произведениях, его жизненном и творческом пути.



Учитель задала всего один вопрос: «Современен ли сегодня Ф. Достоевский?».
















Учитель начала рассказывать, что одна из важных основ жизни человека - христианская вера. Землю населяют множество людей. Все они созданы по образу и подобию Бога. Но вот Ипполит из романа "Идиот" говорит: "Все люди созданы для того, чтобы мучить друг друга".

Затем она спросила, согласны ли дети с таким мнением?

















Учитель снова процитировала высказывание П.П.Лужина: "Возлюби прежде всех одного себя, ибо на свете все на личном интересе основано". Затем спросила мнение детей.














Учитель дала дефиницию двух слов – «свобода» и «вседозволенность» как способ осуществления своих замыслов. Считают ли дети эти два слова тождественными или они разные?














Учитель спросила, согласны ли дети с мнением, что любое "счастье покупается страданием"?
















Учитель задала вопрос не по теме, наступит ли апокалипсис для человечества.















Учитель задает последний вопрос (тот же, который был в самом начале: Современен ли сегодня Ф. Достоевский?).




Дети по одному называют правила диспута. Затем дополняют учителя о сведениях из жизни и творчества Ф. Достоевского.


Дети поделились на четыре группы (по 3 человека в каждой). Каждая группа отвечает по одному разу. Соблюдается очередь отвечающих:

1 группа - интерес необычайно велик, гениален.

2 группа - ставит перед читателем парадоксальные вопросы.

3 группа - вечно живой, с ним спорят, как с живым. Отгадчик будущего.

4 группа - признан душевно больным, а значит, не мог жить реальной жизнью.


Дети стали давать ответы поднятием руки:

- Нет. Люди любят общаться друг с другом, а значит, не могут выражать постоянную ненависть.

- Да, согласны. Родительские ссоры, ссоры между родителями и детьми. Родные люди часто причиняют душевную боль близким.

- Не все, но многие. Например, нестерпимы бывают соседи. А что делают с людьми телефонные разговоры (и отказать нельзя и слушать невозможно).

- Есть люди, которые наслаждаются при виде горя других людей. Чего стоят только анонимные письма. А "лидеры" в школьных коллективах стравливают детей и следят в стороне за происходящим.


Дети по очереди стали отвечать на вопросы. Однако всего лишь несколько человек смогли дать полноценный ответ.

- Не согласны. Существует бескорыстная, безответная любовь.

- Любовь матери к своему ребенку, в идеале, не подходит под это утверждение.

- Взять процесс обучения в школе или в вузе. Учится каждый для себя, хочет получить высшую оценку, независимо от того, какую оценку получит друг, сосед по парте.


Дети стали отвечать на вопрос сначала выкрикивая, затем поднимая руки:

- Это не слова - синонимы. - Абсолютной свободы быть не может. Во всех инстанциях существует контроль.

- Вседозволенность приведет к хаосу, беспорядку, неразберихе, преступлению. Например, Р.Раскольников посчитал, что он Наполеон и ему все дозволено. Сам себе разрешил убить и убил старуху - процентщицу. Навсегда стал несвободен от дум и не стал свободным.


На вопрос ответили несколько человек, остальные лишь дополняли их:

- Необходимо много трудиться, чтобы что-то получить. Например, получить достойную оценку по предмету можно только при условии серьезной подготовки. А это труд не из легких.

- Чтобы наставить на путь истинный Р.Раскольникова, Соне приходится много страдать и физически, и морально. Ведь она едет за ним в Сибирь, берет его крест на себя.


Дети стали активно отвечать на вопрос:

- Добро и зло - равные начала. Нельзя говорить, что победит. И то, и другое случается в жизни.

- Конца света не будет. Уже неоднократно предсказывали.

- Конец света это не значит, что перевернется земля, все умрут. Скорее всего, что речь идет о том, что неправильное поведение человека ведет к проблемам. Может быть, человек заболеет, будут проблемы в его жизни.


Дети задумались на несколько секунд, затем стали неуверенно отвечать.





Дети быстро вспомнили правила проведения урока-диспута; было видно, что форма урока для них не новая, и дети работали с ней не один раз.


Дети быстро поделились на группы. На размышление ем было дано всего несколько минут, однако все 4 группы смогли быстро ответить на вопрос.














Ответы были абсолютно разными, однако все учащиеся были вовлечены в образовательный процесс: те, кто не дал полноценного ответа, помогали отвечающим, дополняли их.





















На этот вопрос снова отвечали одни и те же дети. Многие просто отмолчались. Дети приводили примеры из художественной литературы, а также из жизни.














Поскольку у детей не было словарей, каждый из них давал свое собственное определение словам «свобода» и «вседозволенность». Один из учащихся привел пример из произведения, рассматриваемого на уроке.











Снова один из учеников стал приводить пример из произведения.

Многие дети уже просто не слушали преподавателя и одноклассников, т.к. урок был построен только на вопросах.












Учащимся очень понравился вопрос об апокалипсисе, и абсолютно все дети старались деть ответ, даже те, кто просидел весь урок и ни разу не отвечал. Этот вопрос занял больше времени, чем предполагал учитель. На остальные запланированные вопросы времени больше не осталось, и учитель задала их домой.








Ответы учащихся радикально меняются. Все считают его современным. Удивляются, что раньше многое не знали о нем, о произведениях, считали древним, неизучаемым, неинтересным.

III.


1.





2.

Заключительный этап.

Подведение итогов урока.




Домашнее задание.





Учитель подводит итоги урока, хвалит учеников за ответы, за примеры из текста. Затем поблагодарила всех за хорошую работу.



Домашним заданием было: Написать сочинение - эссе на тему: "Ф.М.Достоевский и современность"



Дети внимательно выслушали учителя. Затем также поблагодарили учителя.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!