II. 1. 2. | Основной этап. Мотивация учащихся к теме диспута. Обобщение и закрепление материала по творчеству Ф.Достоевского при помощи вопросов диспута. | Учитель спрашивает основные правила диспута. Затем начинает рассказывать о Ф. Достоевском, его произведениях, его жизненном и творческом пути. Учитель задала всего один вопрос: «Современен ли сегодня Ф. Достоевский?». Учитель начала рассказывать, что одна из важных основ жизни человека - христианская вера. Землю населяют множество людей. Все они созданы по образу и подобию Бога. Но вот Ипполит из романа "Идиот" говорит: "Все люди созданы для того, чтобы мучить друг друга". Затем она спросила, согласны ли дети с таким мнением? Учитель снова процитировала высказывание П.П.Лужина: "Возлюби прежде всех одного себя, ибо на свете все на личном интересе основано". Затем спросила мнение детей. Учитель дала дефиницию двух слов – «свобода» и «вседозволенность» как способ осуществления своих замыслов. Считают ли дети эти два слова тождественными или они разные? Учитель спросила, согласны ли дети с мнением, что любое "счастье покупается страданием"? Учитель задала вопрос не по теме, наступит ли апокалипсис для человечества. Учитель задает последний вопрос (тот же, который был в самом начале: Современен ли сегодня Ф. Достоевский?). | Дети по одному называют правила диспута. Затем дополняют учителя о сведениях из жизни и творчества Ф. Достоевского. Дети поделились на четыре группы (по 3 человека в каждой). Каждая группа отвечает по одному разу. Соблюдается очередь отвечающих: 1 группа - интерес необычайно велик, гениален. 2 группа - ставит перед читателем парадоксальные вопросы. 3 группа - вечно живой, с ним спорят, как с живым. Отгадчик будущего. 4 группа - признан душевно больным, а значит, не мог жить реальной жизнью. Дети стали давать ответы поднятием руки: - Нет. Люди любят общаться друг с другом, а значит, не могут выражать постоянную ненависть. - Да, согласны. Родительские ссоры, ссоры между родителями и детьми. Родные люди часто причиняют душевную боль близким. - Не все, но многие. Например, нестерпимы бывают соседи. А что делают с людьми телефонные разговоры (и отказать нельзя и слушать невозможно). - Есть люди, которые наслаждаются при виде горя других людей. Чего стоят только анонимные письма. А "лидеры" в школьных коллективах стравливают детей и следят в стороне за происходящим. Дети по очереди стали отвечать на вопросы. Однако всего лишь несколько человек смогли дать полноценный ответ. - Не согласны. Существует бескорыстная, безответная любовь. - Любовь матери к своему ребенку, в идеале, не подходит под это утверждение. - Взять процесс обучения в школе или в вузе. Учится каждый для себя, хочет получить высшую оценку, независимо от того, какую оценку получит друг, сосед по парте. Дети стали отвечать на вопрос сначала выкрикивая, затем поднимая руки: - Это не слова - синонимы. - Абсолютной свободы быть не может. Во всех инстанциях существует контроль. - Вседозволенность приведет к хаосу, беспорядку, неразберихе, преступлению. Например, Р.Раскольников посчитал, что он Наполеон и ему все дозволено. Сам себе разрешил убить и убил старуху - процентщицу. Навсегда стал несвободен от дум и не стал свободным. На вопрос ответили несколько человек, остальные лишь дополняли их: - Необходимо много трудиться, чтобы что-то получить. Например, получить достойную оценку по предмету можно только при условии серьезной подготовки. А это труд не из легких. - Чтобы наставить на путь истинный Р.Раскольникова, Соне приходится много страдать и физически, и морально. Ведь она едет за ним в Сибирь, берет его крест на себя. Дети стали активно отвечать на вопрос: - Добро и зло - равные начала. Нельзя говорить, что победит. И то, и другое случается в жизни. - Конца света не будет. Уже неоднократно предсказывали. - Конец света это не значит, что перевернется земля, все умрут. Скорее всего, что речь идет о том, что неправильное поведение человека ведет к проблемам. Может быть, человек заболеет, будут проблемы в его жизни. Дети задумались на несколько секунд, затем стали неуверенно отвечать. | Дети быстро вспомнили правила проведения урока-диспута; было видно, что форма урока для них не новая, и дети работали с ней не один раз. Дети быстро поделились на группы. На размышление ем было дано всего несколько минут, однако все 4 группы смогли быстро ответить на вопрос. Ответы были абсолютно разными, однако все учащиеся были вовлечены в образовательный процесс: те, кто не дал полноценного ответа, помогали отвечающим, дополняли их. На этот вопрос снова отвечали одни и те же дети. Многие просто отмолчались. Дети приводили примеры из художественной литературы, а также из жизни. Поскольку у детей не было словарей, каждый из них давал свое собственное определение словам «свобода» и «вседозволенность». Один из учащихся привел пример из произведения, рассматриваемого на уроке. Снова один из учеников стал приводить пример из произведения. Многие дети уже просто не слушали преподавателя и одноклассников, т.к. урок был построен только на вопросах. Учащимся очень понравился вопрос об апокалипсисе, и абсолютно все дети старались деть ответ, даже те, кто просидел весь урок и ни разу не отвечал. Этот вопрос занял больше времени, чем предполагал учитель. На остальные запланированные вопросы времени больше не осталось, и учитель задала их домой. Ответы учащихся радикально меняются. Все считают его современным. Удивляются, что раньше многое не знали о нем, о произведениях, считали древним, неизучаемым, неинтересным. |