СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОС по дисциплине Экономика

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ФОС по дисциплине Экономика»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Колледж «Коломна»



УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УР ГБПОУ МО

«Колледж «Коломна


_______________/Э.Б. Ромашкина/



«____» _____________20__ г.


















ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине ОП. 07 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Специальность 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)

Для среднего профессионального образования















Коломна

2020 г


Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП. 01 Экономика организации разработан на основе основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Колледж «Коломна» (структурное подразделение №4).



Разработчик: Матвиива Т.В., преподаватель специальных дисциплин экономического профиля ГБПОУ МО «Колледж «Коломна».


Рецензенты:

Смолина В.В., преподаватель ГБПОУ МО «Колледж «Коломна»

Караваев А.В., преподаватель ГБПОУ МО «Колледж «Коломна»



Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП. 01 Экономика организации обсужден и одобрен на заседании комиссии специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

( протокол № ____________ от___________ )









Содержание


1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств………………...

4

1.1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств..

4

1.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины……………………………………………………………….


9

1.2.1. Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине…..

9

1.2.2. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины


9

1.3. Материально-техническое обеспечение контрольно-оценочных мероприятий………………………………………………………………….


11

1.4. Комплект материалов для оценки сформированности освоения умений и усвоения знаний по обществознанию…………………………..


11

1.5. Контроль и оценка освоения учебой дисциплины по разделам….

11

2. Задания для контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины…………………………………………………………………...


14

2.1. Задания для текущего контроля………………………………………...

14

2.2. Задания для промежуточной аттестации……………………………..

24

3. Рекомендуемая литература и иные источники………………………..

28









1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

1.1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств (далее КОС) предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям).

В результате освоения учебной дисциплины «Экономика организации» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) следующими умениями, знаниями, способствующими в дальнейшем формированию следующих результатов:

уметь:

  • определять организационно-правовые формы организаций;

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;

  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

  • заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

  • рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;

знать:

  • сущность организации как основного звена экономики отрасли;

  • основные принципы построения экономической системы организации;

  • принципы и методы управления основными и оборотными средствами;

  • методы оценки эффективности их использования;

  • организацию производственного и технологического процесса;

  • состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

  • способы экономии ресурсов, в т.ч. основные энергосберегающие технологии;

  • механизмы ценообразования;

  • формы оплаты труда;

  • основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета.





Профессиональные и общие компетенций:

ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3 Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4 Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать знания умения, сформированность профессиональных и общих компетенций:

Таблица 1

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания, компетенции)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

Оформлять и заполнять основные документы по реорганизации предприятий

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

Находить и использовать необходимую экономическую информацию

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

Определять организационно-правовые формы организаций

Составление и разработка схем (таблиц). Тестирование.

Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

Знания:


Сущность организации как основного звена экономики отраслей

Тестирование

Основные принципы построения экономической системы организации

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

Принципы и методы управления основными и оборотными средствами. Методы оценки эффективности их использования.

Организация производственного и технологического процессов.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

Состав трудовых и финансовых ресурсов организации

Практические занятия Индивидуальные задания. Тестирование

Механизмы ценообразования, формы оплаты труда

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

Основные технико-экономические показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

Общие компетенции:


ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

Профессиональные компетенции:


ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ПК 2.3 Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ПК 2.4 Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ПК 4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.

ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Оценка выполненной практической и самостоятельной работы. Оценка деятельности студента на практическом занятии. Экспертная оценка на зачете по всему курсу.





1.2 Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины

1.2.1. Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине

Таблица 2

Учебная дисциплина

Формы промежуточной аттестации

Экономика организации

Дифф.зачет



1.2.2. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения программы учебной дисциплины.


Текущий контроль знаний и умений осуществляется по результатам устных ответов обучающегося, тестирования, выполнения практических заданий, в том числе обучающиеся выполняют задания внеаудиторных самостоятельных работ (презентации, сообщения доклады).

Условием допуска обучающихся к зачету является 100% выполнение всех практических заданий и тестирования, а также 100% сдача внеаудиторных самостоятельных работ.

Зачет проводится согласно графику учебного процесса. Материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины и охватывают его наиболее актуальные разделы и темы, изученные учащимися.

Перечень вопросов по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины, обсуждается на Цикловой комиссии и утверждается директором учебного заведения.

Форма проведения зачета по дисциплине – устная. Студент отвечает на 1 билет из 30, полученный методом случайного выбора.

Зачет принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные занятия по данному предмету в данной группе.

В основные критерии оценки уровня подготовки студента входят: уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине; умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий; обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.

Уровень подготовки студента оценивается в баллах (критерии оценки прилагаются): 5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно); 2 (неудовлетворительно).

Оценка, полученная на зачете, заносится преподавателем в зачетную книжку.

По завершении сессии допускается пересдача зачета, по которому студент получил неудовлетворительную оценку. Разрешение на пересдачу выдается учебной частью.

Критерии оценивания:

Предлагаемые критерии носят рекомендательный характер:

Оценка «отлично» ставится студентам, которые:

-демонстрируют высокий уровень усвоения материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;

- показывают усвоение основной учебной литературы по всем разделам программы;

- демонстрируют уровень знаний и умений, позволяющих студенту решать типовые ситуационные задачи;

- владеют научной терминологией согласно темам;

-обоснованно, четко, полно излагают ответ;

- отвечают на дополнительные вопросы;

- обладают достаточно высоким уровнем информационно - коммуникативной культуры;

- при ответе на вопросы по зачетной теме не допускают ошибок и неточностей в изложении материала;

- не допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы билета.

Оценка «хорошо» ставится студентам, которые:

- показывают прочные знания материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;

- показывают усвоение основной учебной литературы по всем разделам программы;

- допускает неточности в обоснованности ответа при решении типовых ситуационных задач;

- владеют научной терминологией согласно темам;

- отвечают на дополнительные вопросы;

- при ответе на вопросы по зачетной теме допускают неточности в изложении материала;

- не допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы билета.

Оценка «удовлетворительно» ставится студентам, которые:

- показывают знания только основного программного материала по дисциплине;

- в научной терминологии согласно темам допускают ошибки;

- допускают ошибки в обоснованности ответа при решении ситуационных задач;

- при ответе на дополнительные вопросы допускают неточности.

- допускают не принципиальные ошибки в ответе на вопросы билета.

Оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые:

- показывают фрагментарные знания основного программного материала;

- не владеют всей научной терминологией по дисциплине;

-демонстрируют обрывочные знания теории и практики по предмету;

- не могут решить знакомую проблемную ситуацию даже при помощи преподавателя;

-допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы билета.


1.3. Материально-техническое обеспечение контрольно-оценочных мероприятий

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации (предприятия)»;

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-методической документации;

  • наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;

  • учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины;

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


1.4. Комплект материалов для оценки сформированности освоения умений и усвоения знаний по Экономики организации.

Задания включают перечень вопросов, охватывающих весь период изученного материала, включая задания для самостоятельной работы.








2. Задания для контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Экономика организации»

2.1. Задания для текущего контроля


Устный опрос по теме «Отраслевые особенности организации в рыночной экономики»



Вопросы для обсуждения

  1. Назовите признаки предприятия как юридического лица.

  2. По каким признакам принято классифицировать предприятия?

  3. Для каких целей составляется ОКВЭД?

  4. Назовите основные признаки малых предприятий. Какие у них преимущества и недостатки по сравнению с крупными?

  5. Какие вы знаете организационно-правовые формы предприятий (организаций)?

  6. В чем разница между коммерческими и некоммерческими предприятиями?

  7. Чем отличаются полное и коммандитное товарищества?

Тест № 1


1. Одним из условий успешного функционирования ры­ночной экономики выступает:

а) ограничение возможностей производителя;

б) ликвидация конкурентного механизма цен;

в) ограничение монополизма.

2. Содержание основной экономической проблемы за­ключается в:

а) отсутствии экономической свободы производи­телей;

б) удовлетворении растущих потребностей общества при ограниченности ресурсов.

3. Выбрать виды производственных ресурсов:

а) природные и трудовые;

б) природные, трудовые, материальные и финан­совые;

в) средства и предметы труда.

4. Предприятие в условиях рынка выступает основным структурным звеном народного хозяйства, так как:

а) производит продукцию;

б) создает рабочие места, является налогоплатель­щиком;

в) пункты а и б.

5. Одной из характеристик предприятия выступает:

а) организационное единство;

б) отсутствие единоначалия;

в) необособленное имущество.

6. Основной целью предприятия является:

а) получение максимальной прибыли при минимальных издержках;

б) удовлетворение растущих потребностей общества;

в) пункты а и б.

7. По типу производства предприятия делят на:

а) специализированные и многопрофильные;

б) единичного, серийного и массового производства;

в) крупные, средние, мелкие.

8. В какой момент юридическое лицо считается заре­гистрированным?

а) с момента подачи заявления о регистрации;

б) с момента открытия расчетного счета в банке;

в) с момента внесения в ЕГРП юридических лиц.

9. При каких условиях возможна ликвидация предпри­ятия?

а) только при добровольном согласии учредителей;

б) только по решению суда;

в) при обоих условиях.

10. При ликвидации предприятий в первую очередь удов­летворяются обязательства перед:

а) наемной рабочей силой;

б) государством;

в) прочими кредиторами.


Задачи

Тема. Основные капитал организации и его роль в производстве.

Задача 1. Определить остаточную стоимость машины, коэффициент физического износа, если первоначальная ее стоимость составила 300 тыс. руб. Фактический срок службы – 3 года, нормативный – 8 лет.

Задача 2. Фондоотдача основных средств в базовом году на предприятии составила 1,4 руб./руб. На начало отчетного года среднегодовая стоимость основных средств составила 8100 тыс. руб., вводилось: с 1 мая – на сумму 84 тыс. руб., с 1 ноября – на сумму 240 тыс. руб., выбывало: с 1 марта – на сумму 60 тыс. руб., с 1 августа – на сумму 96 тыс. руб. Объем товарной продукции в отчетном году составил – 12900 тыс. руб. Рассчитать изменение фондоотдачи.

Задача 3. Определить норму амортизации машины, годовую сумму амортизационных отчислений, если первоначальная стоимость машины – 300 тыс. руб., полезный срок ее функционирования – 10 лет. Метод начисления амортизации – линейный.

Задача 4. Используя метод уменьшаемого остатка, рассчитать амортизационные отчисления по годам. Стоимость машины на момент приобретения – 360 тыс. руб. Срок полезного функционирования – 6 лет.

Задача 5. Определить фондовооруженность и техническую вооруженность труда одного работающего на предприятии, если производительность труда одного работающего – 40 млн. руб./чел., численность работающих – 150 чел., доля активной части основных средств – 40%, среднегодовая стоимость основных средств – 3000 млн. руб.

Задача 6. Используя метод начисления амортизации пропорционально сумме чисел лет срока полезного использования, рассчитать амортизационные отчисления по годам, если стоимость станка – 360 тыс. руб., срок полезного использования станка – 6 лет.

Задача 7. Рассчитать коэффициенты интенсивного, экстенсивного и интегрального использования оборудования. Часовая производительность оборудования по паспорту – 40 шт. изделий, фактическая – 32 изделия. Календарный фонд рабочего времени – 8760 час. Время простоя оборудования в ремонте – 360 час. Процесс производства – непрерывный.

Тема Оборотный капитал организации

Задача 1. Определить коэффициент оборачиваемости оборотных средств, время одного оборота, размеры абсолютного прироста оборотных средств в плановом году в связи с увеличением плана реализации и размеры относительного высвобождения оборотных средств в связи с ускорением оборачиваемости. Предприятие реализовало в отчетном году продукции на сумму 3000 тыс. руб., при средних размерах оборотных средств в 1000 тыс. руб. На следующий год намечено уменьшить время одного оборота оборотных средств на 10 дней, а объем реализованной продукции увеличить на 15%.

Задача 2. Определить требуемый прирост собственных оборотных средств предприятия при следующих условиях: объем реализованной продукции в отчетном году составил 3500 тыс. руб. при среднегодовом остатке оборотных средств 350 тыс. руб.; в плановом году выпуск продукции увеличивается на 30% при сокращении длительности оборота оборотных средств на 6 дней.

Задача 3. Длительность одного оборота оборотных средств по плану – 18 дней, по факту – 16 дней. Норматив оборотных средств – 150 млн.руб. Какой объем продукции дополнительно реализовало предприятие за квартал?

Задача 4. Сумма реализованной продукции на предприятии составила 18 млн.руб. в квартал. Как изменится норма оборотных средств, если длительность одного оборота оборотных средств снизилась с 10 дней до 9 дней.

Задача 5.

Имеем следующие данные:

Наименование

Сумма, тыс.руб.

1. Сырьё и основные материалы

70,3

2. Готовая продукция на складе

9,8

3. Вспомогательные материалы

5,9

4. Топливо и горючее

1,5

5. Тара и упаковочные материалы

1,6

6. Запасные части для ремонта

2,0

7. Быстроизнашивающийся инвентарь

4,8

8. Незавершенное производство

18,5

9. Денежные средства

20,0



Определить величину оборотных фондов, фондов обращения, нормируемых оборотных средств, производственных запасов.

Тема. Кадры предприятия и производительность труда


Задача 1. Среднесписочное число работающих на предприятии за отчетный год - 4 тыс. человек, в том числе рабочих - 3400, служащих - 600 человек. За истекший год было принято на работу 80 человек, в том числе рабочих - 76, служащих - 4 человек. За тот же год уволено 90 человек, в том числе рабочих - 85, служащих - 5 человек.

Определите:

  1. оборот кадров по приему;

  2. оборот кадров по выбытию;

  3. общий оборот кадров;

  4. коэффициент постоянства кадров.

Задача 2. Определите выработку продукции на одного работающего в натуральном и денежном выражениях вариантах на основе следующих данных:

  1.  годовой объем выпуска продукции предприятия – 200 тыс. шт.;

  2.  годовой объем товарной продукции – 200 млн. руб.;

3) среднесписочное число работающих на предприятии – 500 человек.

Тема. Организация труда и заработной платы.

Задача 1. Рабочий – сдельщик за день изготовил 32 изделия. Часовая тарифная ставка – 200 руб. Часовая норма выработки – 4 изделия. Рассчитать дневной заработок рабочего.

Задача 2. Рассчитать месячный заработок рабочего по простой сдельной форме оплаты труда. На основе следующих данных: часовая тарифная ставка рабочего составляет 160 руб., норма времени на изготовление единицы продукции 0,5 часа, за месяц было изготовлено 400 единиц продукции.

Задача 3. Рассчитать месячный заработок рабочего по сдельно – премиальной системе оплаты труда, если норма времени на изготовление единицы продукции составляет 0,75 час, часовая тарифная става – 200 руб. Сдано за месяц 260 изделий. За выполнение научно – обоснованных норм выработки предусматривается премия 10% от простого сдельного заработка, за каждый процент перевыполнения норм – 0,5% сдельного заработка. Отработано 23 смены по 8 часов.

Задача 4. Рассчитать сумму месячной заработной платы рабочего – повременщика. Рабочий отработал в течение месяца 24 смены, продолжительность смены – 8 час. Часовая тарифная ставка – 180 руб. Рабочий выполнил план на 109%. За выполнения плана ему выплачивается премия 20%, за каждый процент перевыполнения плана – 1,2% от заработка.

Задача 5. Рассчитать сумму заработной платы служащего за проработанное время, если его месячный оклад – 4000 руб. В месяц по графику следовало бы отработать 22 дня по 8 час., фактически он отработал 18 дней по 8 час., 4 дня – болел.

Задача 6. Определите месячную заработную плату рабочего при сдельно-премиальной системе оплаты труда, если норма выработки одного изделия — А нормо-часа, цена единицы - Б руб., изготовлено за месяц В изделий. За выполнение нормы выработки устанавливается премия в размере Г % сдельного заработка, а за каждый процент перевыполнения - в размере Д % от сдельного заработка. Отработан Е рабочий день при 8-часовой продолжительности рабочего дня. Данные приведены в таблице 6.1.

Таблица 6.1

Вариант

А

Б

В

Г

Д

Е

1

0,9

15,5

240

20

1,5

21

2

0,8

16

235

19

1

20

3

0,75

18

220

18

1,2

22

4

1

21

280

17

1,3

21

5

0,5

12

200

16

1,4

22



Тема Себестоимость и её калькуляция.

Задача 1. Составить калькуляцию изделия, если цена металла — 2380 руб. за 1 кг, вес изделия — 0,54 кг. Отчисления на заработную плату на одно изделие — 1620 руб., за выслугу лет — 21%, отчисления во внебюджетные фонды — 26 %, районный коэффициент — 15%, накладные расходы — 90%. Рентабельность изделия — 20%.

Задача 2. Определить полную себестоимость изд. А и Б. Выпуск изд. А — 150 ед., затраты на материалы на ед. изд. — 370 руб., основная заработная плата на годо­вой выпуск— 850000 руб., дополнительная зарплата — 10%, начисления на заработную плату — 26%. Выпуск изд. Б — 800 ед., затраты на материалы — 540 руб., ос­новная заработная плата — 960 000 руб. Общехозяйственные расходы по изд. А — 60%, по изд. Б — 45% от прямых затрат. Внепроизводственные затраты по изд. А — 2%, по изд. Б — 5% от производ­ственной себестоимости.

Задача 3. Определить полную себестоимость продукции, если предприятие изготавливает 520 000 изд. А и 50 000 изд. Б. Сумма затрат на содержание оборудования — 60% от це­ховых затрат, цеховые расходы — 2100 тыс. руб., обще­хозяйственные изделия — 570 тыс. руб., внепроизвод- ственные — 5% от производственной себестоимости. Затраты на материалы на выпуск изд. А — 650 руб., Б — 700 руб., на покупные комплектующие соответст­венно — 320 руб. и 480 руб., на основную заработную плату — 130 руб. и 190 руб.

Тема. Ценообразование

Задача 1. Определить цену изготовителя по упрощенной схеме и рентабельность продукции, если розничная цена — 100 руб., торговая наценка — 15%, оптовая посредничес­кая наценка — 10%, ставка НДС— 18%, акцизом товар не облагается. Себестоимость изготовления — 50 руб.

Задача 2. Определить размер посреднической надбавки в % к оптовой цене, если продукция реализуется в розничный магазин по цене 2500 руб. за ед. в количестве 80 шт. Издержки обращения оптового посредника; на всю про­дукцию — 30 800 руб. при рентабельности 25%. Ставка НДС -18%.

Задача 3. Оптовый посредник приобрел у завода-изготовителя партию товаров в количестве 300 шт. и продал их в роз­ничную торговую сеть, выручив при этом 1600000 руб. Себестоимость изготовления 1 товара — 3000 руб., рен­табельность продукции — 25%, НДС — 18%. Определить сумму НДС, уплаченного посредником в бюджет.

Задача 4. Производственная себестоимость изделия — 290 тыс. руб., непроизводственные расходы — 5 %, рентабельность продукции — 16%, НДС — 18%. Определить отпускную цену предприятия.

Задача 5. Определить отпускную цену товара, если себестоимость производства 250 изделий — 120000 руб., рентабельность продукции — 20%, ставка акциза — 35%, НДС — 18%.

Задача 6. Определить розничную цену товара и структуру цены, если себестоимость производства — 30 руб., рентабель­ность — 25%, торговая наценка — 17%, НДС — 18%.

Задача 7. Себестоимость производства ед. продукции — 100 руб. Прибыль предприятия — 20% от себестоимости. НДС — 18% . Товар в магазин поступает через оптовое звено. Оп­товая надбавка — 10%, торговая надбавка — 20%. Определить розничную цену товара и удельный вес каждого элемента в цене.

Тема. Прибыль и рентабельность

Задача 1. В I квартале предприятие реализовало продукции 9000 ед. по цене 250 руб. Общие постоянные расходы со­ставляют 520 000 руб., удельные переменные расходы — 200 руб. Во II квартале изготовлено на 1000 ед. больше, а по­стоянные расходы удалось сократить на 15%. Определить величину прибыли (убытка) от реализа­ции продукции в I и II кварталах, а также ее прирост в абсолютном и относительном выражении.

Задача 2. Сравнить рентабельность продукции за три квартала и указать наиболее рентабельный квартал деятельности на основе данных таблицы:


Показатель

Кварталы года

1

II

III

1. Кол-во выпущенной продукции, шт.

800

3000

500

2. Цена 1 изделия, руб.

280

550

700

3. Себестоимость 1 изделия, руб.

200

520

650







Задача 3. Определить планируемую прибыль от реализации про­дукции в абсолютном выражении и ее прирост по сравне­нию с прошлым годом в %, если в 2006 г. произведено 10000 изд. по цене 700 руб. Постоянные расходы — 1 600 000 руб., удельные пе­ременные расходы — 550 руб. В 2007 г. планировалось повысить прибыль на 8%.

Задача 4. Определить балансовую прибыль и общую рента­бельность, если выручка от реализации — 727 000 руб., себестоимость реализованной продукции — 524 300 руб., внереализационные доходы — 180 000 руб., расходы — 82 000 руб. Прибыль от прочей реализации — 78 300 руб., штра­фы полученные — 8200 руб. Среднегодовая стоимость ОФ — 600 000 руб., оборот­ных средств — 300 000 руб.

Задача 5. Определить балансовую прибыль, если выручка от реализации — 1 532 700 руб., себестоимость продукции — 1 327 800 руб., внепроизводственные расходы — 1,8% от себестоимости. Прибыль от прочей реализации — 103 420 руб., доходы от внереализационных операций — 170 843 руб., убытки — 79 844 руб., штрафы получен­ные — 19 740 руб., штрафы уплаченные — 27 474 руб.


2.2. Задания для промежуточной аттестации


Список вопросов к зачету


  1. Предмет, методы, содержание и задачи курса.

  2. Организация – основа экономики. Порядок образования и ликвидации организации.

  3. Классификация предприятий.

  4. Предпринимательство: понятие, функции, виды.

  5. Организационно – правовые формы предприятий.

  6. Транспорт - отрасль народного хозяйства.

  7. Внутренняя и внешняя среда организации.

  8. Понятие производства и производственной структуры.

  9. Типы и формы организации производства.

  10. Производственный процесс и производственный цикл.

  11. Экономическая сущность основных средств, их классификации и состав.

  12. Оценка основных средств.

  13. Амортизация основных средств.

  14. Показатели эффективности использования основных средств.

  15. Экономическая сущность, структура и состав оборотных средств.

  16. Определение потребности в оборотных средствах.

  17. Показатели использования оборотных средств.

  18. Пути повышения эффективности использования оборотных средств.

  19. Состав и структура персонала.

  20. Расчет численности персонала. Показатели изменения списочной численности персонала.

  21. Производительность труда: понятие, значение, показатели.

  22. Основная и дополнительная оплата труда.

  23. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда.

  24. Сдельная форма оплаты труда, её системы.

  25. Повременная форма оплаты труда, её системы.

  26. Премирование на предприятии, надбавки и доплаты.

  27. Понятие издержек производства и их классификация.

  28. Себестоимость продукции. Классификация затрат по элементам.

  29. Калькулирование себестоимости продукции.

  30. Факторы и пути снижения себестоимости.

  31. Экономическое содержание, функции цен.

  32. Сущность прибыли, её виды.

  33. Рентабельность. Показатели рентабельности.

  34. Сущность и функции финансов.

  35. Финансовые ресурсы предприятия, их структура и формирование.



3. Рекомендуемая литература и иные источники

Основная литература:

Основные источники:

  1. Клочкова, Е. Н.   Экономика организации : учебник для СПО / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова ; под ред. Е. Н. Клочковой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 447 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05999-1.


Дополнительные источники:

  1. Мокий, М. С. Экономика организации : учебник и практикум для СПО / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский ; под ред. М. С. Мокия. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 284 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07494-9.

  2. Мокий, М. С.   Экономика фирмы : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский ; под ред. М. С. Мокия. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 284 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-07493-2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!