СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы над усвоением правописания словарных слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов. Я хочу поделиться некоторым накопленным опытом работы по успешному усвоению учащимися правописания этих слов.

Просмотр содержимого документа
«Формы работы над усвоением правописания словарных слов»

У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов. Я хочу поделиться некоторым накопленным опытом работы по успешному усвоению учащимися правописания этих слов.

Словарные слова широко используются для грамматического разбора (фонетического, морфологического) в пределах изученного каждым классом. При выполнении различных заданий включаются не только те слова, которые изучаются в этом учебном году, но и те, которые изучались ранее. Такая система обеспечивает прочное усвоение правописания всех слов, предусмотренных программой начального обучения.

Вот некоторые из видов и форм работы над словарными словами:

— Перечислить (написать) названия птиц (животных, учебных вещей и др.).

— Кто больше назовет (напишет) слов на тему «Поле, сад, огород».

— Назвать слова с мягким знаком на конце (в середине).

— Назвать (написать) слова, отвечающие на вопрос что? кто?

— Назвать (написать) существительные мужского (женского, среднего) рода— Назвать (написать) существительные 1,2, 3-го склонения.

— Подобрать (написать) родственные слова к словам: город, класс, колхоз.

— Образовать новые слова при помощи суффиксов: -ок, -ик, и др.

Такие и подобные задания выполняются и устно, и письменно.

Выборочный диктант

1. Сорока, ворона, воробей — птицы. 2.Рабочие идут на завод. 3. Под осиной сидел заяц. 4. Учитель вошел в класс. 5. Пенал, карандаш и тетрадь — учебные вещи. 6. Колхоз собрал хороший урожай пшеницы. 7. Москва — большой красивый город. 8. Дежурный собирает тетради.

Зима.

Наступила зима. Трещат морозы. Толя надел пальто, взял коньки и пошел на каток. Там много ребят из его класса. Всем весело.

Миша — школьник.

Миша — ученик первого класса. Папа купил ему портфель. Он положил в портфель учебники, тетради, пенал. В пенале карандаши. Миша — прилежный ученик.

Ответы на вопросы.

1. Кто живет в лесу? 2. Кто следит за чистотой в классе? 3. Что дает нам корова? 4. Куда идут рабочие? 5. Что выпускает завод? 6. Кто верный друг человека? 7. Какие овощи растут на огороде?

Такое задание выполняется по-разному:

I. 3—4 вопроса пишутся на доске, учащиеся записывают полные ответы в свои тетради.

II. Учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы.

III. Учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова).



Дописать предложения.

1. Весело чирикает... (воробей). 2. В лесу живут..., и... (заяц и медведь). 3. В конуре живет... (собака). 4. Дети катаются на... (коньках). 5. Колхоз собрал богатый урожай ... (пшеницы, картофеля, капусты). 6. Столица нашей Родины — ... (Москва). 7. Мы изучаем ... (русский язык). 8. На грядках растут ..., ..., ... (морковь, капуста, огурцы). 9. С ... (севера) подул холодный ... (ветер).

Такой вид работы проводится тоже по-разному:

I. На доске записываются 3—4 предложения, а дети вместо точек дописывают словарные слова.

II. Слова для вставок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.

III. Учащиеся пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.


Загадки.

1. С людьми дружит, дом сторожит. (Собака) .

2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

3. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко.)

4. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц.).

5. Мал, не велик, чик-чирик. (Воробей.)

6. Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко дает? (Корова.)

7. Черный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

8. Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец.)

9. Сто одежек — и все без застежек. (Капуста.)



Игры.

1. Назвать (написать) слова, которые начинаются с буквы д, к, м и др

2. Первый слог потерялся:

...рока ...роз ...мое ...род

...рова ...хоз ...нал ...род

...рона ...вод ...ток ...под

3. Какое слово записано?

На доске учитель заранее пишет слова и закрывает. Предлагает детям узнать, какое слово записано, если в нем три согласных и два гласных звука (мороз, народ, завод, город, ветер, горох, вагон и др.).

4. Цепочка слов.

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записываются 6—8 слов. (Береза, автобус, сахар, рисунок, колхоз, завод, деревня, ягоды.)

5. Под каждой буквой столбик слов.

Учитель называет или записывает на доске

несколько букв и предлагает учащимся под каждой буквой написать 3—4 словарных слова, начинающихся с этих букв. Получается такая запись:



6. Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его.

1) Зима, мороз, коньки, каток.

2) Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

3) Завод, рабочие, работа, машина, хорошо.

4) Колхоз, работа, комбайнер, урожай, пшеница.



7. Петя с вечера собирается в школу.

Что он кладет в свой портфель? (Карандаш, пенал, тетради, завтрак.)

8. Таня пошла на огород за овощами для борща. Что она принесет? (Картофель, капусту, помидоры, морковь.)

9. Заполните таблицу.

Напишите названия животных.

(Корова, лисица, со­бака, медведь.)





Напишите названия деревьев

10. Заполните таблицу. Напишите названия птиц. (ворона, сорока, воробей, соловей.)



1 1. Допишите пропущенные буквы.

( Мороз, город, хорош.) (Ветер, весело, деревня.)

(Потом, топор, горох.) (Север, мебель, мед­ведь.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!