Просмотр содержимого документа
««Формы и методы повышения мотивации на уроках математики»»
« Формы и методы повышения мотивации на уроках математики»
- “ Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи– это способствует развитию мотиваций ”.
Л.С. Выготский
- «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы.
Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей .
Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.
Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Проблема
- Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?
- Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? И главное, что делать?
К учебным мотивам относятся такие как
- 1. собственное развитие в процессе учения;
- 2. действие вместе с другими и для других;
- 3. познание нового, неизвестного.
- 4. понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
- 5. процесс учения как возможность общения,
- 6. похвала ;
- 7. учеба как вынужденное поведение;
- 8. процесс учебы как привычное функционирование;
- 9. учеба ради лидерства и престижа;
- 10. стремление оказаться в центре внимания,
- 11. стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.
- Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения заключается в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.
- · Это увлеченное преподавание,
- · новизна учебного материала,
- · историзм ,
- · показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников ;
- использование новых и нетрадиционных форм обучения,
- · чередования форм и методов обучения,
- · проблемное обучение, эвристическое;
- · обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах),
- · тестирование знаний, умений,
- · показ достижений обучаемых,
- · создание ситуаций успеха,
- · соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
- создание положительного микроклимата в классе,
- · доверие к обучаемому,
- · педагогический такт и мастерство педагога,
- · Учет возрастных особенностей школьников.
- · Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
- · Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- · Эмоциональная речь учителя.
- · Применение поощрения и порицания.
- · Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
Примеры софизма
- . Софизм : 5=6
- Возьмем числовое тождество:
- 35+10-45 = 42+12-54
- Вынесем общие множители правой и левой частей за скобки:
- Разделим обе части этого равенства на общий множитель (заключенный в скобки). Получаем: 5=6.
- В чем ошибка?
- Ответ: Ошибка допущена при делении обеих частей равенства 2) на общий множитель. Он равен нулю, значит, деление производить неправомерно.
- :Один рубль не равен 100 копеек
- 1 руб.=100 коп. – это верное утверждение.
- 10 руб.=1000 коп.
- Умножим обе части этих верных равенств, получим:
- 10р=100000коп, откуда следует: 1р=10000коп., т.е.
- 1р.≠ 100коп.
- Ответ: Здесь нарушены правила действий с именованными величинами
Примеры
- «Точка» – (лат. “пункт” – пунктир; “пунктум” – укол, медицинский термин “пункция” – прокол).
- "Конус" - это латинская форма греческого олова "конос", означающего сосновую шишку.
- "Цилиндр" - латинская форма греческого слова "кюлиндрус", означающий "валик", "каток".
Заседание в клубе «любителей лото»
- Каждый участник игры получает карту и фишки. Ведущий показывает карточку с числом, участники закрывают фишками числа, на которые данное число делится.
- Например, показывается карточка с числом 1030. ребята закрывают числа 2, 5,10. Блок карточек составлен таким образом, чтобы закрылись все числа на карте ученика. Кто закрыл, тот-победитель. Но игру можно закончить и раньше, в этом случае ведущий знает, какие числа должны остаться незакрытыми.
Проблемное обучение
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
- Что я выпил в итоге - кофе с молоком или молоко с кофе?
- От полного стакана кофе я отпил половину и долил столько же молока. Затем я отпил третью часть получившегося кофе с молоком и долил столько же молока. Затем я отпил шестую часть получившегося кофе с молоком, долил стакан молоком доверху и выпил все до конца. Чего в итоге я выпил больше: молока или черного кофе?
Положительные и отрицательные числа
- Однажды Саша в течение целого часа пытался отыскать два противоположных числа, которые оба были бы отрицательны, но безуспешно. Почему?
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Учитель записывает на доске числа -3, 5, -7 и говорит: «Я сложил два числа и от полученной суммы отнял третье. В результате у меня получилось некоторое отрицательное число. Какое?»
Рефлексия
- «Дерево удовлетворённости»
- По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
- Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
- Цветок – урок прошёл довольно неплохо;
- Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;
- Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.
Вывод
- Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!