Формы и методы работы
по устранению пробелов в знаниях учащихся
на уроках русского языка
Я думаю, что работа над устранениями пробелов в знаниях учащимися должна целенаправленно вестись и на уроках и на дополнительных занятиях.
Время пребывания на этих занятиях и сами задания должны быть разными для разных учащихся. Оно определяется количеством пробелов и успешностью их устранения. Занятие непременно должно проходить на положительном, радостном фоне, ученики должны с него уходить с чувством удовлетворения, а не огорчения. Им должен быть ясен положительный результат работы, ибо дефицит успеха в учебной деятельности и дефицит положительных стимулов – одна из причин неуспеваемости.
Одна из форм организации работы со слабоуспевающими является помощь сильных учащихся слабым. Парная работа. Хорошие результы по устранению ошибок и пробелов в знаниях дают заимодиктанты со взаимопроверкой, когда ученики самостоятельно составляют задания, диктовки и потом сами же их проверяют, выставляя оценки товарищам.
Если одинаковые ошибки встречаются не один год, это для меня сигнал о неправильном использовании методики преподавания темы. Тогда ищу новые методы, приемы преподавания данной темы.
Проблемы в знаниях появляются тогда, когда знания не закреплены. По существу, закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов.
Закрепление проводится:
1.Обобщенным повторением основных положений изученной темы.
2. Составлением опорной схемы, конспекта, алгоритма, выделением ключевых слов и выражений, фиксирующих внимание на главном.
3. Выполнением практических упражнений по заданному образцу, выполнением и типовых, и постепенно усложняющихся заданий.
4. Комментированием.
Важное значение в работе со слабоуспевающими является также развитие у них познавательного интереса к предмету.
В процессе игры вырабатываются умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память. Даже самые пассивные ребята прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. Игры практикую в 5-6 классах. «Найди слово», «Расшифруй понятие», «Собери текст» и др.
Особое место среди дидактических игр я отвожу кроссвордам. Сейчас в рабочих тетрадях по очень много кроссвордов. Кроссворд вносит в учебный процесс элементы игры, что заставляет любого ребенка непроизвольно, без какого-либо принуждения окунуться в занимательный мир познания. При использовании кроссвордов нет особой надобности объяснять правила их разгадывания, так как с кроссвордами дети знакомы из повседневной жизни. Поэтому учащиеся получают полную самостоятельность в работе, тем самым открывается простор для их творчества и активности. А самостоятельность повышает познавательный интерес, устойчиво закрепляет полученные знания, формирует умения. Использую для закрепления и тренировки орфографической зоркости «Орфографическое домино».
Полезно на уроке разбирать, как надо делать, а не как делать не надо.
Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается,
Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит.
Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших учеников, и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.
24.03.2022 Кудрявцева Т.А.