СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формы и методы работы детьми с ОВЗ на уроках истории»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формы и методы работы детьми с ОВЗ на уроках истории»»

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Игримская средняя общеобразовательная школа № 1      « Формы и методы работы детьми с ОВЗ на уроках истории» Автор: Юрина Лилия Владимировна   Учитель истории и обществознания  МБОУ Игримская СОШ№1      

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа № 1

 

 

« Формы и методы работы детьми с ОВЗ на уроках истории»

Автор: Юрина Лилия Владимировна

Учитель истории и обществознания

МБОУ Игримская СОШ№1

 

 

 

 « Формы и методы работы детьми с ОВЗ на уроках истории» (Из практики работы с учащимися ОВЗ на уроках истории)

« Формы и методы работы детьми с ОВЗ на уроках истории»

(Из практики работы с учащимися ОВЗ на уроках истории)

Для того чтобы дети с ОВЗ активно включались в работу на уроках исторрия применяю следующие приемы и методы : Психологический настрой . Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда начинаем.

Для того чтобы дети с ОВЗ активно включались в работу на уроках исторрия применяю следующие приемы и методы :

Психологический настрой .

  • Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
  • Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
  • Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда начинаем.
Метод «Ассоциации» Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово … (назвать ключевое слово из темы урока)? Например, при изучении темы по «Экономическое развитие России в ХVII » слово «сельское хозяйство», «торговля», «мануфактура», «деньги и денежная реформа», «экспорт», «импорт».

Метод «Ассоциации»

  • Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово … (назвать ключевое слово из темы урока)? Например, при изучении темы по «Экономическое развитие России в ХVII » слово «сельское хозяйство», «торговля», «мануфактура», «деньги и денежная реформа», «экспорт», «импорт».
Мой опыт работы показал, что Очень важно научить детей с ОВЗ работать по алгоритму. Для этого необходимо составить памятки-алгоритмы для пересказа, для работы с картой, для работы с текстом учебника. Такие памятки, но в более усложненной форме я использую при работе с другими детьми: детьми-инофонами и обычными русскоязычными ребятами. Пример памятки при работе с текстом (6 класс): 1. Внимательно прочитайте текст 2. Выделите основную мысль текста. О чем в нем говорится? 3. Если после текста есть вопросы, ответьте на них. В более старших классах памятка дополняется пунктами о выделении основных понятий, дат и т.д.

Мой опыт работы показал, что

  • Очень важно научить детей с ОВЗ работать по алгоритму. Для этого необходимо составить памятки-алгоритмы для пересказа, для работы с картой, для работы с текстом учебника. Такие памятки, но в более усложненной форме я использую при работе с другими детьми: детьми-инофонами и обычными русскоязычными ребятами. Пример памятки при работе с текстом (6 класс):
  • 1. Внимательно прочитайте текст
  • 2. Выделите основную мысль текста. О чем в нем говорится?
  • 3. Если после текста есть вопросы, ответьте на них.
  • В более старших классах памятка дополняется пунктами о выделении основных понятий, дат и т.д.
Изучение нового материала в классе, где есть дети с ОВЗ, необходимо сопровождать большим количеством наглядности, презентациями, работой с иллюстрациями в учебнике, задействовав, таким образом, зрительный анализатор. При актуализации знаний имеет смысл использовать наглядные ресурсы предыдущего урока, давая возможность учащимся с низким уровнем развития памяти припомнить пройденный материал.
  • Изучение нового материала в классе, где есть дети с ОВЗ, необходимо сопровождать большим количеством наглядности, презентациями, работой с иллюстрациями в учебнике, задействовав, таким образом, зрительный анализатор. При актуализации знаний имеет смысл использовать наглядные ресурсы предыдущего урока, давая возможность учащимся с низким уровнем развития памяти припомнить пройденный материал.
Яркие цвета обращают внимание на учебный материал. Цвет помогает справиться с повышенной утомляемостью поднимает настроение (карточки, фломастеры, краски, картон) используются в индивидуальных проектах. Не стоит исключать ребенка с особенностями в развитии из фронтальной работы с классом. Но при этом учителю необходимо учитывать речевое развитие ученика, особенности его мышления: дробить вопросы на более мелкие, давать время на то, чтобы ребенок собрался с мыслями, помочь ему с помощью наводящих вопросов.
  • Яркие цвета обращают внимание на учебный материал. Цвет помогает справиться с повышенной утомляемостью поднимает настроение (карточки, фломастеры, краски, картон) используются в индивидуальных проектах. Не стоит исключать ребенка с особенностями в развитии из фронтальной работы с классом. Но при этом учителю необходимо учитывать речевое развитие ученика, особенности его мышления: дробить вопросы на более мелкие, давать время на то, чтобы ребенок собрался с мыслями, помочь ему с помощью наводящих вопросов.
Исторические карты - один из главных источников знаний в учебном процессе. Они позволяют зрительно и письменно осознавать сопричастность с окружающим миром. Любая историческая карта - наглядное пособие: она объект изучения в познавательном пространстве. Одна из целей моих уроков - научить детей понимать важное, составлять описание событий по тематическим картам. Эта работа также развивает пальцы рук, внимание, навыки ориентации. Для учеников с ОВЗ такие задания подбираются с учётом учебной тематики.
  • Исторические карты - один из главных источников знаний в учебном процессе. Они позволяют зрительно и письменно осознавать сопричастность с окружающим миром. Любая историческая карта - наглядное пособие: она объект изучения в познавательном пространстве. Одна из целей моих уроков - научить детей понимать важное, составлять описание событий по тематическим картам. Эта работа также развивает пальцы рук, внимание, навыки ориентации. Для учеников с ОВЗ такие задания подбираются с учётом учебной тематики.
При опросе ученики высказываются самостоятельно. Таким образом, все дети в классе будут задействованы. Появится стимул и возможность получать хорошие оценки, уйдет боязнь перед публичным выступлением, все получат задания по силам. Дифференцированная оценка результата деятельности на уроках истории позволяет внедрять в учебный процесс психологию личностно-ориентированного развивающего обучения. Постоянные поощрения в начальной на уроках ОРКСЭ и средней школе на уроках истории благоприятно скажутся на интересе к предмету. Критика должна быть дозирована с убеждением получения учебного результата на следующем занятии.
  • При опросе ученики высказываются самостоятельно. Таким образом, все дети в классе будут задействованы. Появится стимул и возможность получать хорошие оценки, уйдет боязнь перед публичным выступлением, все получат задания по силам. Дифференцированная оценка результата деятельности на уроках истории позволяет внедрять в учебный процесс психологию личностно-ориентированного развивающего обучения. Постоянные поощрения в начальной на уроках ОРКСЭ и средней школе на уроках истории благоприятно скажутся на интересе к предмету. Критика должна быть дозирована с убеждением получения учебного результата на следующем занятии.
История - это разносторонний предмет. Будут и письменные задания. Это способствует развитию мелкой моторики. Речевые центры головного мозга связаны с моторикой, следовательно развивая мышцы рук, мы развиваем речь. Так формируется визуальная и моторная память. Работа в тетради поможет сформировать культуру речи. В процессе изучения новой темы на доске обозначается план урока, для наглядности. Часто применяю презентации, видеофрагменты, тематические таблицы. В таких случаях развивается зрительная память.
  • История - это разносторонний предмет. Будут и письменные задания. Это способствует развитию мелкой моторики. Речевые центры головного мозга связаны с моторикой, следовательно развивая мышцы рук, мы развиваем речь. Так формируется визуальная и моторная память.
  • Работа в тетради поможет сформировать культуру речи. В процессе изучения новой темы на доске обозначается план урока, для наглядности. Часто применяю презентации, видеофрагменты, тематические таблицы. В таких случаях развивается зрительная память.
При выполнении письменных работ на уроках истории - заполнении таблиц, составлении схем - учителю необходимо помнить и учитывать невысокий темп работы учащихся с ОВЗ. Чтобы не ставить ребёнка в ситуацию неуспеха, имеет смысл выдать ему заранее подготовленную и распечатанную форму таблицы или схемы, куда учащемуся нужно будет вписать необходимые данные или внести недостающие элементы. Это позволит ученику не отстать от класса и не потерять нить изложения учебного материала.
  • При выполнении письменных работ на уроках истории - заполнении таблиц, составлении схем - учителю необходимо помнить и учитывать невысокий темп работы учащихся с ОВЗ. Чтобы не ставить ребёнка в ситуацию неуспеха, имеет смысл выдать ему заранее подготовленную и распечатанную форму таблицы или схемы, куда учащемуся нужно будет вписать необходимые данные или внести недостающие элементы. Это позволит ученику не отстать от класса и не потерять нить изложения учебного материала.
Если проводить индивидуальную рабо ту - выполнение заданий на карточке, то не стоит выдавать карточку только ребенку с ОВЗ, чтобы не отделять его от остального класса. Пусть карточки с самостоятельными заданиями получат несколько учеников, однако задания в них будут разноуровневыми. Карточка для учащегося с особыми образовательными потребностями должна содержать задания доступные именно для него: упрощенная формулировка задания, пошаговая инструкция для его выполнения.
  • Если проводить индивидуальную рабо ту - выполнение заданий на карточке, то не стоит выдавать карточку только ребенку с ОВЗ, чтобы не отделять его от остального класса. Пусть карточки с самостоятельными заданиями получат несколько учеников, однако задания в них будут разноуровневыми. Карточка для учащегося с особыми образовательными потребностями должна содержать задания доступные именно для него: упрощенная формулировка задания, пошаговая инструкция для его выполнения.
Часто на уроках истории в качестве закрепления использую различные игры. Игра - это активная форма учебного занятия, которая способствует формированию интереса к предмету, развивает память, внимание, создает положительную эмоциональную обстановку. Игра - это естественное состояние ребенка. Играть любят все дети, они охотно включаются в такую форму работы и дети с ОВЗ не исключение. Такие игры как «Подскажи словечко», «Узнай по описанию», «Да - нет» способствуют закреплению материала и направлены на формирование навыка сравнения, сопоставления, обобщения. . Игровые терапии способствуют развитию коммуникабельности, раскрепощению ответов на уроке
  • Часто на уроках истории в качестве закрепления использую различные игры. Игра - это активная форма учебного занятия, которая способствует формированию интереса к предмету, развивает память, внимание, создает положительную эмоциональную обстановку. Игра - это естественное состояние ребенка. Играть любят все дети, они охотно включаются в такую форму работы и дети с ОВЗ не исключение. Такие игры как «Подскажи словечко», «Узнай по описанию», «Да - нет» способствуют закреплению материала и направлены на формирование навыка сравнения, сопоставления, обобщения. . Игровые терапии способствуют развитию коммуникабельности, раскрепощению ответов на уроке
Физкультминутки на уроках истории Гимнастика для глаз Север-юг, запад-восток. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Покорчим рожи. Изобразить мимику лиц, изображённых на портретах. Рисование носом. Посмотреть на контур границ государства, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

Физкультминутки на уроках истории

  • Гимнастика для глаз
  • Север-юг, запад-восток.
  • Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
  • Покорчим рожи.
  • Изобразить мимику лиц, изображённых на портретах.
  • Рисование носом.
  • Посмотреть на контур границ государства, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.
Подводя итог данного опыта, отмечу - грамотно спланированная и тщательно разработанная учебная программа ДЛЯ детей с ОВЗ поможет им адаптироваться и быть наравне с другими школьниками - быть гораздо увереннее в своих знаниях, реализовывать планы и проекты. В процессе занятий необходимо помнить, что усвоение учебного материала параллельно обогащает эмоциональный опыт, проектирует общественные взаимодействия и формирует личностный интерес.
  • Подводя итог данного опыта, отмечу - грамотно спланированная и тщательно разработанная учебная программа ДЛЯ детей с ОВЗ поможет им адаптироваться и быть наравне с другими школьниками - быть гораздо увереннее в своих знаниях, реализовывать планы и проекты. В процессе занятий необходимо помнить, что усвоение учебного материала параллельно обогащает эмоциональный опыт, проектирует общественные взаимодействия и формирует личностный интерес.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!