Формы и методы проведения классных часов, направленные на формирование модели специалиста
Д. Д.Иванова
Ученица 10Г класса гимназии №1 города Чебоксары
Чувашской республики
Аннотация
В данной статье представлена актуальность формирования траектории форм и методов проведения классных часов в рамках развития учебно-воспитательной работы, которая позволит в ходе ее реализации сформировать действующую модель специалиста, сформированную через призму тематики классных часов.
Повысить интерес обучающихся к классным часам возможно, если они будут основаны на позитивном взаимодействии друг с другом, приглашенными специалистами и с куратором группы. Такое взаимодействие будет эффективным только в том случае, если основано на сотворчестве, сопереживании, соучастии, т.е. совместной деятельности.
Ключевые слова: классный час, формы классных часов, методы классных часов, модель специалиста.
Актуальность определения траектории проведения классных часов определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования в части формирования общих компетенций, системой менеджмента качества, в соответствии с которыми должны быть сформированы общие компетенции, а также профессиональные компетенции выпускника колледжа.
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:
- гражданско – патриотическое;
- духовно – нравственное и творческое;
- формирование профессионала, профориентация;
- спортивно – оздоровительное.
Целью воспитательного процесса обучающихся является разностороннее гармоничное развитие личности обучающегося, следовательно проведению классных часов в группах среднего профессионального образования должно уделяться особое внимание, что позволит в конечном итоге сформировать действующую модель специалиста. Однако в последнее время проведение классных часов становиться формальной формой общения, они перестают вызывать интерес обучающихся.
Повысить интерес обучающихся к классным часам возможно, если они будут основаны на позитивном взаимодействии друг с другом, приглашенными специалистами и с куратором группы. Такое взаимодействие будет эффективным только в том случае, если основано на сотворчестве, сопереживании, соучастии, т.е. совместной деятельности.
Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у обучающихся системы отношений и адаптации к внешней среде.
При проведении классных часов кураторами планируется коллективная командная жизнь студентов с 1 по 4 курсы.
Существуют различные формы проведения классных часов:
- дискуссионные формы;
- мероприятия состязательного характера;
- творческие формы классных часов;
- игровые формы;
- мероприятия по психологическому просвещению;
- и другие.
К методам классных часов относятся:
- беседа;
- конференция;
- метод игровых ситуаций;
- методы воспитывающих ситуаций;
- лекция;
- повествование;
- назначения и отчеты;
- экскурсии;
- диспут;
- дебаты;
- дилеммы;
- и другие.
Согласно программе отдела воспитательной работы и социальной политики колледжа существует примерная тематика классных часов в группах 1-ого курса, в которой главные задачи сводятся к:
решению повседневных проблем и организационных вопросов, появившихся у группы;
обсуждению актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодёжи и др.);
проведению деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
беседам с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, отделения, колледжа;
встречи с психологом.
В группах 4 курса:
решение повседневных проблем и организационных вопросов, появившихся у группы;
обсуждение актуальных вопросов развития рынка труда (исследования и статистика рынка труда по Чувашской Республике);
проведение конференций по социальным темам;
диспуты о формировании личностных качеств (способность к самостоятельным поступкам и действиям, потребность в здоровом образе жизни);
встречи с представителями работодателей.
Классный час призван выполнять необходимые функции:
Просветительская состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражение в учебных программах. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая формирует определенные отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей, помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Формирующая формирует у обучающихся навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Направляющая призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта обучающихся.
Формы классных часов на 1 курсе сводятся к игровым методам на получение информации по здоровому образу жизни, социализации и адаптации в колледже, а также применимы формы на сплочение и командообразование – иначе формы тимбилдинга.
Тимбилдинг — это мероприятия, которые направлены на улучшение отношений внутри коллектива группы. Идея тимбилдинга заключается в том, что группа станет настоящей дружной командой. Главная идея тимбилдинга – сотрудничество, которое основывается на вере, понимании и доверии. Истинное сотрудничество бывает там, где есть добрые пожелания и чистые чувства друг к другу.
Рассмотрим методику проведения классного часа в форме тимбилдинга на тему «Шерстяной тимбилдинг». Идея заключается в том, что это развлекательный и непродолжительный по времени элемент тимбилдинга, позволяющий почувствовать взаимосвязь всех членов команды. Обычно проходит с использованием клубков с шерстяными нитями. Каждому участнику дают в руки клубок шерсти. Этот клубок он должен перекинуть другому человеку. В результате пол между участниками покрывается плотным шерстяным ковром, и сотрудники понимают: каждое их действие приносит определенный результат и помогает достичь общей цели. Рекомендации по цвету ниток: белый — мечта; красный — любовь; синий — успех в бизнесе; зеленый — здоровье; оранжевый — хорошее настроение; желтый — творчество и т.д.
Другая разновидность тимбилдинга - картина-талисман. Она может быть общая для всей группы или своя для каждого студента. Так же картину-талисман можно написать как персональное пожелание и напутствие для конкретного человека, куратора, декана.
Формы и методы проведения классных часов на 2-ом и 3-ем курсе необходимо свести к ориентирующей и направляющей функциям, которые помогают оценить мир, переводить разговор о жизни в область реальной практики, влияют на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и реализацию и целей.
Тематику же классных часов для студентов 4 курса необходимо направить на профоринтацию будущего обучения, а также на профориентацию по трудоустройству, сотрудничая с кадровыми агентствами, представителями работодателей и высших учебных заведений. Преподавателями специальных дисциплин проводятся классные часы в рамках воспитательной работы.
На 4 курсе одним из методов проведения классных часов используются управленческие поединки, которые представляют собой особый вид тренинга (социальной технологии), разработанный Владимиром Тарасовым, руководителем и основателем Таллинской школы менеджеров. Данная технология применима для развития и оценки профессиональных компетенций студентов.
Таким образом, заранее спланированная тематика классных часов с 1 по 4 курс позволяет четко определить модель специалиста, с которой знакомит куратор студентов и их родителей с 1 курса обучения.
Проблема в том, что профориентация студентов в колледже в настоящее время проходит спонтанно и часто студенты не представляют себе модель специалиста по осваиваемой специальности. Также следует отметить, что дополнительное образование по освоению дополнительных компетенций следует организовать должным образом и адаптировать по направлениям специальностей колледжа.
Помимо классных часов, совместно с учебным процессом в группах проводятся внеклассные мероприятия, такие как: поход в театр, прогулка на каток, экскурсии на производственные предприятия и другие.
Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для студентов являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка (ссылка на ролик https://youtu.be/7eRHBtMFuhc).
Литература:
1. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания: Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе. / Н.Е.Щуркова, Е.П.Павлова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2018. – 160с.
Электронные ресурсы:
1. https://snova-prazdnik.ru/sherstyanoj-timbilding/
2. http://www.uroki.net/docklruk.htm
3. http://nsportal.ru/vuz/meditsinskie-nauki/library/2011/12/22/primernaya-tematika-provedeniya-klassnykh-chasov-i
4. http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-dlya-studentov
5. http://900igr.net/
6. http://ped-kopilka.ru/
7. http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/ (проф-обр.рф)