СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы проведения классных часов, направленные на формирование модели специалиста

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы проведения классных часов, направленные на формирование модели специалиста»

Формы и методы проведения классных часов, направленные на формирование модели специалиста


Д. Д.Иванова

Ученица 10Г класса гимназии №1 города Чебоксары

Чувашской республики


Аннотация

В данной статье представлена актуальность формирования траектории форм и методов проведения классных часов в рамках развития учебно-воспитательной работы, которая позволит в ходе ее реализации сформировать действующую модель специалиста, сформированную через призму тематики классных часов.

Повысить интерес обучающихся к классным часам возможно, если они будут основаны на позитивном взаимодействии друг с другом, приглашенными специалистами и с куратором группы. Такое взаимодействие будет эффективным только в том случае, если основано на сотворчестве, сопереживании, соучастии, т.е. совместной деятельности.

Ключевые слова: классный час, формы классных часов, методы классных часов, модель специалиста.


Актуальность определения траектории проведения классных часов определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования в части формирования общих компетенций, системой менеджмента качества, в соответствии с которыми должны быть сформированы общие компетенции, а также профессиональные компетенции выпускника колледжа.

Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:

- гражданско – патриотическое;

- духовно – нравственное и творческое;

- формирование профессионала, профориентация;

- спортивно – оздоровительное.

Целью воспитательного процесса обучающихся является разностороннее гармоничное развитие личности обучающегося, следовательно проведению классных часов в группах среднего профессионального образования должно уделяться особое внимание, что позволит в конечном итоге сформировать действующую модель специалиста. Однако в последнее время проведение классных часов становиться формальной формой общения, они перестают вызывать интерес  обучающихся.

Повысить интерес  обучающихся  к классным часам возможно, если они будут основаны на позитивном взаимодействии   друг с другом, приглашенными специалистами и с куратором группы. Такое взаимодействие будет эффективным только в том случае, если основано на сотворчестве, сопереживании, соучастии, т.е. совместной деятельности.

Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у обучающихся системы отношений и адаптации к внешней среде.

При проведении классных часов кураторами планируется коллективная командная жизнь студентов с 1 по 4 курсы.

Существуют различные формы проведения классных часов:

- дискуссионные формы;

- мероприятия состязательного характера;

- творческие формы классных часов;

- игровые формы;

- мероприятия по психологическому просвещению;

- и другие.

К методам классных часов относятся:

- беседа;

- конференция;

- метод игровых ситуаций;

- методы воспитывающих ситуаций;

- лекция;

- повествование;

- назначения и отчеты;

- экскурсии;

- диспут;

- дебаты;

- дилеммы;

- и другие.

Согласно программе отдела воспитательной работы и социальной политики колледжа существует примерная тематика классных часов в группах 1-ого курса, в которой главные задачи сводятся к:

  • решению повседневных проблем и организационных вопросов, появившихся у группы;

  • обсуждению актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодёжи  и др.);

  • проведению деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;

  • беседам с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы,  отделения, колледжа;

  • встречи с психологом.

В группах 4 курса:

  • решение повседневных проблем и организационных вопросов, появившихся у группы;

  • обсуждение актуальных вопросов развития рынка труда (исследования и статистика рынка труда по Чувашской Республике);

  • проведение конференций по социальным темам;

  • диспуты о формировании личностных качеств (способность к самостоятельным поступкам и действиям, потребность в здоровом образе жизни);

  • встречи с представителями работодателей.

Классный час призван выполнять необходимые функции: 

Просветительская состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражение в учебных программах. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая формирует определенные отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей, помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Формирующая  формирует у обучающихся навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Направляющая призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта обучающихся.

Формы классных часов на 1 курсе сводятся к игровым методам на получение информации по здоровому образу жизни, социализации и адаптации в колледже, а также применимы формы на сплочение и командообразование – иначе формы тимбилдинга.

Тимбилдинг — это мероприятия, которые направлены на улучшение отношений внутри коллектива группы. Идея тимбилдинга заключается в том, что группа станет настоящей дружной командой. Главная идея тимбилдинга – сотрудничество, которое основывается на вере, понимании и доверии. Истинное сотрудничество бывает там, где есть добрые пожелания и чистые чувства друг к другу.

Рассмотрим методику проведения классного часа в форме тимбилдинга на тему «Шерстяной тимбилдинг». Идея заключается в том, что это развлекательный и  непродолжительный по времени элемент тимбилдинга, позволяющий почувствовать взаимосвязь всех членов команды. Обычно проходит с использованием клубков с шерстяными нитями. Каждому участнику дают в руки клубок шерсти. Этот клубок он должен перекинуть другому человеку. В результате пол между участниками покрывается плотным шерстяным ковром, и сотрудники понимают: каждое их действие приносит определенный результат и помогает достичь общей цели. Рекомендации по цвету ниток: белый — мечта; красный — любовь; синий — успех в бизнесе; зеленый — здоровье; оранжевый — хорошее настроение; желтый — творчество и т.д.

Другая разновидность тимбилдинга - картина-талисман. Она может быть общая для всей группы или своя для каждого студента. Так же картину-талисман можно написать как персональное пожелание и напутствие для конкретного человека, куратора, декана.

Формы и методы проведения классных часов на 2-ом и 3-ем курсе необходимо свести к ориентирующей и направляющей функциям, которые помогают оценить мир, переводить разговор о жизни в область реальной практики, влияют на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и реализацию и целей.

Тематику же классных часов для студентов 4 курса необходимо направить на профоринтацию будущего обучения, а также на профориентацию по трудоустройству, сотрудничая с кадровыми агентствами, представителями работодателей и высших учебных заведений. Преподавателями специальных дисциплин проводятся классные часы в рамках воспитательной работы.

На 4 курсе одним из методов проведения классных часов используются управленческие поединки, которые представляют собой особый вид тренинга (социальной технологии), разработанный Владимиром Тарасовым, руководителем и основателем Таллинской школы менеджеров. Данная технология применима для развития и оценки профессиональных компетенций студентов.

Таким образом, заранее спланированная тематика классных часов с 1 по 4 курс позволяет четко определить модель специалиста, с которой знакомит куратор студентов и их родителей с 1 курса обучения.

Проблема в том, что профориентация студентов в колледже в настоящее время проходит спонтанно и часто студенты не представляют себе модель специалиста по осваиваемой специальности. Также следует отметить, что дополнительное образование по освоению дополнительных компетенций следует организовать должным образом и адаптировать по направлениям специальностей колледжа.

Помимо классных часов, совместно с учебным процессом в группах проводятся внеклассные мероприятия, такие как: поход в театр, прогулка на каток, экскурсии на производственные предприятия и другие.

Практика показывает, что наиболее эффективными  и интересными для студентов являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка (ссылка на ролик https://youtu.be/7eRHBtMFuhc).

Литература:

1. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания: Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе. / Н.Е.Щуркова, Е.П.Павлова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2018. – 160с.

Электронные ресурсы:

1. https://snova-prazdnik.ru/sherstyanoj-timbilding/

2. http://www.uroki.net/docklruk.htm

3. http://nsportal.ru/vuz/meditsinskie-nauki/library/2011/12/22/primernaya-tematika-provedeniya-klassnykh-chasov-i

4. http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-dlya-studentov

5. http://900igr.net/

6. http://ped-kopilka.ru/

7. http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/ (проф-обр.рф)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!