СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формула п-членов арифм. прогрессии

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомство учащихся с формулами суммы арифметической прогрессии

Просмотр содержимого документа
«Формула п-членов арифм. прогрессии»

Урок59 Тема: Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии

Цели:

образовательные - познакомить учащихся с выводом формулы сумм n первых членов арифметической прогрессии; научить учащихся применять полученные формулы при решении задач.
развивающие - сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
воспитательные - прививать учащимся интерес к предмету посредствам применения информационных технологий (с использованием компьютера), решения исторических задач.


Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка к ГИА. Работа по группам

1группа.

1.Решите урав­не­ние 

2.Най­ди­те наи­боль­шее зна­че­ние x, удо­вле­тво­ря­ю­щее си­сте­ме не­ра­венств

 

3.Последовательность за­да­на фор­му­лой . Какое из ука­зан­ных чисел яв­ля­ет­ся чле­ном этой последовательности?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

4.. Арифметическая про­грес­сия за­да­на усло­ви­ем an = −11,9 + 7,8n . Най­ди­те a11.


Ответы: -1, -2, 3, 73.9


2 группа

1. Задание 21 № 47

Сократите дробь   .

2. Задание 21 № 311236

Разложите на множители: .

3. Упростите вы­ра­же­ние   


4. Последовательность за­да­на усло­ви­я­ми . Най­ди­те .

5.Выписаны пер­вые не­сколь­ко чле­нов ариф­ме­ти­че­ской прогрессии: 3; 6; 9; 12;… Какое из сле­ду­ю­щих чисел есть среди чле­нов этой прогрессии?

 

1) 83

2) 95

3) 100

4) 102

Ответ: 96, , 4, 4


4. Актуализация знаний.

1. Устный фронтальный опрос:

  1. Какое число называется разностью арифметической прогрессии?

  2. Составьте арифметическую прогрессию, если ее первый член равен 4

  3. Какие из перечисленных последовательностей являются арифметическими прогрессиями? (an): 0; 1; 8; 27; 64; …

(bn): 7; 5; 3; 1; -1; …

(xn): 2; 2,2; 2,6; 3,2; 4; …

(cn): 6; 12; 18; 24; 30; …

5. Мотивация

Решите задачу. Новый русский решил отгородить бассейн на даче фигурной стеной. Позвав строителей, начал объяснять. - В нижний ряд укладывается 19 блоков, на него кладётся 17 блоков, затем 15 и так далее. Всего 8 рядов. «Арифметическая прогрессия какая-то получается», - произнес бригадир. Прав бригадир?

Выпишите числа, соответствующие количеству блоков каждого ряда: 19, 17, 15, 13, 11, 9, 7, 5. Получили последовательность чисел. Опишите её.

6.Фискультминутка

7. Обьяснение нового материала

Рассмотрим еще одну задачу :
Рабочий выложил плитку следующим образом: в первом ряду - 3 плитки, во втором - 5 плиток и т.д., увеличивая каждый ряд на 2 плитки. Сколько потребуется рабочему плиток, чтобы выложить 6 рядов
Решение: Составьте к задаче последовательность из 6 чисел: 3, 5, 7, 9, 11,13

Нетрудно убедиться, что данная последовательность является арифметической прогрессией.

Чтобы узнать количество всех плиток, надо узнать сумму этих чисел, т.е найти сумму первых 6 членов арифметической прогрессии.

Подумайте как найти количество всех плиток

(Ответы учеников)

Да, можно решить эту задачу непосредственным сложением чисел. Но этот способ не рационален. А если бы перед вами стояла задача: найти S100, как вы думаете сколько времени вам потребовалось?

Рассказывают, что, когда, великий немецкий математик Карл Гаусс учился в начальной школе, преподаватель предложил ученикам самостоятельно найти сумму ряда от 1 до 100. Он предполагал, что ученики будут складывать эти числа по порядку, на что потребуется не менее 10 минут. Какого же было его удивление, когда маленький Карл через 1-2 минуты заявил, что он задание выполнил и дал правильный ответ.

Как же так быстро далось маленькому мальчику найти ответ?

Сам Гаусс объяснял это так:

"Я заметил, что 1 + 100 = 101, 2 + 99 = 101, 3 + 98 = 101 и т. д. Пара ровно отстоящих от краёв ряда чисел даёт 101 и последняя пара средних чисел даёт 101 = 50 + 51. Числа, взятые по паре с начала и с конца ряда встречаются в середине после 50 сложений этих пар. Поэтому надо 101 x 50 = 5050. Это число и будет суммой всех 100 чисел".

Воспользуйтесь идеей Гаусса для решения задачи про плитки.

Вывод формулы.

Пусть (ап) – арифметическая прогрессия.

Обозначим Sn сумму п первых членов арифметической прогрессии.

Sn = а1 + а2 + а3 + а4 + … + ап – 1 + ап (1)

Sn = ап + ап – 1 + ап – 2 + ап – 3 + … + а2 + а1 (2)

Докажем, что сумма каждой пары членов прогрессии, расположенных друг под другом, равна а1 + ап.

a2 + an – 1 = (a1 + d) + (and) = a1 + an;

a3 + an – 2 = (a2 + d) + (an – 1d) = a2 + an – 1 = a1 + an;

a4 + an – 3 = (a3 + d) + (an – 2d) = a3 + an – 2 = a1 + an и т. д.

Число таких пар равно п. Складываем почленно (1) и (2) и получаем

2Sn = (a1 + an) · n.

– формула суммы п первых членов

арифметической прогрессии.

Обычно арифметическая прогрессия задается первым членом и разностью, поэтому удобно иметь еще формулу суммы п первых членов, выраженную через а1 и d арифметической прогрессии.

Sn = · n, ап = а1 + d (п – 1);

Sn = · n;

– формула суммы п первых членов

арифметической прогрессии.



8. Первичное закрепление

№603(а) , №604(а),

9.Контроль знаний

1вариант

2 вариант

1)Дана ариф­ме­ти­че­ская прогрессия:  Най­ди­те сумму пер­вых де­ся­ти её членов.

2. Дана ариф­ме­ти­че­ская про­грес­сия   Най­ди­те  

1)Дана арифметическая прогрессия    Найдите сумму первых десяти её членов.

2. Дана ариф­ме­ти­че­ская про­грес­сия (an), раз­ность ко­то­рой равна −8,5, a1 = −6,8. Най­ди­те a11.

Обменяйтесь тетрадями, сделайте проверку

Ответы:1. 50 1. 23

2. 54 2. -91.8

Дополнительно

Решение задач из сборника Лысенко( Готовимся к ГИА)

  1. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите первые пять ее членов если а1=5,а2=9, а3=13.

  2. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите сумму ее шести членов а2=17, а5=65

  3. Найдите сумму всех нечетных натуральных двузначных чисел

  4. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите сумму первых пяти ее членов если а1=8, а3=18.

10. Итог урока.

11. Домашнее задание: П.26. № 603(б), 604(б),№606(б)

Решение задач из сборника Лысенко

12.Рефлексия:

Что нового узнали?

Что получилось?

Где возникают затруднения?











1группа.

1.Решите урав­не­ние 

2.Най­ди­те наи­боль­шее зна­че­ние x, удо­вле­тво­ря­ю­щее си­сте­ме не­ра­венств

 

3.Последовательность за­да­на фор­му­лой . Какое из ука­зан­ных чисел яв­ля­ет­ся чле­ном этой последовательности?

 1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

4.. Арифметическая про­грес­сия за­да­на усло­ви­ем an = −11,9 + 7,8n . Най­ди­те a11.


1группа.

1.Решите урав­не­ние 

2.Най­ди­те наи­боль­шее зна­че­ние x, удо­вле­тво­ря­ю­щее си­сте­ме не­ра­венств

 

3.Последовательность за­да­на фор­му­лой . Какое из ука­зан­ных чисел яв­ля­ет­ся чле­ном этой последовательности?

 1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

4.. Арифметическая про­грес­сия за­да­на усло­ви­ем an = −11,9 + 7,8n . Най­ди­те a11.


1группа.

1.Решите урав­не­ние 

2.Най­ди­те наи­боль­шее зна­че­ние x, удо­вле­тво­ря­ю­щее си­сте­ме не­ра­венств

 

3.Последовательность за­да­на фор­му­лой . Какое из ука­зан­ных чисел яв­ля­ет­ся чле­ном этой последовательности?

 1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

4.. Арифметическая про­грес­сия за­да­на усло­ви­ем an = −11,9 + 7,8n . Най­ди­те a11.


2 группа

1. Сократите дробь   .

2. Разложите на множители: .

3. Упростите вы­ра­же­ние   

4. Последовательность за­да­на усло­ви­я­ми . Най­ди­те .

5.Выписаны пер­вые не­сколь­ко чле­нов ариф­ме­ти­че­ской прогрессии: 3; 6; 9; 12;… Какое из сле­ду­ю­щих чисел есть среди чле­нов этой прогрессии?

 

1) 83

2) 95

3) 100

4) 102





Решение задач из сборника Лысенко( Готовимся к ГИА)

  1. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите первые пять ее членов если а1=5,а2=9, а3=13.

  2. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите сумму ее шести членов а2=17, а5=65

  3. Найдите сумму всех нечетных натуральных двузначных чисел

  4. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите сумму первых пяти ее членов если а1=8, а3=18.



Решение задач из сборника Лысенко( Готовимся к ГИА)

  1. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите первые пять ее членов если а1=5,а2=9, а3=13.

  2. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите сумму ее шести членов а2=17, а5=65

  3. Найдите сумму всех нечетных натуральных двузначных чисел

  4. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите сумму первых пяти ее членов если а1=8, а3=18.


Решение задач из сборника Лысенко( Готовимся к ГИА)

  1. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите первые пять ее членов если а1=5,а2=9, а3=13.

  2. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите сумму ее шести членов а2=17, а5=65

  3. Найдите сумму всех нечетных натуральных двузначных чисел

  4. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите сумму первых пяти ее членов если а1=8, а3=18.

Решение задач из сборника Лысенко( Готовимся к ГИА)

  1. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите первые пять ее членов если а1=5,а2=9, а3=13.

  2. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите сумму ее шести членов а2=17, а5=65

  3. Найдите сумму всех нечетных натуральных двузначных чисел

  4. Последовательность ( аn) арифметическая прогрессия. Найдите сумму первых пяти ее членов если а1=8, а3=18.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!