СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены техники и приёмы формирующего оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание»

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание

Виды оценивания   Внутреннее (внутриклассное/-школьное)  Текущее Итоговое (формирующее, (констатирующее, суммативное)  формативное) оценивание оценивание процесса продукта ДЕ

Виды оценивания

Внутреннее (внутриклассное/-школьное)

Текущее Итоговое

(формирующее, (констатирующее, суммативное)

формативное)

оценивание оценивание

процесса продукта ДЕ

Два вида оценивания: учимся находить разницу «Когда суп пробует повар — это формирующее; когда суп пробуют гости — это итоговое». Боб Стэйк ( Bob Stake)   Формирующее оценивание используется в основном, чтобы обернуться и «перезапустить» процесс преподавания и обучения. Tunstall &Gip р s,1993  Формирующее оценивание – это осознание пути, который привел к результату. Итоговое оценивание – это осознание результата.

Два вида оценивания: учимся находить разницу

«Когда суп пробует повар — это формирующее;

когда суп пробуют гости — это итоговое».

Боб Стэйк ( Bob Stake)

Формирующее оценивание используется в основном, чтобы обернуться и «перезапустить» процесс преподавания и обучения.

Tunstall &Gip р s,1993

Формирующее оценивание – это осознание пути,

который привел к результату.

Итоговое оценивание – это осознание результата.

Два подхода к использованию оценивания  Итоговое оценивание  summativ Оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период Формирующее оценивание   formativ Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения

Два подхода к использованию оценивания

  • Итоговое оценивание summativ

Оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период

  • Формирующее оценивание formativ

Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения

В 2006 году в Техасе на встрече участников организации FAST SCASS (Государственное объединение по проблемам оценивания и стандартов обучения) было разработано следующее определение: «Формирующее оценивание – процесс, используемый учителями и ученикам в течение обучения, который обеспечивает обратную связь, для выстраивания преподавания и познания для улучшения достижения запланированных учебных результатов» 

В 2006 году в Техасе на встрече участников организации FAST SCASS (Государственное объединение по проблемам оценивания и стандартов обучения) было разработано следующее определение:

«Формирующее оценивание – процесс, используемый учителями и ученикам в течение обучения, который обеспечивает обратную связь, для выстраивания преподавания и познания для улучшения достижения запланированных учебных результатов» 

Формирующее оценивание Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и – если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и – если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).

По данным зарубежных исследований Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

По данным зарубежных исследований

Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

А что в итоге?... Применение методов формирующего оценивания в работе с учащимися различных возрастных групп, на разных предметах и в разных странах показывает высокую эффективность .  Эффект применения формирующего оценивания оказывается наиболее значимым для тех, кого относят к категории неуспешных учеников .

А что в итоге?...

Применение методов формирующего оценивания в работе с учащимися различных возрастных групп, на разных предметах и в разных странах показывает высокую эффективность .

Эффект применения формирующего оценивания оказывается наиболее значимым для тех, кого относят к категории неуспешных учеников .

Аспекты  формирующего оценивания Оценка обучения Оценка для обучения Оценка как обучение

Аспекты формирующего оценивания

  • Оценка обучения
  • Оценка для обучения
  • Оценка как обучение
• Формирующее оценивание Процесс сопровождения учения(обучения) человека и поэтому все типы оценок встроены непосредственно в его учебную деятельность. Разные типы оценок применяются для получения оперативных данных о качественном состоянии(этап, уровень) формирования способа/средства действия(культурного предметного понятия) у субъекта, а также для определения ближайших шагов в направлении его улучшения(корректировка, изменение, пересмотр, возврат назад и т.п.) • Итоговое оценивание определение количественных характеристик изученного материала за определенный период (четверть, триместр, семестр, год) и определяется отметкой с использованием разных оценочных шкал (5,10,20,100 бальная). Ретроспективная оценка. Виды оценивания

Формирующее оценивание

Процесс сопровождения учения(обучения) человека и поэтому все типы оценок встроены непосредственно в его учебную деятельность. Разные типы оценок применяются для получения оперативных данных о качественном состоянии(этап, уровень) формирования способа/средства действия(культурного предметного понятия) у субъекта, а также для определения ближайших шагов в направлении его улучшения(корректировка, изменение, пересмотр, возврат назад и т.п.)

Итоговое оценивание

определение количественных характеристик изученного материала за определенный период (четверть, триместр, семестр, год) и определяется отметкой с использованием разных оценочных шкал (5,10,20,100 бальная). Ретроспективная оценка.

Виды оценивания

ВНУТРИКЛАССНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ Ключевые характеристики оценивания для обучения: Встроено в процесс преподавания и учения и является их существенной частью, Предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учителями и учениками, Нацелено на то, чтобы помочь ученикам осознавать те учебные стандарты, которых они должны достичь, Вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание, Обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать, Укрепляет уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшения, Вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.  Assessment for learning: beyond the black box Assessment Reform Group (1999)

ВНУТРИКЛАССНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Ключевые характеристики оценивания для обучения:

  • Встроено в процесс преподавания и учения и является их существенной частью,
  • Предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учителями и учениками,
  • Нацелено на то, чтобы помочь ученикам осознавать те учебные стандарты, которых они должны достичь,
  • Вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание,
  • Обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать,
  • Укрепляет уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшения,
  • Вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

Assessment for learning: beyond the black box Assessment Reform Group (1999)

Трудно сломать стереотип  «получил отметку – сдал, прошел» Если используется традиционное оценивание, то ученики привыкают изучать предмет, не достигая глубокого понимания основных концептов и законов, ведь традиционные тесты, как правило, проверяют знание конкретных фактов и умение решать задачи по алгоритму. Ученики делают вывод, что именно такие знания наиболее ценны

Трудно сломать стереотип «получил отметку – сдал, прошел»

  • Если используется традиционное оценивание, то ученики привыкают изучать предмет, не достигая глубокого понимания основных концептов и законов, ведь традиционные тесты, как правило, проверяют знание конкретных фактов и умение решать задачи по алгоритму. Ученики делают вывод, что именно такие знания наиболее ценны
Оценивание – это обратная связь Оценивание даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент , а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели . Но в полную силу возможности оценивания реализуются только, если оно используется для того, чтобы дать ученикам обратную связь. А чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения (learning), необходимо не только определить , на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию , но и до какой степени они осваивают его по ходу курса .

Оценивание – это обратная связь

Оценивание даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент , а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели . Но в полную силу возможности оценивания реализуются только, если оно используется для того, чтобы дать ученикам обратную связь.

А чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения (learning), необходимо не только определить , на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию , но и до какой степени они осваивают его по ходу курса .

Формирующее оценивание как способ «выращивания» оценочной самостоятельности школьника • Поиск критериев оценки действий • Оценка себя и других по разным критериям • Оценка результата, способа, плана • Оценка своих возможностей • Запрос на экспертную оценку взрослого • Оценка прогресса в отношении цели

Формирующее оценивание как способ «выращивания» оценочной самостоятельности школьника

• Поиск критериев оценки действий

• Оценка себя и других по разным критериям

• Оценка результата, способа, плана

• Оценка своих возможностей

• Запрос на экспертную оценку взрослого

• Оценка прогресса в отношении цели

Этапы введения техник внутриклассного оценивани я : решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания;  выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс; объяснить цель происходящего ученикам;  после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;  дать информацию детям о том, что узнал преподаватель и как он собирается это использовать.

Этапы введения техник внутриклассного оценивани я :

  • решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания;
  • выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс;
  • объяснить цель происходящего ученикам;
  • после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
  • дать информацию детям о том, что узнал преподаватель и как он собирается это использовать.
А какие техники и приемы вы используйте в своей практике для получения обратной связи от учащихся?

А какие техники и приемы вы используйте в своей практике для получения обратной связи от учащихся?

Инструменты формирующего оценивания Портфолио Ментальные  карты ??? Критериальные  рубрики Рекомендации по улучшению Дневники планирования Недельные отчеты Листы  самооценивания ???

Инструменты формирующего оценивания

Портфолио

Ментальные

карты

???

Критериальные

рубрики

Рекомендации

по улучшению

Дневники

планирования

Недельные

отчеты

Листы

самооценивания

???

Какую обратную связь вы получаете применяя разные приемы/ техники формирующего оценивания?

Какую обратную связь вы получаете применяя разные приемы/ техники формирующего оценивания?

Примеры

Примеры

Лист обратной связи как инструмент формирующего оценивания Лист обратной связи – это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования, позволяющий учащемуся:  ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;  получать обратную связь о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;  получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;  овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения. Использование таких листов упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов.

Лист обратной связи как инструмент формирующего оценивания

Лист обратной связи – это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования, позволяющий учащемуся:

 ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;

 получать обратную связь о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;

 получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;

 овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.

Использование таких листов упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов.

Различают:

  • листы с местом для свободного комментария учителя (формат №1);

В первом варианте листа мы имеем дело с отзывом, учитывающим индивидуальные особенности работы. Такая обратная связь важна при выполнении учащимся творческих работ.

  • листы, содержащие критерии достижения результата, по которым и ожидается реакция учителя (формат №2);

Во втором варианте лист представляет собой стандартную реакцию по поводу степени соответствия работы учащегося заданным критериям и предложения по улучшению работы. Такая обратная связь позволяет учащимся научиться давать структурированные ответы и избавиться от типичных ошибок в содержании и организации работы.

  • листы, в которых наряду с критериями достижения результата даны характеристики степени достижения этого результата (формат №3).

В третьем случае учитель лишь выбирает стандартное описание степени достижения результата, используя импрессионистическую шкалу оценки, которая не подразумевает исчерпывающего описания результата и фиксирует впечатление от работы. Такая форма обратной связи целесообразна, когда речь идет о проверке большого количества промежуточных работ учащихся.

Три типа листов, отличающихся способами предъявления обратной связи

Лист в неизменной форме должен предъявляться учащемуся минимум дважды без выставления окончательной отметки, может (по решению учителя) предъявляться и трижды. В соответствии с технологией, отметка в баллах может быть выставлена только по итогам последнего предъявления учащимся листа обратной связи; преждевременно выставленная отметка оказывает значительное демотивирующее воздействие на учащегося. В листе после каждого его возвращения учащемуся обязательно присутствует комментарий учителя. В листе должен быть указан сегодняшний уровень освоения учащимся образовательных результатов и уровень, которого тот может достичь при условии успешной работы с комментарием учителя. Как показывает практика, такое указание на перспективы в освоении более высокого уровня образовательных результатов оказывает сильное мотивирующее воздействие на учащегося.
  • Лист в неизменной форме должен предъявляться учащемуся минимум дважды без выставления окончательной отметки, может (по решению учителя) предъявляться и трижды.
  • В соответствии с технологией, отметка в баллах может быть выставлена только по итогам последнего предъявления учащимся листа обратной связи; преждевременно выставленная отметка оказывает значительное демотивирующее воздействие на учащегося.
  • В листе после каждого его возвращения учащемуся обязательно присутствует комментарий учителя.
  • В листе должен быть указан сегодняшний уровень освоения учащимся образовательных результатов и уровень, которого тот может достичь при условии успешной работы с комментарием учителя.

Как показывает практика, такое указание на перспективы в освоении более высокого уровня образовательных результатов оказывает сильное мотивирующее воздействие на учащегося.

Предъявление листов обратной связи в конце изучения темы сродни обычной контрольной работе по теме, разница лишь в том, что все, кроме последнего варианта листа обратной связи, будут включать предварительный балл и указание на перспективу продвижения в освоении образовательных результатов, но не будут содержать итоговой отметки

Предъявление листов обратной связи в конце изучения темы сродни обычной контрольной работе по теме, разница лишь в том, что все, кроме последнего варианта листа обратной связи, будут включать предварительный балл и указание на перспективу продвижения в освоении образовательных результатов, но не будут содержать итоговой отметки

Как часто ученики, получив отметку, говорят:  «Я не понимаю, чего от меня хотят!»   или возмущаются:  «Почему «4», а не «5»?» 

Как часто ученики, получив отметку, говорят: «Я не понимаю, чего от меня хотят!» или возмущаются: «Почему «4», а не «5»?»

Рубрики Рубрики обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения .   Рубрики это способ описания оценочных критериев , которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт , с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

Рубрики

Рубрики обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения .

Рубрики это способ описания оценочных критериев , которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов.

При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт , с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

Рубрика для оценки решения проблемы Критерии успеха Уровни и показатели достижений Высокий Умение собирать и записывать информацию Средний Последовательно отбирает и записывает точную и подходящую информацию. Подходящие, развитые и обоснованные идеи Низкий Отбирает и записывает информацию по большей части точную и подходящую. Ясно понимает связи причин и следствий изучаемых явлений.  Идеи ясно развиваются и хорошо поддерживаются с помощью подходящей информации. Отбирает и записывает информацию не всегда точную и подходящую, либо по ошибке делает неадекватные записи. Имеет общее понимание проблем. Прослеживает не все причинно-следственные связи в изучаемых явлениях. Идеи в основном ясные, но не все развиты и поддержаны информацией. Не прослеживает причинно-следственные связи. Идеи ясно не представлены. Доказательства не представлены или включают неподходящую информацию.

Рубрика для оценки решения проблемы

Критерии успеха

Уровни и показатели достижений

Высокий

Умение собирать и записывать информацию

Средний

Последовательно отбирает и записывает точную и подходящую информацию.

Подходящие, развитые и обоснованные идеи

Низкий

Отбирает и записывает информацию по большей части точную и подходящую.

Ясно понимает связи причин и следствий изучаемых явлений.

Идеи ясно развиваются и хорошо поддерживаются с помощью подходящей информации.

Отбирает и записывает информацию не всегда точную и подходящую, либо по ошибке делает неадекватные записи.

Имеет общее понимание проблем.

Прослеживает не все причинно-следственные связи в изучаемых явлениях.

Идеи в основном ясные, но не все развиты и поддержаны информацией.

Не прослеживает причинно-следственные связи.

Идеи ясно не представлены. Доказательства не представлены или включают неподходящую информацию.

Самооценка работы с данными   10 Полнота   9 Мои данные представлены подробно, полно и тщательно 5 Органи- зация Мои данные полны. 8 Мои данные в целом полны, но некоторые значения могли быть утеряны. 7 4.5 Мои данные организованы так, что я могу легко и быстро находить нужную информацию.   5 4 Мои данные организованы так, что я могу найти нужную информацию Внеш- ний вид Мои данные не полны, некоторые значения отсутствуют Мой записи аккуратны, красивы, их легко читать. Общая оценка 14 - 20 4.5 Мои данные организованы, но иногда мне трудно найти то, что нужно. 3.5 4 Мои записи аккуратны, их легко читать Мои данные плохо организованы. Мне очень сложно найти информацию, которую я ищу. 3.5 Части моих записей перемешаны, иногда их трудно читать Мои записи хаотичны, их трудно читать.

Самооценка работы с данными

 

10

Полнота

 

9

Мои данные представлены подробно, полно и тщательно

5

Органи-

зация

Мои данные полны.

8

Мои данные в целом полны, но некоторые значения могли быть утеряны.

7

4.5

Мои данные организованы так, что я могу легко и быстро находить нужную информацию.

 

5

4

Мои данные организованы так, что я могу найти нужную информацию

Внеш-

ний вид

Мои данные не полны, некоторые значения отсутствуют

Мой записи аккуратны, красивы, их легко читать.

Общая оценка 14 - 20

4.5

Мои данные организованы, но иногда мне трудно найти то, что нужно.

3.5

4

Мои записи аккуратны, их легко читать

Мои данные плохо организованы. Мне очень сложно найти информацию, которую я ищу.

3.5

Части моих записей перемешаны, иногда их трудно читать

Мои записи хаотичны, их трудно читать.

Техники внутриклассного оценивания в основной и старшей школе Мини (минутный) обзор (в конце урока в течение нескольких минут ученики отвечают на вопросы: какой момент был наиболее важным в том, что сегодня изучали, какой момент остался наименее ясным. Цепочка заметок (ученики передают друг другу конверт с вопросом учителя по поводу происходящего на уроке, ответы складывают в конверт) Матрица запоминания (ученики заполняют клетки диаграммы, имеющей два измерения) Направленная расшифровка (ученики с позиции неспециалиста дают расшифровку только что изученного материала) Резюме в одном предложении (резюме изученной темы в форме простых предложений: Кто сделал, что, кому, когда, как, почему. Отбирают только четкие характеристики для каждого пункта) Оценка экзамена учениками (учитель включает в тест несколько вопросов, оценивающих качество самого теста) Карты приложения (ученики пишут по крайней мере один вариант реального приложения изученного материала)

Техники внутриклассного оценивания в основной и старшей школе

  • Мини (минутный) обзор (в конце урока в течение нескольких минут ученики отвечают на вопросы: какой момент был наиболее важным в том, что сегодня изучали, какой момент остался наименее ясным.
  • Цепочка заметок (ученики передают друг другу конверт с вопросом учителя по поводу происходящего на уроке, ответы складывают в конверт)
  • Матрица запоминания (ученики заполняют клетки диаграммы, имеющей два измерения)
  • Направленная расшифровка (ученики с позиции неспециалиста дают расшифровку только что изученного материала)
  • Резюме в одном предложении (резюме изученной темы в форме простых предложений: Кто сделал, что, кому, когда, как, почему. Отбирают только четкие характеристики для каждого пункта)
  • Оценка экзамена учениками (учитель включает в тест несколько вопросов, оценивающих качество самого теста)
  • Карты приложения (ученики пишут по крайней мере один вариант реального приложения изученного материала)
Техники оценивания Карта понятий – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе. Составление тестов – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.

Техники оценивания

  • Карта понятий – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.
  • Составление тестов – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
Методика «Карта понятий»

Методика «Карта понятий»

Карты понятий Начиная работать с данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний. Учитель может задать себе следующие вопросы: Зафиксированы ли наиболее важные понятия? Соответствуют линии между понятиями, представленными на карте, научному знанию? Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений? Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия? Как выполненные учениками карты меняются через несколько дней или недель?

Карты понятий

Начиная работать с данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний. Учитель может задать себе следующие вопросы:

  • Зафиксированы ли наиболее важные понятия?
  • Соответствуют линии между понятиями, представленными на карте, научному знанию?
  • Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?
  • Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?
  • Как выполненные учениками карты меняются через несколько дней или недель?
Техники оценивания Продуктивное оценивание Ученик проделывает необходимые манипуляции, используя оборудование и инструменты, проводя опыты или решая практическую проблему. Опросник: установки и отношения Ученик определяет степень своего согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Недельные отчеты Ученики отвечают на три вопроса: чему я научился за эту неделю, какие вопросы остались для меня неясными, какие вопросы я задал бы ученикам, чтобы проверить, поняли ли они материал? Рубрики (критериальное оценивание) Способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Портфолио Портфель индивидуальных образовательных достижений школьника

Техники оценивания

Продуктивное оценивание

  • Ученик проделывает необходимые манипуляции, используя оборудование и инструменты, проводя опыты или решая практическую проблему.

Опросник: установки и отношения

  • Ученик определяет степень своего согласия или несогласия с предложенными утверждениями.

Недельные отчеты

  • Ученики отвечают на три вопроса: чему я научился за эту неделю, какие вопросы остались для меня неясными, какие вопросы я задал бы ученикам, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Рубрики (критериальное оценивание)

  • Способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников.

Портфолио

  • Портфель индивидуальных образовательных достижений школьника
Оценочное поле или «проходной билет».  Лист самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включено в процесс урока, но и во время выполнения домашнего задания. Учащийся вместе родителями особое внимание уделяют не сформированным навыкам учебной деятельности.

Оценочное поле или «проходной билет».

Лист самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включено в процесс урока, но и во время выполнения домашнего задания. Учащийся вместе родителями особое внимание уделяют не сформированным навыкам учебной деятельности.

VΙ . Итог урока. Рефлексия 5 мин. Не путайте!   Существительные – склоняются.   Глаголы – спрягаются.   Окончания существительных – падежные.   Окончания глаголов – личные.   - Посмотрите на наши карты понятий . Какими новыми сведениями о глаголе мы можем её дополнить? Вернёмся к ней на следующих уроках. -Нарисуйте на полях шкалу и отметься крестиком уровень вашей работы на уроке (активность, аккуратность, самостоятельность) А теперь у доски магнитами покажите, на каком уровне понимания вы находитесь по теме «Спряжение глагола» вы находитесь в конце урока. Оценочное поле        Вопрос для умников: печь будет склоняться или спрягаться?  Понял(а), что называется спряжением и научился(ась) его определять  Понял(а), что называется спряжением, но при определении спряжения глагола иногда допускаю ошибки. Не понял(а), что называется спряжением, не могу определить спряжение глагола.

. Итог урока. Рефлексия

5 мин.

Не путайте!  Существительные – склоняются.  Глаголы – спрягаются.  Окончания существительных – падежные.  Окончания глаголов – личные.  - Посмотрите на наши карты понятий . Какими новыми сведениями о глаголе мы можем её дополнить? Вернёмся к ней на следующих уроках.

-Нарисуйте на полях шкалу и отметься крестиком уровень вашей работы на уроке (активность, аккуратность, самостоятельность)

А теперь у доски магнитами покажите, на каком уровне понимания вы находитесь по теме «Спряжение глагола» вы находитесь в конце урока.

Оценочное поле

Вопрос для умников: печь будет склоняться или спрягаться? 

Понял(а), что называется спряжением и научился(ась) его определять

Понял(а), что называется спряжением, но при определении спряжения глагола иногда допускаю ошибки.

Не понял(а), что называется спряжением, не могу определить спряжение глагола.

 Выявление и оценка  результатов учебного занятия   Что изучали на уроке? Чему я учился на уроке? Чему я буду учиться дома, выполняя домашние задания?

Выявление и оценка результатов учебного занятия

  • Что изучали на уроке?
  • Чему я учился на уроке?
  • Чему я буду учиться дома, выполняя домашние задания?
Инструменты для проведения  формирующего оценивания  Критериальное оценивание Задание на уроке литературного чтения в 3 классе: в группе составьте 3 вопроса по тексту.

Инструменты для проведения формирующего оценивания Критериальное оценивание

Задание на уроке литературного чтения в 3 классе:

в группе составьте 3 вопроса по тексту.

Инструменты для проведения  формирующего оценивания  Критериальное оценивание Задание с использованием критериального оценивания: в группе составьте 3 вопроса, используя следующие критерии: должен быть тонкий вопрос. должен быть толстый вопрос. должен быть вопрос, связанный с автором произведения. вопросы должны быть интересными для ребят. вопросы должны быть записаны без ошибок.

Инструменты для проведения формирующего оценивания Критериальное оценивание

  • Задание с использованием критериального оценивания:

в группе составьте 3 вопроса, используя следующие критерии:

  • должен быть тонкий вопрос.
  • должен быть толстый вопрос.
  • должен быть вопрос, связанный с автором произведения.
  • вопросы должны быть интересными для ребят.
  • вопросы должны быть записаны без ошибок.
Оценивание для корректировки преподавания В процессе своего профессионального роста учителя задаются вопросом: «Как и зачем я… … систематически проверяю понимание учеников и пересматриваю свои планы?» … использую на каждом уроке разнообразные стратегии для проверки понимания?» … слежу за прогрессом учеников с ограниченным знанием английского языка и учеников со специальными нуждами? … импровизирую на месте с учетом интересов учащихся и задаваемых ими вопросов?» … предоставляю дополнительную поддержку и учебные возможности учащимся, когда одна часть их освоила материал, а другая — нет?» … корректирую план урока, когда у меня не осталось времени на завершение всего запланированного?» А. М. Сидоркин. Профессиональная подготовка учителей в США: уроки для России //  Вопросы образования, 2013, №1.

Оценивание для корректировки преподавания

В процессе своего профессионального роста учителя задаются вопросом: «Как и зачем я…

… систематически проверяю понимание учеников и пересматриваю свои планы?»

… использую на каждом уроке разнообразные стратегии для проверки понимания?»

… слежу за прогрессом учеников с ограниченным знанием английского языка и учеников со специальными нуждами?

… импровизирую на месте с учетом интересов учащихся и задаваемых ими вопросов?»

… предоставляю дополнительную поддержку и учебные возможности учащимся, когда одна часть их освоила материал, а другая — нет?»

… корректирую план урока, когда у меня не осталось времени на завершение всего запланированного?»

А. М. Сидоркин.

Профессиональная подготовка учителей в США: уроки для России //

Вопросы образования, 2013, №1.

Литература

  • Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А.Пинская, И.М.Улановская. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2014.
  • Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-sovremennoy-shkole
  • Витковский А., Пинская М. - Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. – М., 2014.
  • Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие / О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова. – Санкт- Петербург: КАРО, 2015.
  • Пинская М.А.- Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.
  • Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
  • Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание для обучения. - Практическое руководство для учителей. – 35 с.
  • Техники внутриклассного оценивания – сайт для учителей: http://www.flaguide.org/intro/intro.php
  • Фишман И.С., Голуб Г.Б. – Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.
  • Wiggins, G. P. Educative assessment: Designing to inform and improve student performance, 1998.
  • 7.     Black P., Harrison C., Lee C., Marshall B., Wiliam D. Assessment for learning. Putting it into practice, 2003
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!