Формирование УУД на уроках химии
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося
Универсальные учебные действия (УУД)
обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию
посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Функции универсальных учебных действий
1.Регуляция учебной деятельности:
принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач; контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности
готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться , формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
3. Обеспечение успешности обучения
формирование целостной картины мира; формирование компетентностей в любой предметной области познания
ВИДЫ УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные УУД
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умение находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Коммуникативные УУД
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Коммуникативные действия
Коммуникация как условие интериоризации
Коммуникация как взимодействие
Коммуникация как сотрудничество
согласование усилий по достижению общей цели, ориентация на партнера по деятельности;
учет позиции собеседника, партнера по деятельности (интеллектуальный аспект);
умение строить понятные для партнера высказывания;
умение договариваться, находить общее решение;
допущение возможности иных позиций или точек зрения;
уважение к иной точке зрения, предвидение разных мнений других людей;
умение убеждать и уступать;
умение задавать вопросы для получения необходимых сведений от партнера;
умение обосновывать и доказывать собственное мнение
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
способность речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий
брать на себя инициативу;
осуществлять взаимный контроль
Коммуникативные УУД
9 класс
8 класс
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль .
Учиться критично относиться к своему мнению.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Коммуникативные УУД
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Познавательные УУД
Общеучебные
Формулировка познавательной цели, поиск и переработка информации, создание алгоритмов деятельности
Логические
Анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез
Действия постановки и решения проблем
формулирование учебной проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем (задач) творческого и поискового характера.
Общеучебные универсальные действия
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- знаково-символическое моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результата деятельности.
Общеучебные универсальные действия
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели: извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стиля;
- постановка и формулирование учебной проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Познавательные УУД
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
- осознание роли веществ (1-я линия развития);
- рассмотрение химических процессов (2-я линия развития);
- использование химических знаний в быту (3-я линия развития);
- объяснение мира с точки зрения химии (4-я линия развития);
- овладение основами методов естествознания (6-я линия развития).
Регулятивные УУД
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)
Планирование, контроль, оценка
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Уровни сформированности целеполагания
- Отсутствие цели (плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в контроле);
- Принятие практической задачи (осознает, что надо делать только в процессе решения практических задач);
- Переопределение познавательной задачи в практическую ( осознает, что сделал и что надо делать только в процессе решения практической задачи);
- Принятие познавательной задачи (осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее);
- Переопределение практической задачи в теоретическую (четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения);
- Самостоятельная постановка учебных целей ( выдвигает содержательные гипотезы, умеет исследовать способы действия).
Уровни сформированности контроля (концепция П. Я. Гальперина: автоматизированный контроль – процесс внимания)
- Отсутствие контроля (не может обнаружить и исправить ошибку);
- Контроль на уровне непроизвольного внимания (неосознанно предугадывает правильное направление действия);
- Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания ( в процессе решения задачи контроль затруднен, после решения – может найти и исправить ошибки);
- Актуальный контроль на уровне произвольного внимания (ошибки исправляет самостоятельно, но не может скорректировать правило контроля с новыми условиями);
- Потенциальный рефлексивный контроль ( задачи соответствующие усвоенному способу выполняет безошибочно, но не новому);
- Актуальный рефлексивный контроль (контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы).
Уровни развития оценки
- Отсутствие оценки (полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически, не воспринимает аргументацию оценки);
- Адекватная ретроспективная оценка (критически относится к отметкам учителя, не может и не пытается оценить свои возможности, может оценить действия других);
- Неадекватная прогностическая оценка ( пытается оценить свои возможности, часто допускает ошибки, учитывая внешние признаки задачи, а не ее структуру);
- Потенциально адекватная прогностическая оценка (может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, но делает это с трудом);
- Актуально адекватная прогностическая оценка (самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы).
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему , определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять план решения проблемы .
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
.
9 класс
8 класс
Регулятивные УУД
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
УУД в системе общего образования
- Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию
- Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов
- Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты
Литература
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М. : Издательский дом РАО, Баласс, 2003.
- Пути решения современных проблем естественнонаучного образования (на примере биологии, географии и химии). Опыт Образовательной системы «Школа 2100». Презентация.
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ХИМИЯ» 8–9-й КЛАССЫ.