СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация :Формирование универсальных учебных действий на уроках химии.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках химии»

Формирование УУД на уроках химии

Формирование УУД на уроках химии

Возникновение понятия  «универсальные учебные действия»  связано с изменением парадигмы образования:  от усвоения знаний, умений и навыков  к развитию Личности учащегося

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося

Универсальные  учебные действия (УУД)  обеспечивают способность учащегося к само развитию и  само совершенствованию   посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Универсальные учебные действия (УУД)

обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию

посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Функции универсальных учебных действий 1.Регуляция учебной деятельности: принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач; контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности  готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться , формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, развитие высокой социальной и профессиональной мобильности 3. Обеспечение успешности обучения формирование целостной картины мира; формирование компетентностей в любой предметной области познания

Функции универсальных учебных действий

1.Регуляция учебной деятельности:

принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач; контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности

готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться , формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, развитие высокой социальной и профессиональной мобильности

3. Обеспечение успешности обучения

формирование целостной картины мира; формирование компетентностей в любой предметной области познания

ВИДЫ УУД ЛИЧНОСТНЫЕ −  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся РЕГУЛЯТИВНЫЕ  − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. КОММУНИКАТИВНЫЕ −  обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

ВИДЫ УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.

КОММУНИКАТИВНЫЕ обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умение находить ответ на него). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умение находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Коммуникативные действия Коммуникация как условие интериоризации Коммуникация как взимодействие Коммуникация как сотрудничество согласование усилий по достижению общей цели, ориентация на партнера по деятельности; учет позиции собеседника, партнера по деятельности (интеллектуальный аспект); умение строить понятные для партнера высказывания; умение договариваться, находить общее решение; допущение возможности иных позиций или точек зрения; уважение к иной точке зрения, предвидение разных мнений других людей; умение убеждать и уступать; умение задавать вопросы для получения необходимых сведений от партнера; умение обосновывать и доказывать собственное мнение способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; способность речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий брать на себя инициативу; осуществлять взаимный контроль

Коммуникативные действия

Коммуникация как условие интериоризации

Коммуникация как взимодействие

Коммуникация как сотрудничество

согласование усилий по достижению общей цели, ориентация на партнера по деятельности;

учет позиции собеседника, партнера по деятельности (интеллектуальный аспект);

умение строить понятные для партнера высказывания;

умение договариваться, находить общее решение;

допущение возможности иных позиций или точек зрения;

уважение к иной точке зрения, предвидение разных мнений других людей;

умение убеждать и уступать;

умение задавать вопросы для получения необходимых сведений от партнера;

умение обосновывать и доказывать собственное мнение

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

способность речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий

брать на себя инициативу;

осуществлять взаимный контроль

Коммуникативные УУД 9 класс 8 класс Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль . Учиться критично относиться к своему мнению. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Коммуникативные УУД

9 класс

8 класс

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль .

Учиться критично относиться к своему мнению.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Коммуникативные УУД Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Познавательные УУД Общеучебные Формулировка познавательной цели, поиск и переработка информации, создание алгоритмов деятельности Логические Анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез Действия постановки и решения проблем  формулирование учебной проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем (задач) творческого и поискового характера.

Познавательные УУД

Общеучебные

Формулировка познавательной цели, поиск и переработка информации, создание алгоритмов деятельности

Логические

Анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез

Действия постановки и решения проблем

формулирование учебной проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем (задач) творческого и поискового характера.

Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символическое моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результата деятельности.

Общеучебные универсальные действия

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • знаково-символическое моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результата деятельности.
Общеучебные универсальные действия смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели: извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стиля; постановка и формулирование учебной проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера.

Общеучебные универсальные действия

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели: извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стиля;
  • постановка и формулирование учебной проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Универсальные логические действия

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
Познавательные УУД Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития: - осознание роли веществ (1-я линия развития); - рассмотрение химических процессов (2-я линия развития); - использование химических знаний в быту (3-я линия развития); - объяснение мира с точки зрения химии (4-я линия развития); - овладение основами методов естествознания (6-я линия развития).

Познавательные УУД

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

- осознание роли веществ (1-я линия развития);

- рассмотрение химических процессов (2-я линия развития);

- использование химических знаний в быту (3-я линия развития);

- объяснение мира с точки зрения химии (4-я линия развития);

- овладение основами методов естествознания (6-я линия развития).

Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль  Коррекция  Оценка  Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)

Регулятивные УУД

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)

Планирование, контроль, оценка способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Планирование, контроль, оценка

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Уровни сформированности целеполагания Отсутствие цели (плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в контроле); Принятие практической задачи (осознает, что надо делать только в процессе решения практических задач); Переопределение познавательной задачи в практическую ( осознает, что сделал и что надо делать только в процессе решения практической задачи); Принятие познавательной задачи (осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее); Переопределение практической задачи в теоретическую (четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения); Самостоятельная постановка учебных целей ( выдвигает содержательные гипотезы, умеет исследовать способы действия).

Уровни сформированности целеполагания

  • Отсутствие цели (плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в контроле);
  • Принятие практической задачи (осознает, что надо делать только в процессе решения практических задач);
  • Переопределение познавательной задачи в практическую ( осознает, что сделал и что надо делать только в процессе решения практической задачи);
  • Принятие познавательной задачи (осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее);
  • Переопределение практической задачи в теоретическую (четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения);
  • Самостоятельная постановка учебных целей ( выдвигает содержательные гипотезы, умеет исследовать способы действия).

Уровни сформированности контроля (концепция П. Я. Гальперина: автоматизированный контроль – процесс внимания) Отсутствие контроля (не может обнаружить и исправить ошибку); Контроль на уровне непроизвольного внимания (неосознанно предугадывает правильное направление действия); Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания ( в процессе решения задачи контроль затруднен, после решения – может найти и исправить ошибки); Актуальный контроль на уровне произвольного внимания (ошибки исправляет самостоятельно, но не может скорректировать правило контроля с новыми условиями); Потенциальный рефлексивный контроль ( задачи соответствующие усвоенному способу выполняет безошибочно, но не новому); Актуальный рефлексивный контроль (контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы).

Уровни сформированности контроля (концепция П. Я. Гальперина: автоматизированный контроль – процесс внимания)

  • Отсутствие контроля (не может обнаружить и исправить ошибку);
  • Контроль на уровне непроизвольного внимания (неосознанно предугадывает правильное направление действия);
  • Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания ( в процессе решения задачи контроль затруднен, после решения – может найти и исправить ошибки);
  • Актуальный контроль на уровне произвольного внимания (ошибки исправляет самостоятельно, но не может скорректировать правило контроля с новыми условиями);
  • Потенциальный рефлексивный контроль ( задачи соответствующие усвоенному способу выполняет безошибочно, но не новому);
  • Актуальный рефлексивный контроль (контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы).
Уровни развития оценки Отсутствие оценки (полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически, не воспринимает аргументацию оценки); Адекватная ретроспективная оценка (критически относится к отметкам учителя, не может и не пытается оценить свои возможности, может оценить действия других); Неадекватная прогностическая оценка ( пытается оценить свои возможности, часто допускает ошибки, учитывая внешние признаки задачи, а не ее структуру); Потенциально адекватная прогностическая оценка (может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, но делает это с трудом); Актуально адекватная прогностическая оценка (самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы).

Уровни развития оценки

  • Отсутствие оценки (полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически, не воспринимает аргументацию оценки);
  • Адекватная ретроспективная оценка (критически относится к отметкам учителя, не может и не пытается оценить свои возможности, может оценить действия других);
  • Неадекватная прогностическая оценка ( пытается оценить свои возможности, часто допускает ошибки, учитывая внешние признаки задачи, а не ее структуру);
  • Потенциально адекватная прогностическая оценка (может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, но делает это с трудом);
  • Актуально адекватная прогностическая оценка (самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы).
Регулятивные УУД Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему , определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять план решения проблемы . Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). . 9 класс 8 класс

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему , определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы .

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

.

9 класс

8 класс

Регулятивные УУД Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Регулятивные УУД

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

УУД в системе общего образования Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты

УУД в системе общего образования

  • Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию
  • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов
  • Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты

Литература Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М. : Издательский дом РАО, Баласс, 2003. Пути решения современных проблем естественнонаучного образования (на примере биологии, географии и химии). Опыт Образовательной системы «Школа 2100». Презентация. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ХИМИЯ» 8–9-й КЛАССЫ.

Литература

  • Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М. : Издательский дом РАО, Баласс, 2003.
  • Пути решения современных проблем естественнонаучного образования (на примере биологии, географии и химии). Опыт Образовательной системы «Школа 2100». Презентация.
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ХИМИЯ» 8–9-й КЛАССЫ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!