Формирование семейных ценностей, как средства нравственного воспитания
«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»
А.С. Макаренко
« Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
В.А. Сухомлинский
Воспитание духовной личности
- это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
Воспитание нравственной личности
- это формирование долга, ответственности, гуманности, патриотизма, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине,окружающим людям и самому себе.
Цель духовно- нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание , социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания
Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Базовые национальные ценности:
- Патриотизм;
- Социальная солидарность;
- Гражданственность;
- Семья;
- Труд и творчество;
- Наука;
- Религия;
- Искусство и литература;
- Природа;
- Человечество.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе?
Нарушены устои семьи:
- иерархия семейных взаимоотношений;
- традиционный уклад семейной жизни;
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей;
- родовые и семейные связи между поколениями.
Данные независимого исследования «Семья и общество» ( НИИ Семьи и воспитания 2010г)
Проблемы, типичные для семьи в воспитании детей
%
Ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей
80,2%
Значительные различия во взглядах на жизнь членов семьи
55,4%
Недостаточное знание членами семьи друг друга
53%
Отсутствие возможностей контролировать поведение детей
53,3%
Отсутствие взаимопонимания с детьми
45,7%
Современный уклад жизни (работа, успехи в профессиональной области, стремление к материальному благополучию) приводит к недостатку физических и душевных сил у родителей в процессе воспитания ребенка, что провоцирует разрушение традиционных семейных связей.
Результаты анкетирования учащихся 5 класс (9 чел.)
№
вопросы
1
Интересуются ли родители твоими школьными делами?
Да
2
нет
9
Помогают ли родители тебе в учёбе?
3
Проводите ли вы выходные вместе с семьёй?
0
8
4
5
Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы?
1
6
3
Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту?
6
3
8
1
Результаты анкетирования учащихся 6 класса ( 10 чел. )
№
вопросы
1
Интересуются ли родители твоими школьными делами?
Да
2
нет
8
Помогают ли родители тебе в учёбе?
3
Проводите ли вы выходные вместе с семьёй?
2
10
4
5
Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы?
0
8
2
Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту?
5
5
10
0
Результаты анкетирования учащихся 7 класс а ( 9 чел. )
№
вопросы
1
Да
Интересуются ли родители твоими школьными делами?
2
нет
9
Помогают ли родители тебе в учёбе?
3
Проводите ли вы выходные вместе с семьёй?
0
9
4
5
Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы?
0
9
0
8
Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту?
1
9
0
Анкета «Я люблю своих родителей»:
- Они всегда помогут, всегда рядом;
- За всё хорошее;
- За всё, что они делают для меня;
- Они всегда поддерживают меня, на бросят в трудную минуту;
- За то, что они лучшие;
- За заботу и понимание, за любовь которую они дают;
- Потому, что они подарили мне жизнь;
- Они меня понимают;
- Не знаю;
- Странный вопрос! Все их любят!
Социальные институты, формирующие духовно-нравственную личность
ОБРАЗОВАНИЕ
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
СЕМЬЯ
РЕЛИГИЯ
КУЛЬТУРА
Факторы, влияющие на развитие и воспитание ребёнка
Главные институты воспитания:
взаимодействие
Школа
Семья
Духовно-нравственное развитие ребенка
Для достижения общей цели эффект дает только
совместное воздействие педагогов школы и родителей на ребенка.
В условиях семейного и школьного воспитания на становление духовно-нравственной личности влияют:
1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
2. традиции (переходящие из поколения в поколение способы передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и школы);
3. отношения (сердечные, душевные чувствования и настроения);
4. правила (образ мыслей, нормы поведения, привычки) доброй и благочестивой жизни;
5. распорядок (установленный порядок течения дел) дня, недели, года.
Взаимодействие предполагает создание условий:
- для духовно-нравственного становления личности и саморазвития;
- для формирования ценностных ориентаций на основе единых требований к ребенку;
- для подготовки к жизненному самоопределению;
- для позитивной социальной адаптации.
Пути решения
- Возрождение ценностной ориентации в семье, обществе.
- Создание практико- и семейно-ориентированных моделей, технологий, программ по нравственно-этическому воспитанию в семье и обществе.
- Повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений, детских организаций и социума в целом – от семьи до средств массовой информации.
Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит, решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей семейной жизни.