СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культурно-языковых компетенций в условиях билингвизма, полилингвизма и поликультурности в образовании и воспитании школьников

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человечество расцвечено нациями, чтобы учиться друг у друга, любоваться друг другом, друг к другу тянуться с жаждой красоты и познания.

Валентин Распутин

Просмотр содержимого документа
«Формирование культурно-языковых компетенций в условиях билингвизма, полилингвизма и поликультурности в образовании и воспитании школьников»

Формирование культурно-языковых компетенций в условиях билингвизма, полилингвизма и поликультурности в образовании и воспитании школьников   Секция: Русская филология ученик 10 класса, МБОУ СОШ №127 ГО город Уфа  Республики Башкортостан. Учитель Селюкова Е.И.

Формирование культурно-языковых компетенций в условиях билингвизма, полилингвизма и поликультурности в образовании и воспитании школьников

Секция: Русская филология

ученик 10 класса,

МБОУ СОШ №127 ГО город Уфа

Республики Башкортостан.

Учитель Селюкова Е.И.

Человечество расцвечено нациями, чтобы учиться друг у друга, любоваться друг другом, друг к другу тянуться с жаждой красоты и познания. Валентин Распутин

Человечество расцвечено нациями, чтобы учиться друг у друга, любоваться друг другом, друг к другу тянуться с жаждой красоты и познания.

Валентин Распутин

Актуальность определяется решением национального самоопределения, взаимоотношением нескольких языков, культур и религий, формированием культурно-языковой компетенции; увеличением количества беженцев и переселенцев в Республике Башкортостан.
  • Актуальность определяется решением национального самоопределения, взаимоотношением нескольких языков, культур и религий, формированием культурно-языковой компетенции; увеличением количества беженцев и переселенцев в Республике Башкортостан.
 Цель: рассмотреть и проанализировать новые факторы развития двуязычия (билингвизма), многоязычия (полилингвизма), поликультурности в современной школе.  Цель предопределила задачи: выделить и проанализировать понятия «культурно-языковая компетенция», «билингвизм», «полилингвизм», «поликультура»; изучить состояние билингвизма, полилингвизма и поликультуры в школе, выявить перспективы их совершенствования; охарактеризовать основные тенденции развития двуязычия и многоязычия в школе и обществе; определить роль поликультуры в воспитании обучающихся.

Цель: рассмотреть и проанализировать новые факторы развития двуязычия (билингвизма), многоязычия (полилингвизма), поликультурности в современной школе.

Цель предопределила задачи:

  • выделить и проанализировать понятия «культурно-языковая компетенция», «билингвизм», «полилингвизм», «поликультура»;
  • изучить состояние билингвизма, полилингвизма и поликультуры в школе, выявить перспективы их совершенствования;
  • охарактеризовать основные тенденции развития двуязычия и многоязычия в школе и обществе;
  • определить роль поликультуры в воспитании обучающихся.
Объект исследования:  обучающиеся выпускных классов МБОУ СОШ №127 Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан. Предмет исследования:  двуязычие, многоязычие и поликультурность как фактор образования и воспитания.
  • Объект исследования: обучающиеся выпускных классов МБОУ СОШ №127 Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан.
  • Предмет исследования: двуязычие, многоязычие и поликультурность как фактор образования и воспитания.
Методы исследования:  теоретический метод: анализ литературных источников, Интернет-источников по исследуемой проблеме, сбор и изучение соответствующего материала и работы в школе ; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, опросы; количественный и качественный анализ результатов исследования; участие во внеурочных и внеклассных мероприятиях.

Методы исследования:

  • теоретический метод: анализ литературных источников, Интернет-источников по исследуемой проблеме, сбор и изучение соответствующего материала и работы в школе ;
  • эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, опросы;
  • количественный и качественный анализ результатов исследования;
  • участие во внеурочных и внеклассных мероприятиях.
Респулика Башкиртостан — республика многонациональная

Респулика Башкиртостан — республика многонациональная

Компетенция – это способность и готовность действовать на основе полученных знаний, а компетентность – это обладание данной способностью.   познавать создавать Компетенции жить жить вместе

Компетенция – это способность и готовность действовать на основе полученных знаний, а компетентность – это обладание данной способностью.

познавать

создавать

Компетенции

жить

жить вместе

Обучающиеся МБОУ СОШ №127 ГО город Уфа Республики Башкортостан № п/п Национальность 1 Русский Количество 2 3 % 376 Татары Башкиры 4 204 56,62 30,72 5 43 Узбеки Марийцы 10 6,47 6 1,50 5 Армяне 7 0,75 8 5 Таджики 9 Грузины 4 0,75 0,60 3 Азербайджанцы 10 0,45 3 Чуваши 11 12 0,45 3 Удмурты 13 Украинцы 2 0,45 0,30 14 2 Лезгин 15 Дагестан 2 0,30 0,30 1 Калмык 0,15 1 Всего: 0.15 664 100%

Обучающиеся МБОУ СОШ №127 ГО город Уфа Республики Башкортостан

п/п

Национальность

1

Русский

Количество

2

3

%

376

Татары

Башкиры

4

204

56,62

30,72

5

43

Узбеки

Марийцы

10

6,47

6

1,50

5

Армяне

7

0,75

8

5

Таджики

9

Грузины

4

0,75

0,60

3

Азербайджанцы

10

0,45

3

Чуваши

11

12

0,45

3

Удмурты

13

Украинцы

2

0,45

0,30

14

2

Лезгин

15

Дагестан

2

0,30

0,30

1

Калмык

0,15

1

Всего:

0.15

664

100%

Билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одновременно. Полилингвизм  - это многоязычие. Поликультурность способствует формированию у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам.
  • Билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одновременно.
  • Полилингвизм  - это многоязычие.
  • Поликультурность способствует формированию у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам.
Первая ступень исследования - анкетирование в МБОУ СОШ №127 г. Уфы в выпускных классах Анкета «Качества хорошего выпускника школы». № п/п Качества выпускника Оценка 1 Интеллектуальная развитость 5 2 3 4 Общительность Активность 4 3 Независимость 2 5 Трудоспособность 1 6 Предприимчивость 7. Отсутствие языковых барьеров 8. Материальное благополучие 9. Духовное развитие 10. Воспитанность Другие качества (указать самостоятельно)

Первая ступень исследования - анкетирование в МБОУ СОШ №127 г. Уфы в выпускных классах

Анкета «Качества хорошего выпускника школы».

№ п/п

Качества выпускника

Оценка

1

Интеллектуальная развитость

5

2

3

4

Общительность

Активность

4

3

Независимость

2

5

Трудоспособность

1

6

Предприимчивость

7.

Отсутствие языковых барьеров

8.

Материальное благополучие

9.

Духовное развитие

10.

Воспитанность

Другие качества (указать самостоятельно)

Поликультурное образование

Поликультурное образование

Таблица «Эквивалентные пословицы на башкирском и русском языках»   Пословицы на башкирском языке Пословицы на русском языке Плач денег не просит Слезами горю не поможешь Одной голове две руки помогают Глаза боятся, а руки делают Когда угощают, пей и воду Дареному коню в зубы не смотрят Испугавшаяся собака три дня лает После драки, кулаками не машут

Таблица «Эквивалентные пословицы на башкирском и русском языках»

Пословицы на башкирском языке

Пословицы на русском языке

Плач денег не просит

Слезами горю не поможешь

Одной голове две руки помогают

Глаза боятся, а руки делают

Когда угощают, пей и воду

Дареному коню в зубы не смотрят

Испугавшаяся собака три дня лает

После драки, кулаками не машут

Таблица «Башкирские и русские сказки, похожие по смыслу»   Сказки на башкирском языке Сказки на русском языке Отчего вода в озере Атауды соленая? Семь Симеонов – семь работников Алдар и сыновья купца Сивка – бурка Лиса и медведь Рак и лиса Лиса и сорока Лисичка – сестричка и серый волк

Таблица «Башкирские и русские сказки, похожие по смыслу»

Сказки на башкирском языке

Сказки на русском языке

Отчего вода в озере Атауды соленая?

Семь Симеонов – семь работников

Алдар и сыновья купца

Сивка – бурка

Лиса и медведь

Рак и лиса

Лиса и сорока

Лисичка – сестричка и серый волк

Таблица «Башкирские и русские игры, похожие по смыслу» Башкирские игры Русские игры «Убырлы ҡарсыҡ» «Ведьма» «Айыу менән куяндар» «Медведь и зайцы» «Йәшерәм яулыҡ» «Прячу платочек» «Бег с яйцом» «Жмурки»

Таблица «Башкирские и русские игры, похожие по смыслу»

Башкирские игры

Русские игры

«Убырлы ҡарсыҡ»

«Ведьма»

«Айыу менән куяндар»

«Медведь и зайцы»

«Йәшерәм яулыҡ»

«Прячу платочек»

«Бег с яйцом»

«Жмурки»

Региональные образовательные конкурсы «Шэжэрэ»

Региональные образовательные конкурсы

«Шэжэрэ»

Конкурс чтецов эпоса «Урал-Батыр»

Конкурс чтецов эпоса «Урал-Батыр»

«Илhам»  (Вдохновение)

«Илhам» (Вдохновение)

Опрос «Способность обучающихся использовать два и более языков в качестве средства общения» Количество обучающихся 1 язык (русский) 31 2 языка (русский и башкирский или татарский) 32 3 языка(русский, башкирский, татарский, другой родной язык) 9

Опрос «Способность обучающихся использовать два и более языков в качестве средства общения»

Количество обучающихся

1 язык (русский)

31

2 языка (русский и башкирский или татарский)

32

3 языка(русский, башкирский, татарский, другой родной язык)

9

Участие во Всероссийских, Республиканских, городских олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе

Участие во Всероссийских, Республиканских, городских олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе

Религиозное воспитание

Религиозное воспитание

Анкетирование  «Насколько ты толерантен» Вопрос Ответ «Да» 1.Как вы думаете, нужно ли изучать помимо своего родного языка, язык другой национальности? 61 2.Нравится ли вам изучать язык другой национальности, проживающей в регионе, где вы живете? 56 3. Мог бы ты жить в браке с человеком другой национальности, другой религии? 46 4.Придерживаешься ли ты традиций своего народа? 72 5. Смог бы ты поменять свою религию, на религию мужа(жены)? 4 6.Знаком ли ты с традициями других народов? 72

Анкетирование «Насколько ты толерантен»

Вопрос

Ответ «Да»

1.Как вы думаете, нужно ли изучать помимо своего родного языка, язык другой национальности?

61

2.Нравится ли вам изучать язык другой национальности, проживающей в регионе, где вы живете?

56

3. Мог бы ты жить в браке с человеком другой национальности, другой религии?

46

4.Придерживаешься ли ты традиций своего народа?

72

5. Смог бы ты поменять свою религию, на религию мужа(жены)?

4

6.Знаком ли ты с традициями других народов?

72

Заключение  Таким образом, наше исследование показало, что образование и воспитание в школе осуществляется под влиянием полилингвистических и поликультурных тенденций и становится важным фактором в обучении и воспитании школьников. Такое содержание образовательного и воспитательного процессов способствует формированию не только поликультурной и компетентной личности, но и позволяет благоприятно влиять на общение учеников, учителей и родителей. Данные исследования, анкеты могут применяться учителями, классными руководителями на уроках, классных часах, для проведения внеклассных мероприятий и родительских собраний.

Заключение

Таким образом, наше исследование показало, что образование и воспитание в школе осуществляется под влиянием полилингвистических и поликультурных тенденций и становится важным фактором в обучении и воспитании школьников. Такое содержание образовательного и воспитательного процессов способствует формированию не только поликультурной и компетентной личности, но и позволяет благоприятно влиять на общение учеников, учителей и родителей. Данные исследования, анкеты могут применяться учителями, классными руководителями на уроках, классных часах, для проведения внеклассных мероприятий и родительских собраний.

Благодарю за внимание

Благодарю за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!