СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.

 ТЕСТ

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?   

Просмотр содержимого документа
«Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей»

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.

ТЕСТ

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми? 
2. Нравится ли вам заниматься общественной работой? 
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей? 
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 
5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 
6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения? 
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми? 
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений? 
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту? 
10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)? 
12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня? 
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми? 
14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? 
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? 
18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя? 
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? 
20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке? 
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? 
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело? 
23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей? 
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей? 
28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту? 
29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу? 
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве) ? 
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых? 
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами? 
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив? 
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? 
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 
37. Верно ли, что у вас много друзей? 
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? 
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми? 
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

                                                                            Ответы
 Коммуникативные склонности    (+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
                                                   (-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
 Организаторские склонности      (+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
                                                   (-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Обработка результатов теста 

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2».

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже. 

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей 

Сумма баллов    1-4                5-8          9-12         13-16        17-20
Уровень    Очень низкий    Низкий    Средний    Высокий    Высший

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. 

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений. 

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое , однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности. 

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях. 

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности. 



Просмотр содержимого документа
«Методика «Q-сортировка» В. Стефансона»

Методика «Q-сортировка» В. Стефансона.
Методика «Q-сортировка» имеет целью диагностику основных тенденций поведения личности в реальной группе и ее представлений о себе как о социальном субъекте. Предполагается возможным вариант выполнения задания с установкой в инструкции: по отношению к себе; по отношению к другим людям; 

с дифференциацией различных социальных ситуаций (дома, на работе и т.д.). Можно получить сведения относительно представления о себе в аспекте «идеального Я» и «реального Я». 

Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях: «социальное "Я"» (Каким меня видят другие?);

«идеальное "Я"» (Каким бы я хотел быть?);

«актуальное "Я"» (Какой я в разных ситуациях?);

«значимые другие» (Каким я вижу своего партнера?);

«идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т. е. разложить на три группы ответов.

^ ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Критичен к окружающим товарищам.

2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт*

3. Склонен следовать советам лидера.

4. Не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.

5. Нравится дружественность в группе.

6. Склонен противоречить лидеру.

7. Испытывает симпатии к одному — двум членам группы».

8. Избегает встреч и собраний в группе.

9. Нравится похвала лидера.

10. Независим в суждениях и манере поведения.

11. Готов встать на чью-либо сторону в споре.

12. Склонен руководить товарищами.

13. Радуется общению с одним — двумя друзьями.

14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.

15 Склонен поддерживать настроение своей группы.

16. Не придает значения личным качествам членов группы.

17 Склонен отвлекать группу от ее целей.

18. Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.

19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре.

21. Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.

22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.

23. Недостаточно сдержан в выражении чувств.

24. Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.

25. Недоволен слишком формальными отношениями.

26. Когда обвиняют — теряется и молчит.

27. Предпочитает соглашаться с основными направлениями в группе.

28. Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.

29. Склонен затягивать и обострять спор.

30. Стремится быть в центре внимания.

31. Хотел бы быть членом более узкой группировки.

32. Склонен к компромиссам.

33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.

34. Болезненно относится к замечаниям товарищей.

35. Может быть коварным и вкрадчивым.

36. Склонен принять на себя руководство в группе.

37. Откровенен в группе.

38. Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.

39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.

40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.

41. Склонен сердиться на товарищей.

42. Пытается вести других против лидера.

43. Легко находит знакомства за пределами группы*

44. Старается избегать быть втянутым в спор.

45. Легко соглашается с предложениями других членов группы.

46. Оказывает сопротивление образованию группировок в группе.

47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49. Предпочитает меньшую, но более интимную группу.

50. Пытается не показывать свои истинные чувства.

51. Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.

52. Инициативен в установлении контактов в общении.

53. Избегает критиковать товарищей.

54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

55. Не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.

56. Любит затевать споры.

57. Стремится удерживать свое высокое положение в группе.

58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их.

59. Склонен к «перепалкам», «задиристый».

60. Склонен выражать недовольство лидером.

 

КЛЮЧ


I. Зависимость - 3, 9, 15, 21. 27, 33, 39, 45, 51, 54 

П. Независимость - 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60

Ш. Общительность - 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52

IV. Необщительность - 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 40, 55, 58

V. Принятие «борьбы» -1, II, 17, 23, 29, 35, 41, 47. 56. 59

V1 ^ Избегание «борьбы» - 2, 8,14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53


 

Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций. Выраженность личностных свойсв измеряется не в абсолютных показателях (напр., отношения к результату нормативной выборки, статистической нормы), а относительно выраженности других свойств самого испытуемого. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и «избегание борьбы».

В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из

V1 перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число каждой пары (принятие борьбы и избегание борьбы и др.)мы делим на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» — отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Тенденция зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так ее пределами. Тенденция к «борьбе» — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться, более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристику, т. е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне сущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность – необщительность, принятие «борьбы» — избегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Возможна и нулевая оценка, по диагностируемым шкалам, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций. Постановка основного психологического диагноза предполагает определение ведущей тенденции межлисностного поведения индивида, исходя из максимально выраженного показателя.

Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы. 

Просмотр содержимого документа
«диагностика отношение подростка с классом»

Начало формы

Конец формы

Диагностика отношения подростка с классом

(Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001).

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.
Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».
Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».
Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для него выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».
На основании трех описанных гипотетических типов восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.
В качестве исходного банка суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный тип восприятия индивидом группы (а именно — учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.

Проведение исследования
Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих 3 альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах.
По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.
Инструкция. Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами а, б или в. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.
Анкета
1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
а — знает больше, чем я:
б — все вопросы стремится решать сообща;
в — не отвлекает внимание преподавателя.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а — используют индивидуальный подход;
б — создают условия для помощи со стороны других;
в — создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.
3. Я рад, когда мои друзья:
а — знают больше, чем я, и могут мне помочь;
б — умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
в — помогают другим, когда представится случай.
4. Больше всего мне нравится, когда в группе:
а — некому помогать;
б — не мешают при выполнении задачи;
в — остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
а — я могу получить помощь и поддержку со стороны других;
б — мои усилия достаточно вознаграждены;
в — есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
6. Мне нравятся коллективы, в которых:
а — каждый  заинтересован в улучшении результатов всех;
б — каждый занят своим делом и не мешает другим;
в — каждый человек может использовать других для решения своих задач.
7. Учащиеся  оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
а — создают дух соперничества между учениками;
б — не уделяют им достаточного внимания;
в — не создают условия для того, чтобы группа помогала им.
8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
а — возможность работы, когда тебе никто не мешает;
б — возможность получения новой информации от других людей;
в — возможность сделать полезное другим людям.
9. Основная роль преподавателя должна заключаться:
а — в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;
б — в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;
в — в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.
10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
а — предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
б — предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
в — стремлюсь внести свой  вклад  в общее решение проблемы.
11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
а — имел ко мне индивидуальный подход;
б — создавал условия для получения мной помощи со стороны других;
в — поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.
12. Нет ничего хуже того случая, когда:
а — ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;
б — чувствуешь себя ненужным в  группе;
в — тебе не помогают окружающие.
13. Больше всего я ценю:
а — личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;
б — общий успех, в котором есть и моя заслуга;
в — успех, достигнутый ценой собственных усилий.
14. Я хотел бы;
а — работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;
б — работать индивидуально с преподавателем;
в — работать со сведущими в данной области людьми.

Обработка и интерпретация результатов
На основании ответов испытуемых с помощью ключа (табл. 37) производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» — «77», «коллективистический» — «7?». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:
lИ+mП+nK
где I — количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия; т — «прагматическому»; п — «коллективистическому», например:

4И+6П + 4К.

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистический

коллективистический

прагматический

1 В   8 А
2 А   9 Б
3 Б   10 Б
4 Б   11 А
5 Б   12 А
6 Б   13 В
7 Б   14 В

1 Б   8 В
2 В   9 А
3 В   10 В
4 А   11 В
5 В   12 Б
6 А   13 Б
7 А   14 А

1 А   8 Б
2 Б   9 В
3 А   10 А
4 В   11 Б
5 А   12 В
6 В   13 А
7 В   14 В


 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!