Министерство образования и науки Российской Федерации
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра педагогики и психологии
Зачетная работа по итогам курсов повышения квалификации по теме:
«Формирование гражданско-патриотических ценностей у современного школьника»
Выполнила педагог
МОАУ «СОШ»№ 10»
Кувшинова Е.А
Бузулук
Оглавление
Введение………………………………………..………………………………….3
Актуальность работы …………………………………………………………….5
Цель и задачи работы …………………………………………………………….8
Сбор и анализ информации по проблеме ……………………………………….9
Анализ материалов СМИ ……………………………………………………….12
Ожидаемые результаты работы ………………………………………………..14
Введение
В правительственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»
Патриотическое воспитание – непрерывный процесс воздействия на сознание и чувства ребёнка, поэтому важно объединить усилия различных воспитательных институтов в патриотическом воспитании подрастающего поколения, что будет способствовать формированию у воспитанников активной любви к Родине, необходимых гражданских качеств.
Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закреплённых веками, тысячелетиями. Оно присуще всем народам. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.
Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под действием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.
В.И.Даль в своём словаре даёт следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».
В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Проблема патриотического воспитания школьников находилась в поле зрения и советских педагогов (Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.)
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе классного руководителя.
Многие психологи считают, что именно в младшем и среднем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова являются:
потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались её славной историей, мужеством и храбростью патриотов.
когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углублённое осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей: в беседах, сообщениях на патриотическую тему.
эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно чтобы полученные знания учащегося о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.
Поведенческий и волевой компоненты – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма. Сюда относятся различные виды трудовой, спортивной работы и др.
Актуальность работы
Целями и задачами школы, как социального института, в современных условиях являются формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационное пространство; разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, обще учебных умений, самообразования, созданий условий для самореализации личности - так сказано в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г.
Социальное проектирование в современных условиях - важнейшая для формирования гражданского общества деятельность учащихся, самостоятельная и направленная на практическое решение общественно-значимых проблем, обеспечивающих непосредственное включение школьников в решение актуальных задач социума.
Тема программы была определена нами по нескольким причинам:
• во-первых, актуальностью и насущностью этой проблемы, ее огромным значением для нашего общества и государства;
• во-вторых, отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу нашего времени;
• в-третьих, ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, развития у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.
Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Программа ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России.
Гражданско-патриотческое воспитание в школе и в классе ведется по 4 направлениям.
По всем направлениям апробированы отдельные акции, системы мероприятий классного, общешкольного и городского уровня.
В направлении «Связь поколений» сохранена традиция проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операции «Рассвет» и «Не забудь поздравить!», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.
Ученики школы любят выходить на экскурсии к памятным местам города, активно участвуют в написании сочинений, посвященных героическому прошлому нашего города.
«Растим патриота и гражданин России».
Цель направления заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.
Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции.
В рамках работы «Мой край родной» в школе ежегодно проходит неделя города. Все мероприятия проходят при активном участии ребят и несут большой эмоциональный и воспитательный заряд. Активно реализуется экологическое движение: выпускаются листовки, газеты, озеленяется и приводится в порядок территория школьного двора.
«Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.
Таким образом, реализация основных направлений программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
Выбор данной темы объясняется существованием противоречий:
между социальным заказом общества на формирование патриотических чувств и гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся;
между знаниями учащихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни;
между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.
Выявление противоречий – исходная предпосылка для проектирования процесса патриотического воспитания школьников.
Цель работы:
Воспитание активной гражданской позиции, исследовательских и творческих компетентностей учащихся, создание условий для успешной социализации школьников на основе воспитания активной гражданской позиции и формирование исследовательских и творческих компетентностей.
Задачи:
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой родине.
2. Формирование элементарных представлений об историческом прошлом г. Бузулука.
Воспитательные:
1. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края.
2. Самоопределение и самореализация учащихся в актуальных для младшего возраста социальных ролях.
Развивающие:
формирование элементарных умений работать с разнообразными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры.
Сбор и анализ информации по проблеме
Нами изучены материалы:
печатных СМИ
Быков А. К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны / А. К. Быков // Воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 3 – 9.
Вороненко И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи / И. Вороненко // Воспитание школьников. – 2008. – № 1. – С. 15 – 17.
Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г. Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2010. – № 4. – С. 3 – 7.
Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2010. – № 3. – С. 3 – 9.
Гафаров Р. М. Современные проблемы нравственного воспитания / Р. М. Гафаров // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 3 – 7.
Гаямова Л. От милосердия к гражданственности / Л. Гаямова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 10 – 11.
Горбунов В. С. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – 2010. – № 1. – С. 10 – 20.
Дни воинской славы и памятные даты России // Воспитание школьников. – 2006. – № 3. – С. 13 – 14.
Конюшева З. Р. Эколого-патриотическое образование как фактор становления личности и сохранения природного наследия России / З. Р. Конюшева // Воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 20 – 23.
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании Россиян: по данным социологических опросов / В. Пантин // Воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 9 – 14.
Прутченков А. Парадоксы гражданского образования в современной России / А. Прутченков, Т. Новикова // Воспитание школьников. – 2006. – № 10. – С. 2 – 5.
Райхлина Е. П. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи / Е. П. Райхлина // Воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 9 – 13.
Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.
Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся / О. Селиванова // Воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 21 – 23.
Семенов Г. С. О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции / Г. С. Семенов // Воспитание школьников. – № 2. – 2010. – С. 11 – 19.
Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
Для бесед со школьниками
Башманова Е. Л. Сквернословие как социально-педагогическая катастрофа / Е. Л. Башманова // Воспитание школьников. – 2010. – № 6. – С. 45 – 52.
Будникова В. «Добрым быть совсем не просто»: классный час / В. Будникова // Воспитание школьников. – 2006. – № 8. – С. 20 – 25.
Васильева О. Классный час «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» в 5 классе / О. Васильева // Воспитание школьников. – 2006. – № 4. – С. 21 – 23.
Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
Кеверик Е. Государственные символы России: классный час / Е. Кеверик // Воспитание школьников. – 2003. – № 9. – С. 27 – 31.
Львова Д. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны / Д. Львова // Воспитание школьников. – 2006. – № 2. – С. 28 – 30.
Мичеева Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона / Н. Мичеева // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 28 – 30.
Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).
Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
Тихонова Н. Государственный флаг России / Н. Тихонова // Воспитание школьников. – 2003. – № 7. – С. 21 – 23.
Федоровская Г. Развитие интереса школьников к истории Великой Победы / Г. Федоровская // Воспитание школьников. – 2004. – № 1. – С. 35 – 36.
Щербакова А. А. Уроки человечности / А. А. Щербакова // Воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 18 – 21.
Яковлева В. Классный час-размышление: «Поговорим об ответственности» в 5 – 6 классах / В. Яковлева // Воспитание школьников. – 2003. – № 4. – С. 24 – 25.
Ресурсы сети Интернет
http://www.voenpatriot.ru/ - посвящен патриотическому воспитанию, а также работе Центра патриотического воспитания г. Москвы
http://poipkro.pskovedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=276&Itemid=29 - Программа повышения квалификации "Гражданское образование в современной школе" (составитель М.Е. Жихаревич, канд. философских наук)
http://patriotcenter.spb.ru/ - работа Центра патриотического воспитания в Санкт Петербурге
http://www.km.mosreg.ru/list_center/ - центры и клубы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Московской области
http://www.mnso.ru/mnso.php?item=6 - о воспитательной работе с детьми и молодежью в Новосибирской области
http://www.patriot-rf.ru/index.html - сайт создан в рамках Государственной Программы "Патриотическое Воспитание Граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы": нормативные документы, методические материалы, мероприятия и др.
http://www.mosportal.ru/gf/3/i8_970.htm - реализация историко-патриотического и гражданского воспитания в г.Москва: организации и их деятельность
http://www.srcce.ru/ - Самарский Региональный Центр гражданского образования
http://www.ug.ru/old/civicnet/civic.htm?civic - материалы проекта "Я - Гражданин" описывают социальное проектирование школьников как интересный и эффективный метод гражданского воспитания учащихся
http://www.tak-prosto.org/ - сайт добрых дел
http://www.ethos.narod.ru - сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО
Анализ материалов СМИ
Проанализировав изученные материалы, можно сделать вывод, что за ослабленный за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры в настоящее время становится все боле актуальным.
Однако для полноценного и эффективного процесса гражданско – патриотического воспитания необходимо создать условия для формирования гражданско – патриотической культуры личности. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали уже на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». И.Ф. Харламов в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Наметив схему взаимодействия, мы обратились за помощью к директору нашей школы Белоногиной Т.В. и заместителю директора по воспитательной работе Дмитриевой Л.Ю. Внимательно выслушав наши планы, они с интересом отнеслись к нашим задумкам и обещали помочь, тем более что проблема низкого уровня гражданской позиции в школе их очень волнует. Вскоре мы совместно с администрацией школы составили общий план взаимодействия. Вот как он выглядит вкратце:
№п/п | Название | Форма проведения | Ответственные |
1 | 220 лет со дня рождения С.Т. Аксакова | Беседа | Кл. руководитель |
2 | Акция «Чужих детей не бывает» | Круглый стол | Кл. руководитель, учащиеся класса |
3 | Правовой час «Устав школы – что это?», правила поведения учащихся МОУ «СОШ №10» | Беседа, инструктаж | Кл. руководитель |
4 | Неделя Бузулука | Выставка поделок, конкурс рисунков | Администрация школы, кл. руководитель, учащиеся класса |
5 | День пожилого человека | Операция «Не забудь поздравить!» | Кл. руководитель, служба«Долг и забота» |
6 | День учителя | Конкурс поздравительных открыток | Кл. руководитель, службы «Интересных дел», «Пресс-центр» |
7 | Правовой час «Обращение к родителям» | Анкета, беседа | Кл. руководитель, координатор детского движения |
8 | Общение – это искусство | Организационно-деятельностная игра | Кл. руководитель, |
9 | Литературная гостиная «Писатели - юбиляры» | беседа | Кл. руководитель, библиотекари библиотеки им. Крупской |
10 | Многонациональное Оренбуржье | Краеведческая игра | Кл. руководитель, библиотекарь школы |
11 | День государственных символов России | Презентация, выставка в школьной библиотеке | Кл. руководитель, библиотекарь школы |
12 | День матери | праздник | Кл. руководитель, учащиеся класса |
13 | Мы – граждане России | викторина | Кл. руководитель, ст. вожатая |
14 | Общешкольный референдум по правам детей | референдум | Кл. руководитель, администрация школы |
15 | Моя семья – мое богатство | Праздник для детей и родителей | Кл. руководитель, родители, служба «Интересных дел» |
16 | Час общения «О культуре взаимоотношений мальчиков и девочек» | Дискуссия, анкетирование | Кл. руководитель, служба «Интересных дел» |
17 | Все профессии важны, все профессии нужны | Организационно-деятельностная игра | Кл. руководитель, род. комитет |
18 | Наши мальчики | Игровая программа | кл. руководитель, девочки «Б» класса |
19 | Наши девочки | праздник | кл. руководитель, мальчики «Б» класса |
20 | Знаменитые земляки | экскурссия | Кл. руководитель, библиотекари (библиотека им. Гайдара) |
21 | Достояние нашего города | Экскурссия в музей | кл. руководитель, род. комитет |
22 | «История моей семьи» (ко Дню Победы) | Встреча с ветеранами | Кл. руководитель, служба «Долг и забота», служба «Интересных дел» |
23 | Выставка искусства «60-летию Победы» | выставка | Администрация школы, кл. руководитель, учителя ИЗО и технологии |
24 | День Победы | Операция «Рассвет» | Кл. руководитель, служба «Долг и забота» |
Ожидаемые результаты работы по формированию гражданско-патриотических ценностей у современных школьников
Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города и своей страны:
- оформление альбома «Город, в котором я живу»;
- участие в неделе города Бузулука.
2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению
- к членам семьи – участие в семейных конкурсах («Мама, папа, я – спортивная семья», «Мамы, дочки и сынки»),
- к окружающей природе:
участие в озеленении школьного двора;
участие в фотоконкурсах «Зверье мое», «Красота родной природы».
3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.
4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.