СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданско-патриотических ценностей у современного школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачетная работа по итогам курсов повышения квалификации классных руководителей.

Цель работы:

Воспитание активной гражданской позиции, исследовательских и творческих компетентностей учащихся, создание условий для успешной социализации школьников на основе воспитания  активной гражданской позиции и формирование исследовательских и творческих компетентностей.

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданско-патриотических ценностей у современного школьника»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»


Кафедра педагогики и психологии






Зачетная работа по итогам курсов повышения квалификации по теме:

«Формирование гражданско-патриотических ценностей у современного школьника»








Выполнила педагог

МОАУ «СОШ»№ 10»

Кувшинова Е.А









Бузулук

Оглавление

Введение………………………………………..………………………………….3

Актуальность работы …………………………………………………………….5

Цель и задачи работы …………………………………………………………….8

Сбор и анализ информации по проблеме ……………………………………….9

Анализ материалов СМИ ……………………………………………………….12

Ожидаемые результаты работы ………………………………………………..14





Введение

В правительственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»

Патриотическое воспитание – непрерывный процесс воздействия на сознание и чувства ребёнка, поэтому важно объединить усилия различных воспитательных институтов в патриотическом воспитании подрастающего поколения, что будет способствовать формированию у воспитанников активной любви к Родине, необходимых гражданских качеств.

Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закреплённых веками, тысячелетиями. Оно присуще всем народам. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под действием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.

В.И.Даль в своём словаре даёт следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».

В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Проблема патриотического воспитания школьников находилась в поле зрения и советских педагогов (Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.)

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе классного руководителя.

Многие психологи считают, что именно в младшем и среднем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова являются:

  1. потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались её славной историей, мужеством и храбростью патриотов.

  2. когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углублённое осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей: в беседах, сообщениях на патриотическую тему.

  3. эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно чтобы полученные знания учащегося о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.

  4. Поведенческий и волевой компоненты – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма. Сюда относятся различные виды трудовой, спортивной работы и др.






























Актуальность работы


Целями и задачами школы, как социального института, в современных условиях являются формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационное пространство; разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, обще учебных умений, самообразования, созданий условий для самореализации личности - так сказано в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г.

Социальное проектирование в современных условиях - важнейшая для формирования гражданского общества деятельность учащихся, самостоятельная и направленная на практическое решение общественно-значимых проблем, обеспечивающих непосредственное включение школьников в решение актуальных задач социума.

Тема программы была определена нами по нескольким причинам:

 • во-первых, актуальностью и насущностью этой проблемы, ее огромным значением для нашего общества и государства;

• во-вторых, отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу нашего времени;

• в-третьих, ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, развития у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.

  Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.

  Программа ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России.

 

    Гражданско-патриотческое воспитание в школе и в классе ведется по 4 направлениям.

  

  





















По всем направлениям апробированы отдельные акции, системы мероприятий классного, общешкольного и городского уровня.


   В направлении «Связь поколений» сохранена традиция проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операции «Рассвет» и «Не забудь поздравить!», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.

  Ученики школы любят выходить на экскурсии к памятным местам города, активно участвуют в написании сочинений, посвященных героическому прошлому нашего города.

 

  «Растим патриота и гражданин России».

   Цель направления заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

  Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.

  Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции.

 

  В рамках работы «Мой край родной» в школе ежегодно проходит неделя города. Все мероприятия проходят при активном участии ребят и несут большой эмоциональный и воспитательный заряд. Активно реализуется экологическое движение: выпускаются листовки, газеты, озеленяется и приводится в порядок территория школьного двора.

 

  «Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.

 

  Таким образом, реализация основных направлений программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.


Выбор данной темы объясняется существованием противоречий:

  • между социальным заказом общества на формирование патриотических чувств и гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся;

  • между знаниями учащихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни;

  • между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.

Выявление противоречий – исходная предпосылка для проектирования процесса патриотического воспитания школьников.




















Цель работы:


Воспитание активной гражданской позиции, исследовательских и творческих компетентностей учащихся, создание условий для успешной социализации школьников на основе воспитания активной гражданской позиции и формирование исследовательских и творческих компетентностей.



Задачи:

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой родине.

2. Формирование элементарных представлений об историческом прошлом г. Бузулука.

Воспитательные:

1. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края.

2. Самоопределение и самореализация учащихся в актуальных для младшего возраста социальных ролях.

Развивающие:

формирование элементарных умений работать с разнообразными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры.






















Сбор и анализ информации по проблеме


Нами изучены материалы:

печатных СМИ

  1. Быков А. К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны / А. К. Быков // Воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 3 – 9.

  2. Вороненко И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи / И. Вороненко // Воспитание школьников. – 2008. – № 1. – С. 15 – 17.

  3. Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г. Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2010. – № 4. – С. 3 – 7.

  4. Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2010. – № 3. – С. 3 – 9.

  5. Гафаров Р. М. Современные проблемы нравственного воспитания / Р. М. Гафаров // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 3 – 7.

  6. Гаямова Л. От милосердия к гражданственности / Л. Гаямова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 10 – 11.

  7. Горбунов В. С. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – 2010. – № 1. – С. 10 – 20.

  8. Дни воинской славы и памятные даты России // Воспитание школьников. – 2006. – № 3. – С. 13 – 14.

  9. Конюшева З. Р. Эколого-патриотическое образование как фактор становления личности и сохранения природного наследия России / З. Р. Конюшева // Воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 20 – 23.

  10. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.

  11. Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании Россиян: по данным социологических опросов / В. Пантин // Воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 9 – 14.

  12. Прутченков А. Парадоксы гражданского образования в современной России / А. Прутченков, Т. Новикова // Воспитание школьников. – 2006. – № 10. – С. 2 – 5.

  13. Райхлина Е. П. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи / Е. П. Райхлина // Воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 9 – 13.

  14. Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.

  15. Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся / О. Селиванова // Воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 21 – 23.

  16. Семенов Г. С. О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции / Г. С. Семенов // Воспитание школьников. – № 2. – 2010. – С. 11 – 19.

  17. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.

Для бесед со школьниками

  1. Башманова Е. Л. Сквернословие как социально-педагогическая катастрофа / Е. Л. Башманова // Воспитание школьников. – 2010. – № 6. – С. 45 – 52.

  2. Будникова В. «Добрым быть совсем не просто»: классный час / В. Будникова // Воспитание школьников. – 2006. – № 8. – С. 20 – 25.

  3. Васильева О. Классный час «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» в 5 классе / О. Васильева // Воспитание школьников. – 2006. – № 4. – С. 21 – 23.

  4. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

  5. Кеверик Е. Государственные символы России: классный час / Е. Кеверик // Воспитание школьников. – 2003. – № 9. – С. 27 – 31.

  6. Львова Д. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны / Д. Львова // Воспитание школьников. – 2006. – № 2. – С. 28 – 30.

  7. Мичеева Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона / Н. Мичеева // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 28 – 30.

  8. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).

  9. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

  10. Тихонова Н. Государственный флаг России / Н. Тихонова // Воспитание школьников. – 2003. – № 7. – С. 21 – 23.

  11. Федоровская Г. Развитие интереса школьников к истории Великой Победы / Г. Федоровская // Воспитание школьников. – 2004. – № 1. – С. 35 – 36.

  12. Щербакова А. А. Уроки человечности / А. А. Щербакова // Воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 18 – 21.

  13. Яковлева В. Классный час-размышление: «Поговорим об ответственности» в 5 – 6 классах / В. Яковлева // Воспитание школьников. – 2003. – № 4. – С. 24 – 25.


Ресурсы сети Интернет



http://www.voenpatriot.ru/ - посвящен патриотическому воспитанию, а также работе Центра патриотического воспитания г. Москвы


http://poipkro.pskovedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=276&Itemid=29 - Программа повышения квалификации "Гражданское образование в современной школе" (составитель М.Е. Жихаревич, канд. философских наук)


http://patriotcenter.spb.ru/ - работа Центра патриотического воспитания в Санкт Петербурге


http://www.km.mosreg.ru/list_center/ - центры и клубы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Московской области


http://www.mnso.ru/mnso.php?item=6 - о воспитательной работе с детьми и молодежью в Новосибирской области


http://www.patriot-rf.ru/index.html - сайт создан в рамках Государственной Программы "Патриотическое Воспитание Граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы": нормативные документы, методические материалы, мероприятия и др.


http://www.mosportal.ru/gf/3/i8_970.htm - реализация историко-патриотического и гражданского воспитания в г.Москва: организации и их деятельность


http://www.srcce.ru/ - Самарский Региональный Центр гражданского образования


http://www.ug.ru/old/civicnet/civic.htm?civic - материалы проекта "Я - Гражданин" описывают социальное проектирование школьников как интересный и эффективный метод гражданского воспитания учащихся


http://www.tak-prosto.org/ - сайт добрых дел


http://www.ethos.narod.ru - сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО






Анализ материалов СМИ

Проанализировав изученные материалы, можно сделать вывод, что за ослабленный за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры в настоящее время становится все боле актуальным.

Однако для полноценного и эффективного процесса гражданско – патриотического воспитания необходимо создать условия для формирования гражданско – патриотической культуры личности. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали уже на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». И.Ф. Харламов в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

Наметив схему взаимодействия, мы обратились за помощью к директору нашей школы Белоногиной Т.В. и заместителю директора по воспитательной работе Дмитриевой Л.Ю. Внимательно выслушав наши планы, они с интересом отнеслись к нашим задумкам и обещали помочь, тем более что проблема низкого уровня гражданской позиции в школе их очень волнует. Вскоре мы совместно с администрацией школы составили общий план взаимодействия. Вот как он выглядит вкратце:

№п/п

Название

Форма проведения

Ответственные

1

220 лет со дня рождения С.Т. Аксакова

Беседа

Кл. руководитель

2

Акция «Чужих детей не бывает»

Круглый стол

Кл. руководитель, учащиеся класса

3

Правовой час «Устав школы – что это?», правила поведения учащихся МОУ «СОШ №10»

Беседа, инструктаж

Кл. руководитель


4

Неделя Бузулука

Выставка поделок, конкурс рисунков

Администрация школы, кл. руководитель, учащиеся класса

5

День пожилого человека

Операция «Не забудь поздравить!»

Кл. руководитель, служба«Долг и забота»

6

День учителя

Конкурс поздравительных открыток

Кл. руководитель, службы «Интересных дел», «Пресс-центр»

7

Правовой час «Обращение к родителям»

Анкета, беседа

Кл. руководитель, координатор детского движения

8

Общение – это искусство

Организационно-деятельностная игра

Кл. руководитель,

9

Литературная гостиная

«Писатели - юбиляры»

беседа

Кл. руководитель, библиотекари библиотеки им. Крупской


10

Многонациональное Оренбуржье

Краеведческая игра

Кл. руководитель, библиотекарь школы

11


День государственных символов России

Презентация, выставка в школьной библиотеке

Кл. руководитель, библиотекарь школы


12

День матери

праздник

Кл. руководитель, учащиеся класса

13

Мы – граждане России

викторина

Кл. руководитель, ст. вожатая

14

Общешкольный референдум по правам детей

референдум

Кл. руководитель, администрация школы

15

Моя семья – мое богатство

Праздник для детей и родителей

Кл. руководитель, родители, служба «Интересных дел»

16

Час общения «О культуре взаимоотношений мальчиков и девочек»

Дискуссия, анкетирование

Кл. руководитель,

служба «Интересных дел»

17

Все профессии важны, все профессии нужны

Организационно-деятельностная игра


Кл. руководитель, род. комитет

18

Наши мальчики

Игровая программа

кл. руководитель, девочки «Б» класса

19

Наши девочки

праздник

кл. руководитель, мальчики «Б» класса

20

Знаменитые земляки

экскурссия

Кл. руководитель, библиотекари (библиотека им. Гайдара)

21

Достояние нашего города

Экскурссия в музей

кл. руководитель, род. комитет

22

«История моей семьи» (ко Дню Победы)

Встреча с ветеранами

Кл. руководитель, служба «Долг и забота», служба «Интересных дел»

23

Выставка искусства «60-летию Победы»

выставка

Администрация школы,

кл. руководитель, учителя ИЗО и технологии

24

День Победы

Операция «Рассвет»

Кл. руководитель, служба «Долг и забота»




Ожидаемые результаты работы по формированию гражданско-патриотических ценностей у современных школьников


  1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города и своей страны:

- оформление альбома «Город, в котором я живу»;

- участие в неделе города Бузулука.

2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению

- к членам семьи – участие в семейных конкурсах («Мама, папа, я – спортивная семья», «Мамы, дочки и сынки»),

- к окружающей природе:

  • участие в озеленении школьного двора;

  • участие в фотоконкурсах «Зверье мое», «Красота родной природы».

3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!