СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование читательской грамотности через курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета»

Нажмите, чтобы узнать подробности

От обучения чтению – к чтению для обучения, это важный посыл федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. И хотя материалов для чтения в начальной школе много,  оказалось, что  современных детей надо увлекать чтением.  В качестве одного из инструментов формирования информационной грамотности через увлекательное чтение  для учеников вторых - четвёртых классов  разработан  формат газетного печатного издания – «Первоклассная газета».

Просмотр содержимого документа
««Формирование читательской грамотности через курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5












Выступление на КПК по теме «Формирование читательской грамотности через курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета»








Горькова Елена Игнатьевна,

учитель начальных классов,

высшая категория







Зея, 2016

Международные и внутренние исследования учёными образовательных достижений российских школьников показали противоречия между высокими предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации, с другой стороны.

От обучения чтению – к чтению для обучения, это важный посыл федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. И хотя материалов для чтения в начальной школе много,  оказалось, что  современных детей надо увлекать чтением.  В качестве одного из инструментов формирования информационной грамотности через увлекательное чтение  для учеников вторых - четвёртых классов разработан формат газетного печатного издания – «Первоклассная газета».

Программа курса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, авторской программы курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета» Гордеевой А.В., Пинженина П.С. Программа учитывает возрастные, обще учебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель курса

Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией.

Задачи

- Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.

- Расширить кругозор школьников.

- Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.

- Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску.

- Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.

Огромное значение авторы придают выбору информации для  каждого номера газеты: она актуальна, современна, интересна, гендерно ориентирована. Девять рубрик выбрано в качестве основных содержательных линий: современная наука, общество, этикет, спорт,  экология, экстремальные природные явления, страноведение, краеведение, бизнес.

При создании газеты  авторы конструировали ее структуру следующим образом:

 - На обложке газеты  размещена привлекательная иллюстрация с репликой сказочного героя, приглашающего юного читателя заглянуть внутрь, или обозначающего проблему, которая будет освещена в данном номере. На обложке размещены название темы, номер выпуска и место для записи ребёнком своей фамилии. Задача  обложки – мотивировать ребенка  открыть номер газеты и прочитать его содержание.

- Внутренний разворот газеты содержит разнообразную познавательную информацию по теме номера. Лаконичные (до пяти предложений) и интересные по содержанию текстовые блоки проиллюстрированы фотографиями. В зависимости от рубрики, материал разворота структурирован по-разному. Например, в выпуске «Бизнес» иллюстрациям придаётся второстепенное значение,  поскольку номер насыщен текстовыми блоками; в номерах рубрики «Общество» центральное место занимает схема изучаемого явления; для структурирования информации «Краеведение» и «Страноведение» авторы собрали пять-шесть равнозначных блоков (текст и иллюстрация), описывающих разноплановые особенности страны или региона.

- На последней странице газеты размещены по пять заданий, направленных на формирование, развитие и диагностику умений информационной грамотности у учеников. Главный принцип составления заданий – всё необходимое для ответа читатель может найти в самом номере. При разработке заданий авторы  учитывали трудность задания (в каждом номере соблюден баланс между заданиями базового и повышенного уровней);  разнообразие форм (помимо тестов закрытого и открытого типов используются задания на сопоставление, установление последовательности, заполнение таблиц, графические задания).  Таким образом, задания, представленные в номере, имеют разнообразный формат предъявления ответа, что способствует целенаправленному формированию информационных умений у учеников. Такой подход  позволяет воспитывать грамотного читателя, формировать информационные умения у детей.

        На сайте Некоммерческой Автономной Организации “Центр Развития Молодёжи” (http://cerm.ru ) прочитала о программе “Первоклассная газета”. Это еженедельный листок, который раздаётся ученикам один раз в неделю. Ребёнок знакомится с материалом Газеты, изучает предложенные статьи и выполняет увлекательные задания. Задания предполагают разный формат ответа и направлены на формирование различных аспектов читательской компетентности. Это мотивирует ученика и повышает его интерес – задания не надоедают. Вместе с газетой ребёнок не только расширяет свой кругозор, но и учится эффективно работать с информацией, приобретает информационные умения, получает удовольствие от учения. Одна подписка содержит 30 тематических выпусков.

Сейчас на сайте центра / http://cerm.ru / размещены:

• Программа курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения “Первоклассная газета” (авт. Гордеева А.В., Пинженин П.С.);

• Методические рекомендации (работа с газетой);

• Темы газет 2012 – 2013, 2013 – 2014, 2014 – 2015 учебные года;

• Комплексные контрольные работы (1-2, 3-4 классы);

• Методические рекомендации к работам (1 – 2, 3 - 4 классы);

• Электронный журнал (1-2, 3-4 классы).

Меня заинтересовала эта программа. В 2013–2014 учебном году и в 2014 – 2015 учебном году работаю по облегчённому курсу (только с газетой). Работу с Газетой проводила в группе и индивидуально. Дети учились работать с разными формами представления информации: небольшие, привлекательные по содержанию тексты, сопровождаемые графическими изображениями, формировали интерес ученика к чтению. У всех учащихся был доступ к газете, каждый новый номер вывешивался на стенде, работали с текстом и заданиями, согласно методическим рекомендациям, использовали полученные сведения на уроках, в играх. Полученные умения в работе с текстом, использовали при чтении Газеты.

В 2015–2016 учебном году работаю по полному курсу (пособие “Первоклассная газета”; СМЕЛЫЙ раунд конкурса “ЭМУ-Эрудит”, пособие “Комплексные работы”).

Подписку на Газету оформил весь класс + экземпляр на стенд. В расписании была выделена пятница для работы с Газетой. Удобнее работать с информацией, когда у каждого ребёнка есть свой экземпляр Газеты (темп работы, личные интересы учащихся…). У детей появился интерес к газете, т. к. она построена на базе интересного внепрограммного материала; темы актуальны, полезны. Регулярная работа с Газетой помогала детям в формировании информационной компетентности. Учащиеся овладевали приёмами эффективного чтения, навыками поиска информации. На вдумчивое чтение их настраивали занимательные задания, связанные с прочитанной информацией.

Газеты у детей хранились дома в файловых папках, потихоньку скапливались в семье и коллекционировались детьми. На занятиях выступали только те дети, которые этого хотели. Правильность выполнения работ не оценивалась, не ставились отметки – чтение “Первоклассной газеты” доставляла учащимся только положительные эмоции.

Подписка собрана так, что сложные и простые номера чередуются. Кроме этого, чередуются разные рубрики. За трудными темами идут лёгкие. Более длинные тексты появляются в поздних номерах. Желательно выдавать номера по порядку /рекомендации авторского коллектива/. Примерный график выдачи газет учитель получает. Предлагается 8 типовых структур проведения занятий: вводное занятие, обучение, активная работа, самоподготовка, особые занятия, стартовый мониторинг (Смелый – ЭМУ – эрудит), мониторинговые занятия (комплексная работа), итоговое мероприятие (игра, КВН, викторина).

В 2013–2014 учебном году наши дети впервые участвовали в конкурсе ЭМУ– эрудит / http://cerm.ru / : Быстрый, Умный, Смелый (задания на работу с информацией: ученик должен изучить текст, рисунок или диаграмму и ответить на предложенные вопросы), Ловкий.

Время обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Не сплошные тексты сочетают несколько источников информации, с которыми учащиеся встречаются в реальной действительности: текст с иллюстрациями, таблицы. Содержание текстов комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой – тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям в реальной действительности

Одной из форм проверочных работ в начальной школе при реализации стандартов второго поколения определена комплексная работа, позволяющая оценить уровень достижения метапредметных результатов у младших школьников по двум междисциплинарным программам: “Чтение: работа с информацией” и “Программа формирования универсальных учебных действий”.

Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает текст и несколько заданий на межпредметной основе. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности учащихся: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие.

Участниками процесса формирования читательской грамотности обязательно являются родители, которые могут наблюдать, как идет процесс осознанного чтения ребёнка и участвовать в его становлении. На родительских собраниях совместно с библиотекарем рекомендуем, как организовать домашнее чтение, как выбрать книгу или детский журнал для чтения, подобрать нужную тематику. Провожу совместные мероприятия родителей и учащихся «Читающий ресторан», где в качестве блюд представлены различные номера "Первоклассной газеты", литературные праздники «Папа, мама, я – читающая семья», "Литературная гостиная"

Опыт показывает, что представленная система работы является эффективной и способствует формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся. Моих учеников характеризует высокая результативность участия в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня, высокий уровень написания мониторинговых обследований.


Мои личные впечатления от работы с “Первоклассной газетой”:

  • ученики работают с разными видами информации, разнообразные задания вселяют веру в собственные силы;

  • задания, выполненные совместно с родителями, способствуют лучшему взаимопониманию и дополнительному общению детей и родителей;

  • газету дети любят, читают с удовольствием, дома ее читают и некоторые родители.

  • газета даёт значительный эффект, когда используется для “подтягивания” отстающих детей до среднего уровня.

  • учащиеся, регулярно работающие с “Газетой”, продемонстрировали положительную динамику. “Первоклассная газета” оказывает заметное позитивное влияние на развитие читательских умений учащихся.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!