СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирования у школьников умения применять знания курса физики для сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования у школьников умения применять знания курса физики для сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности является актуальной, так как аспект преподавания особо отмечен задачами ФГОС и недостаточно разработан психолого-педагогической и методической литературой.

Просмотр содержимого документа
«Формирования у школьников умения применять знания курса физики для сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Формирования у школьников умения применять знания курса физики для сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности

Штейникова Ирина Витальевна

МАОУ «Малиновская СОШ» Томского района


Чтобы сделать ребёнка умным и

рассудительным - сделайте его

крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Введение


Проблема формирования у школьников умения применять знания курса физики для сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности является актуальной, так как аспект преподавания особо отмечен задачами ФГОС и недостаточно разработан психолого-педагогической и методической литературой. В своей работе мы будем опираться на исследования отечественных ученых: Базарный В.Ф., Зайцев Г.К., Смирнов Н.К., Советова Е.В.. Но в этих работах не учитываются реалии современного школьного физического образования: ограниченность времени, изучение программного материала и так далее.

В своей работе мы ставим цели изучить и проанализировать состояние формирования умения применять знания курса физики для сохранения здоровья при изучении школьного курса физики

Задачами работы являются:

Рассмотреть понятие формирования умения применять знания курса физики для сохранения здоровья;

Дать обзор методических рекомендаций по формированию умения применять знания курса физики для сохранения здоровья;

Обобщить свой опыт работы по формированию умения применять знания курса физики для сохранения здоровья.

Практическая значимость нашей работы состоит в повышении качества школьного физического образования через изучение и применение указанных выше рекомендаций.



Глава 1. Умения применять знания курса физики для сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности



Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием материальной и социальной успешности. Недаром одним из критериев качества образования являются здоровье и здоровый образ жизни учащихся. Школа по своим функциям не является лечебным учреждением, однако ее значение для формирования навыков здорового образа жизни и знаний о здоровье велико.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологию личностно-ориентированного обучения, учитывающую особенности каждого ученика и направленную на более полное раскрытие его способностей. Такое обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эта технология позволяет параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию технологии личностно-ориентированного обучения оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.


Глава 2. Формирования у школьников умения применять знания курса физики для сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности



Физика - основа естествознания. Но изучение физики не должно тонуть в формулах, оно необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания. И самое главное при обучении физики – это не только научить ребенка решать задачи, вникнуть в суть физической проблемы, но и дать понять, для чего нужен этот предмет в его жизни, где можно применить полученные знания, а также сохранить здоровье ребенка к окончанию школы и после ее окончания.

Здоровьесберегающие технологии в обучении физики – это технологии проектные, исследовательские, творческие, проблемные, игровые. В это понятие входит и разработка проектов, создание презентаций, выдвижение научных гипотез, проведение экспериментов, самостоятельный поиск информации по заданной теме. Чтобы здоровьесберегающие технологии имели смысл, необходимо, чтобы они были конкретными, реальными, достижимыми.

Здоровьесберегающие уроки можно разделить на следующие виды [8]:

  1. Это запланированный «Урок здоровья», который проводится в конце изучаемой темы. Например: «Польза и вред солнечных лучей», «Влияние звука на жизнь человека», «Применение лазера в медицине» и другие.

  2. Это может быть и урок, в который включены элементы здоровьесбережения. Например, в тему урока «Инерция» включить такие вопросы, как безопасный переход улицы на перекрестке.

При изучении оптики, можно включить в уроки следующие сведения. Известно, что синий цвет является лечебным светом и наши бабушки лечили с помощью ламп синего цвета туберкулез, воспаления, ушибы и даже имеются сведения о лечении рака кожи даже сегодня! Например, чтобы не было синяка при ударе, надо осветить ушибленное место на одну минуту лампой синего цвета. Тем более, что все дизайнеры сегодня рекомендуют клеить синие обои в спальнях, так как холодная синева действует успокаивающе на нервную систему, способствует глубокому сну. Созданы солнечные батареи. Все это хорошо, но свет несет в себе и зло. Еще наши далекие предки заметили, что яркий солнечный свет не очень приятен и полезен глазам. Лишь в полной темноте человеческий организм может вырабатывать мелатонин – гормон, который эффективно противостоит раку. Процесс автоматически прекращается, если рядом с человеком находится хотя бы слабенький источник света. Поэтому ночная темнота защищает организм человека от этого коварного заболевания. Ведь рак появился практически одновременно с изобретение электрического освещения. Поэтому используйте положительный эффект ночи – спите в полной темноте.

При изучении темы «Инерция» рассмотреть с учащимися правила безопасного спуска на лыжах с гор, переход улицы на перекрестке, правильность приземления во время прыжков.

3. Это может быть стандартный, правильно построенный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это будет здоровьесберегающий урок, так как на этом уроке учитель будет формировать интерес к своему предмету. Главное, чтобы этот урок был урок умственного, психологического и нравственного комфорта. Урок, содержащий элементы рефлексии. Одним элементов рефлексии является музыкотерапия - метод сохранения духовного, психического и физического здоровья школьников на уроке физики. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Учитель должен ставить перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона года и даже времени суток.

Интерес к предмету можно повысить, проводя различные опыты, так как физика – наука экспериментальная. В ходе проведения экспериментов у учащихся необходимо формировать убеждение в необходимости соблюдать экологические нормы и готовность пользоваться соответствующими правилами в личном поведении и деятельности.

              Важно научить учащихся:

  • Ставить цель;

  • Составлять план исследований;

  • Подбирать необходимые приборы и материалы;

  • Собирать необходимые установки;

  • Проводить исследования и формулировать выводы.


Заключение


На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы:

Понятие формирования у школьников умения применять знания курса физики для сохранения здоровья не достаточно определено в работах Базарного В.Ф., Зайцева Г.К., Смирнова Н.К., Советовой Е.В.. Данная тема требует более подробного изучения. Мы же будем считать, несмотря на интерес исследователей и значимость полученных к настоящему времени результатов по укреплению здоровья обучающихся, проблема, раскрывающая роль школьного курса физики в вопросах формирования здорового образа жизни и обеспечения безопасности жизнедеятельности требует дальнейшего изучения и практической реализации.

  1. Для формирования у школьников умения применять знания курса физики для сохранения здоровья можно использовать [1]:

  • формулирование (корректировка) диагностичной цели обучения физике в соответствии со здоровьесберегающей направленностью;

  • анализ наблюдений за школьниками с целью оценки уровня их осведомленности в области сохранения и укрепления здоровья;

  • отбор содержания учебного материала по физике, позволяющего сформировать умения школьников сохранять и укреплять свое здоровье;

  • выбор форм, методов и средств учебно-познавательной деятельности школьников, позволяющих им использовать знания и умения по физике для укрепления здоровья;

  • мониторинг рациональности и успешности учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике;

  • оценка результатов деятельности учащихся по использованию ими умений сохранять и укреплять свое здоровье;

  • корректировка деятельности учителя на основе результатов мониторинга и анализа собственной деятельности.

  1. В своей дальнейшей работе считаем необходимым продолжить работу по выбранной теме.

Здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность. Уважение учащихся к законам живой природы, умение соотносить с ними свое поведение - главный итог нашей работы.


Список литературы:

  1. Стихина Наталья Владимировна. Реализация здоровьесберегающей направленности обучения физике в школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Екатеринбург, 2006.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2205

  2. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2001. – №1

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005

  4. Советова, Е.В. Оздоровительные технологии в школе. / Е.В. Советова Ростов- на -Дону: Феникс. 2006.


Интернет-ресурсы:

  1. https://rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

  2. http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения

  3. http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php Российское образование федеральный портал, ст 51

  4. http://gigabaza.ru/doc/63846.html Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

  5. http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/publ/14-1-0-214 Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

  6. http://www.bazarny.ru/contents-71-71-71.html Технологии здоровой жизни

Здоровьесберегающие технологии доктора Базарного

  1. https://ru.wikipedia.org/ Определение «Здровья»





Приложение

Диффузия: курение и здоровье человека

В 1 литре молока курящей матери содержится до 0,5 миллиграммов никотина. Смертельная доза никотина для младенца первых месяцев жизни – 1 миллиграмм.





Болезни

Курящие

Некурящие

1. Нервные

14%

1%

2. Понижение слуха

13%

1%

3. Плохая память

12%

1%

4. Плохое умственное состояние

12%

1%

5. Медлительность в действиях

19%

3%

6. Плохое физическое состояние

25%

2%


Деформация: скелет человека


Какие кости человека испытывают деформации?

позвоночник, нижние конечности, ступня

меры восстановления: обратны сжатию (растяжение этих суставов).

Какие отделы скелета испытывают изгиб?

позвоночник, тазовые кости, конечности

Меры восстановления: обратный изгиб (повороты)

Какие отделы скелета испытывают кручение?

шея, туловище, кисти рук

Меры восстановления: наклоны в медленном темпе.

Атмосферное давление: влияние метеоусловий на организм человека.

  • Атмосферное давление понижается – у людей увеличивается артериальное давление крови на сосудов головного мозга

  • Атмосферное давление повышается – у людей происходит понижение внутричерепного давления


Простые механизмы: рычаг.


Важно следить за правильной осанкой, как во время ходьбы, но и при сидении. Таким образом выполняется условие равновесия. рычага;
В скелете человека все кости, имеющие свободу движения являются рычагами (в черепе, в своде стопы, в позвоночнике).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!