СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование воспитательной среды, содействующей самовыражению личности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Воспитание – не только целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося, но и целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности школьника, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Формирование воспитательной среды, содействующей самовыражению личности»

Формирование воспитательной среды, содействующей самовыражению личности детей

Л.И.Ляпаева, МБОУ «СШ №1» г. Новый Уренгой

Одна из главных целей образования в 21веке: формирование понятия, что жизнь - это драгоценный дар, что познание и творчество - источник радости, что радостный человек - путь к здоровью и долголетию. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Воспитание – не только целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося, но и целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности школьника, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Воспитательная среда— совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) - среда обитания школьника, благоприятная для формирования у ребенка положительных качеств; это ближайшее окружение, т.е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, школьный, классный коллектив, учителя, воспитатели и т.д.

Цель воспитания - формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения.

Большое значение в воспитании имеет личность педагога. Воспитание - самое важное дело, и здесь нельзя пренебрегать никакими возможностями. Детство - период, в котором человек энергичней всего развивается. Важно эту детскую способность сохранить в себе до конца. И здесь доминантная потребность в подражании играет особую роль. Личность воспитывается личностью.

Рассмотрев сущность воспитательной среды, необходимо назвать её составляющие. По мнению учёных воспитательная работа в школе включает в себя 3 взаимозависимых и взаимосвязанных блока:

1. воспитание в процессе обучения

2. внеурочная деятельность

3. внешкольная деятельность

Следовательно, в нашем случае воспитательная среда - это, прежде всего, гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций. Системный подход к воспитанию диктует необходимостью выйти за рамки школы, активно участвовать в городских, республиканских мероприятиях и др.

Взрослый человек как организатор воспитательной среды, проводя различные мероприятия воспитательного характера, должен создать для учащихся жизненную среду, которую отличает теплая, позитивная атмосфера сотрудничества и безусловного взаимного признания (толерантного отношения), что и обеспечивает подлинную эффективность воспитательно-образовательного процесса. Это способствует не только хорошей успеваемости, но и формированию у каждого учащегося позитивной самооценки.



При выборе методов воспитания педагогам нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности воспитательного процесса Целью воспитания является формирование внутренней потребности личности к саморазвитию и создание условий для её самореализации, выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни, формирование у учащихся интереса и положительного отношения учебе. Мы должны создать в школе единое воспитательное пространство, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям;

Человеку необходимо иметь определённый внутренний стержень, мировоззрение, убеждения, необходимо заниматься самовыражением. Самовыражение – согласие со своим внутренним миром, это простейший способ понять и познать себя; самовыражение поднимает самооценку и придает уверенности в собственных силах. Для каждого человека очень важно найти свой вид самовыражения. Самовыражение в творческой деятельности. Неважно, как мы «самовыражаемся»: пишем стихи, танцуем, поем, пробуем себя в актерском мастерстве или занимаемся научными исследованиями.

Главная идея, которой педагогический коллектив МБОУ «СШ №1» руководствуется в организации жизнедеятельности школьников, – это идея творчества. Сложившиеся традиции школы, позволяют нам обладать важнейшим качеством – способностью содействовать целенаправленному развитию личности ребенка – создавать необходимые ресурсы – условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат для успешного протекания процессов воспитания.

Внеурочная воспитательная деятельность учащихся тесно связана с учебным процессом: проходят предметные декады, олимпиады, конкурсы, викторины, в которых наряду с одаренностью по предмету проявляются различные творческие способности школьников.

К числу наиболее устойчивых традиций следует отнести:

- проведение коллективно-творческих дел;

- проведение школьных праздников;

- ученическое самоуправление;

Традиционными в школе стали такие праздники:

  • «День знаний» (торжественная линейка)

  • «День учителя» (концерт школьной самодеятельности)

  • «Посвящение в 1,5,ки»

  • «День матери»

  • Новогодние праздники

  • Конкурсы к 23 февраля

  • Праздники, посвященные женскому дню 8 Марта

  • Вахта памяти ко Дню Победы

  • Предметные олимпиады

  • Предметные недели

  • Конкурсы рисунков, газет (тематические)

  • Дни здоровья

  • Последний звонок

  • Выпускные вечера

Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая личность, способная осуществлять постоянное саморазвитие, является той целью, на достижение которой должны быть направлены все усилия педагогики как науки и области практической деятельности. Целесообразным является создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы процессы гуманизации образования, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. О многообразии форм современного урока и внеклассной работы, содействующих самовыражению личности.

Классный руководитель — педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ученика и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.

Цель классного руководителя - создать благоприятные условия для раскрытия и развития способностей каждой личности.

 Задача классного руководителя - Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.


Участие класса в общешкольных делах.



Дело, вызвавшее наибольший интерес у детей

Сколько детей имели поручения

«Нам Вам в любви признаться хочется» (концертная программа, посвященная Дню учителя)


15

«Новогодний калейдоскоп…»

5

Конкурс чтецов «Горжусь тобой, Ямал родной»

5 чел.

Акция «Гостинцы животным»


10чел.

Игра по ПДД «Мечтают взрослые и дети о безопасности на всей планете»

6 чел.

«Смотр строя и песни»

15 чел.

«Хорошее настроение» (мероприятие, посвященное Дню смеха и юмора)

10 чел.

Викторина, посвященная Дню космонавтики

8 чел.

Конкурс плакатов, посвященный Дню Земли, «Наша прекрасная планета»

3 чел. (Сулимова М., Мець Я.,Салтыкова Д.)

Конкурс фотографий «Здоровым быть модно»

1человек ( Слободская М.)

Акция «Бессмертный полк»

2 чел. (Слободская М., Саночкин К.)

Акция «Солдатский платок»

3 чел.(Рябуха К., Шеститко А., Марко Я.)

Акция «Посылка солдату»

6чел.

Акция «Посылка тундровикам»

5 чел.

Дискуссия о Великой Отечественной войне в ТюмГу «Великая Отечественная война: проблемы исторической памяти»

2 чел.(Марко Я., Слободская М.)

Участие в конкурсе «Живая классика»

1 чел. (Слободская М.)

Участие в школьной научно- исследовательской конференции «Интеллект будущего»

1 чел.( Шавалиева А.)

Участие в окружной конференции «Семейный альбом»

Докладчик - Слободская М., сбор материала об участниках в ВОв из своей семьи – 10 чел.

Участие в окружном конкурсе творческих работ «Архивы – память народа»

1 чел.( Шавалиева А.)

Участие в городском конкурсе творческих работ «На острие пера»

1 чел.(Марко Я.)

Участие в городском конкурсе сочинений «Моя семья в Великой Отечественной войне»

1 чел.(Марко Я.)

Участие в мероприятии «Любви и правды чистые ученья», посвященном 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

28 чел.(100% обучающихся)

Участие в школьном математическом конкурсе

8 чел.

Экскурсия в городскую библиотеку, знакомство с новинками современной литературы

28 чел.(100% обучающихся)

Экскурсия в «Газодобытчик» на спектакль «Голоса войны»

28 чел.(100% обучающихся)

После спектакля ребятам было предложено поделиться своими историями о войне. О войне в истории своей семьи написали обучающиеся: Иван Пронькин, Мария Слободская, Данил Бабынин. Спектакль не оставил равнодушным никого: после просмотра ребята обсуждали сюжет, игру актеров, делились своими впечатлениями. Подводя итоги урока, учитель литературы Л.И. Ляпаева предложила своим ученикам поделиться семейными историями, написав мини-сочинения о том, как война повлияла на жизненные судьбы их дедов и прадедов.

Литературный вечер «Любви и правды чистые ученья»

В рамках проведения предметной недели гуманитарных наук обучающиеся 7б класса вместе с классным руководителем Л. И. Ляпаевой провели литературный вечер «Любви и правды чистые ученья», посвященный 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Ведущие вечера Михаил Павлюков и Мария Сулимова с подсвечниками с зажженными свечами в руках под лирическую нежную музыку проникновенно и трогательно рассказали зрителям, что жизнь М.Ю.Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни с взлетами вдохновения и горечью разочарований. Обучающиеся 10а класса Сорокопудова Анастасия, Ромасев Эрик, Чупринская Татьяна и Лозинский Данил исполнили полонез: так в старые времена открывали светские балы, подчеркивая торжественность происходящего. В этом рыцарском танце кавалеры каждым жестом подчеркивали свое преклонение перед прекрасной дамой.

Бабынин Данил, Василишин Родион, Мамбетов Данияр, Мець Яна, Михайлов Олег, Рябуха Ксения, Салтыкова Диана, Саночкин Кирилл, Трусов Никита, Марко Ярослав, Олег Михайлов рассказали о жизни и творчестве великого поэта, как бы перелистывая лермонтовские страницы. Эмоционально трагически прочел стихотворение «Смерть поэта» Гучигов Артур.

Ведущие с горечью рассказали, что всего четыре года прожил поэт с того дня, как написал "Смерть поэта", но за эти годы он создал замечательные поэмы ("Песня про царя Ивана Васильевича", "Мцыри", "Демон" - последняя редакция), роман "Герой нашего времени", напечатал сборник стихов - двадцать шесть гениальных творений. А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, и почти всё, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями. Выразительно прочитали стихотворения Михаила Лермонтова Вика Копылова ( «Русалка»), Виктор Камшилов ( «Тучки небесные, вечные странники..»), Алина Шеститко («Бабушка»), Олег Михайлов («Прощай, немытая Россия»).

Михаил Лермонтов, как любой творческий человек, влюблялся не раз. Это были яркие, но трагичные страницы жизни поэта. Роли возлюбленных Лермонтова сыграли обучающиеся: Екатерина Харасова – Екатерину Александровну Сушкову, Ника Тестова – Наталию Федоровну Иванову, Мария Слободская - Варвару Александровну Лопухину. Юные артистки в пышных платьях, с веерами и прическами с буклями трогательно и проникновенно говорили о любви к поэту, роли которого сыграли Артем Гусак, Данил Логиновский, Леонид Кобзев, одетые во фраки – как в далекую лермонтовскую эпоху.

Когда покинула сцену последняя пара, Л.Кобзев и М.Слободская, ведущие рассказали, что именно их любовь была взаимной, но они простились «навсегда, Хотя о том пока не знали./ Погасла в небе их звезда,/ И тихо свечи догорали…». Это стихотворение со слезами на глазах выразительно прочла Яна Мець.

Затем на сцене появилась массовка, и Данил Логиновский (Лермонтов), Ярослав Марко (Мартынов), Родион Василишин (секундант) разыграли сцену дуэли, которая состоялась 15 июня 1814 года…Раздался оглушительный выстрел… Лермонтов упал…Зазвучала пронзительная молитвенная мелодия, и в белом наряде вышла Ольга Окулова. Выполняя роль судьбы, она прочла стихотворение «Я, матерь Божья, ныне с молитвою…», а затем склонилась на колени перед Лермонтовым.

Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось и 27 лет. Его произведения волнуют и всегда будут волновать читателей высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью. В конце вечера очень торжественно расскажет стихотворение Булата Окуджавы «Встреча» Николай Пустовит, в котором поэт уверял, что Лермонтов жив.

Обучающиеся 7б класса и все зрители тоже согласны с утверждением Окуджавы и еще раз подчеркнули, что через всю жизнь они пронесут в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет души человеческие жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины.

Вечер прошел в торжественной обстановке. Каждый обучающийся смог со сцены произнести свои впечатления о творчестве великого поэта. А за всем происходящим на сцене наблюдали восторженные родители, учителя и ученики.

НОО школы МБОУ «СШ №1» создавалось с целью организации учебно-исследовательской деятельности одаренных детей, формирования у учащихся исследовательского типа мышления, научного мировоззрения. Учебная исследовательская деятельность преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения учебного исследования. Первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных путей достижения поставленной цели.

  Целью научно-исследовательской работы учеников является углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, современной методикой научных исследований.


СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

    участие в дискуссиях, научно-практических конференциях;

    выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;

    экскурсии в ТГУ.

    подготовка творческих работ и их публикация в сборниках;

    индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей;

    участие в интеллектуальных играх по развитию интересов и творческих способностей;

В состав НОО вошли на добровольной основе 15 учащихся среднего звена и старших классов.


Обучающиеся МБОУ СОШ №1 стали победителями IV открытого Ямало-Ненецкого окружного тура Всероссийских юношеских Чтений имени В. И. Вернадского, который проходил 25-27 февраля 2015 года в г. Новый Уренгой.

В этом году Чтения проходили в рамках межрегионального образовательного Форума «Перспективы развития образования в целях содействия устойчивому развитию». Для участников окружного тура была организована образовательная программа Неправительственным Фондом имени В. И. Вернадского. Дипломом лауреата IV открытого Ямало-Ненецкого окружного тура Всероссийских юношеских Чтений имени В. И. Вернадского  и кубком Победителя награждена обучающаяся 9в класса Гильманова Диана за исследовательскую работу «Особенности употребления прилагательных в поэзии Леонида Лапцуя» (руководитель – Ляпаева Людмила Ивановна). Диана также награждена Благодарностью за участие в программе художественного творчества «Грани мастерства»

Дипломами I степени IV открытого Ямало-Ненецкого окружного тура Всероссийских юношеских Чтений имени В. И. Вернадского награждены: обучающаяся 10б класса Арсланова Фатима за исследовательскую работу «Дети и животные должны стать друзьями. Здесь начинается человек» (руководитель – Ляпаева Людмила Ивановна) и обучающаяся 11а класса Никитина Алина за исследовательскую работу «Проблемы перевода герундия на уроках английского языка» (руководитель - Хаертдинова Зульфия Салаватовна). Арсланова Фатима также награждена Благодарностью за участие в программе художественного творчества «Грани мастерства». Руководители Хаертдинова З.М. и Ляпаева Л.И. награждены благодарственными письмами.

Участники Научного общества обучающихся МБОУ СОШ № 1 приняли участие в конференции «Великая Отечественная война: проблемы исторической памяти», организованной на базе филиала Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой.

В рамках мероприятия прошла научная дискуссия, в которой приняли участие участники НОО «СШ № 1»: Марко Я. (7б класс), Слободская М. (7б класс), Петрякова А. (9в класс), Кононенко Д. (9в класс), Селезнев М. (10 б класс), Романова А. (10б класс) и руководитель научного общества, учитель русского языка и литературы Л.И.Ляпаева.

В первой части мероприятия были заслушаны выступления студентов филиала ТГУ на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Студенты с огромным чувством гордости говорили о своих прадедушках и прабабушках, прошедших Великую Отечественную войну и одержавших Великую Победу над фашистской Германией. Ребята уверены: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать эту память следующим поколениям.

МБОУ «СШ №1» с исследовательской работой по данной теме представила обучающаяся 7б класса Слободская Мария, которая рассказала о судьбе своих прадедушек На мероприятии также были заслушаны эссе студентов по итогам вузовского конкурса «Великая Отечественная война глазами молодежи». Обучающимися школы № 1 были представлены эссе: «В салюте память и отблеск зарев» (Марко Ярослав), «Надежда» (Кононенко Дарья).

Итак, воспитательная среда (пространство) - среда обитания школьника, благоприятная для формирования у ребенка положительных качеств; это ближайшее окружение, т.е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, школьный, классный коллектив, учителя, воспитатели и т.д.

Самовыражение – согласие со своим внутренним миром, это простейший способ понять и познать себя; самовыражение поднимает самооценку и придает уверенности в собственных силах. Для каждого человека очень важно найти свой вид самовыражения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!