СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование УУД средствами технологии развития критического мышления"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование на уроке музыки традиционной технологии - кластер и  специфической технологии - фишбоун.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование УУД средствами технологии развития критического мышления"»

Формирование УУД средствами технологии

развития критического мышления

Кравченко

Олеся Ивановна

«Мы слишком часто даем детям

ответы, которые надо выучить,

а не ставим перед ними проблемы,

которые надо решить»

Роджер Левин

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Перед школой в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, а технология развития критического мышления обладает именно тем потенциалом, который обеспечивает развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. На своих уроках я использую как традиционные приёмы данной технологии - кластер, позволяющие активизировать познавательную деятельность учеников, так и специфические - фишбоун.

«Кластер». Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластеры - графический приём в систематизации материала. Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

Возможны следующие варианты:

  • укрупнение или детализация смысловых блоков;

  • выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

Урок музыки 5 класс. Тема: «Искусство».

Прием «Кластер» способствует формированию общеучебных и коммуникативных универсальных действий: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения поставленных вопросов. А так же, стимулирует учащихся к самостоятельной познавательной деятельности с источниками информации, учит анализировать и отбирать необходимую информацию, представлять себя, слушать других, прививает навыки работы в парах и группах.

Стратегия «Фишбоун». Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», отсюда и название.

Порядок работы с использованием стратегии «Фишбоун» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:

В верхнем треугольнике, после обсуждения, записывается формулировка проблемы.

Путем анализа источников, текста или видеофильма учащиеся, выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «рыбы», то есть, остаются только лишь предположениями.

Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.Учителя, владеющие этой технологией, могут использовать ее на любом предмете.

П





ри рассмотрении темы «Музыка и литература» на уроке музыки в 5 классе использование фишбоуна наиболее ярко раскроет проблему:

Литературный сюжет

Музыкальный сюжет


Песня




Музыка и литература тесно взаимосвязаны


Связь музыки и литературы





Сказка «Волшебная лютня», «Дудочка и кувшинчик»гусли-самогуды,


Текст, музыка


Опера, балет


Учащиеся, овладевающие стратегией «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как критическое мышление, взаимодействие в группах, истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста, осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации, формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, самоутверждение.

В процессе деятельностного освоения технологии развития критического мышления формируются:

  1. Личностные УУД: понимание значения и функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; осознание особенностей и триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

  2. Познавательные УУД: поиск и использование в практической деятельности информации о музыке; выпольнение индивидуальных заданий, участие в групповых исследованиях; владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений.

  3. Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных произведений; понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей.

  4. Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Технология критического мышления оказывает результативное воздействие на мыслительный процесс и способствует самореализации личности учащихся.

Список литературы


  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли - М., 2010.

  2. Заир С.И. – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2011.

  3. Загашев И.О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.

  4. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.

  5. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!