СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование управленческих компетентностей учителя

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование управленческих компетентностей учителя»


Формирование управленческих компетентностей учителя

Круковская Марина Павловна, директор Муниципального

общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 83 г. Макеевки»


Аннотация. В статье представлены результаты работы по проблеме управления формированием и развитием управленческих компетентностей и мастерства педагогических работников с целью обеспечения эффективности образовательного процесса. Раскрыты формы и методы работы, направленные на формирование управленческих компетентностей учителей, развитие мастерства педагогических работников

Ключевые слова: компетентность, управленческая компетентность, составляющие управленческих компетентностей учителя, функции управленческой компетентности , педагогическое мастерство.

В процессе работы над реализацией Государственных образовательных стандартов школа совершает переход из режима функционирования (работы в заданном режиме с использованием возможностей в рамках предписаний) в режим развития – процесс качественного наращивания новых возможностей и их реализации.

Этот переход вынуждает учителя не только «учить», а и создавать условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников, овладевать навыками профессиональной управленческой деятельности. Эффективность образования, так же как и э качество, неразрывно связано с «учителем нового качества».

В процессе анкетирования учителей Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 83 города Макеевки» выявлено , что 20% педагогов знакомы с основными функциями управленческой компетенции , 30% — особого значения этому вопросу не придают, 50% - понимают значение управленческой компетентности для учителя, однако не владеют этой компетенцией на операционально-технологическом уровне. Можно сделать вывод о том, что управленческая компетентность не воспринимается учителем как ресурс достижения эффективности учебно-педагогического процесса, как «инструмент» развития личности самого учителя и ученика.

Компетентность, по определению А.В. Хуторского, - владение соответствующей компетенцией, т.е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним. [7, с. 125].

Анализ исследований ученых (О. В. Акулова, О. С. Анисимов, А. П. Гуреев, С. Ю. Степанов, И. А. Мушкина, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, О. Ю. Шаврина и др.), позволяет утверждать, что управленческая компетентность - необходимый компонент успешной реализации профессиональной деятельности педагога, владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

По мнению многих исследователей (В. А. Адольф, К. Я. Вазина, ,

B. И. Кочетков, B. С Лазарев, Т. Ф. Лошакова, М. М. Поташник, Т. И. Шамова, Е. А. Ямбург, А. К. Маркова, В. А. Сластенин , В. Д. Шадриков и др.) формирование управленческой компетентности актуально для педагога. [4, с. 1].

В основном, управленческая компетентность определяется как способность и готовность практически использовать профессиональные знания и умения в своей работе (Л. И. Панарин); способность личности эффективно решать проблемные ситуации, возникающие в процессе реализации ее потенциала для осуществления образовательного процесса (О. Ю. Заславская); сложное индивидуально-психологическое образование, включающее умение ставить ситуативную цель, выбирать адекватные средства ее достижения, самостоятельно принимать решения, организовывать деятельность по достижению цели, рефлексировать собственную деятельность и организовывать рефлексию деятельности всех участников образовательного процесса (Е. П. Тонконогая, В. В. Веснин, В. И. Маслов, В. И. Бондарь), "непрерывная последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия" [3, с. 35].

Цель статьи – познакомить с результатами работы по проблеме управления формированием и развитием управленческих компетентностей и мастерства педагогических работников с целью обеспечении эффективности образовательного процесса.

Для формирования у педагогов системы знаний об управлении как ведущей деятельности профессионала, о способах и формах профессионального самосовершенствования; способности к постоянному профессиональному совершенствованию, умения анализировать и обобщать собственный опыт через статьи, выступления, выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста, стремление учителя сознательно осуществить выбор инновации для собственной профессиональной деятельности, желания педагога реализовать собственный творческий потенциал администрацией Муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя школа № 83 города Макеевки» выбраны следующие виды управленческой деятельности:

- организация работы 4-е интегрированных ШМО по рассмотрению теоретических и практических вопросов преподавания учебных дисциплин, организации работы с одаренными детьми, обмену опытом, изучению новинок методической литературы;

- организация наставничества, позволяющего наладить взаимосвязь между молодыми и опытными педагогами с целью повышения профессионального уровня;

- проведение открытых уроков (1-2 урока в год для всех учителей, с видеозаписью) и внеклассных мероприятий учителей с последующим анализом;

- организация самообразования учителей по вопросам применения новых педагогических технологий;

- проведение педагогических советов с использованием презентационного материала;

- проведение методических оперативок и консультаций по вопросам применения инновационных методов в работе;

- проведение предметных недель;

- проведение семинаров, мастер-классов, творческих отчетов (для учителей, которые аттестуются, на педсовете (февраль));

- вовлечение педагогических работников в активную проектную деятельность;

- использование возможности развития управленческой компетентности учителя при проведении аттестации педагогических кадров.

С целью достижения результатов работы по проблеме управления формированием и развитием управленческих компетентностей и мастерства педагогических работников были проведены педагогические советы:

- Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы;

- Актуальные проблемы организации воспитательного процесса в школе в рамках реализации государственных образовательных стандартов;

- Личность педагога в современной школе.

Работа ШМО максимально направлялась на формирование профессионально-педагогической и социально-психологической культуры педагогов, расширения технологий обучения и воспитания в современных условиях, оказания адресной методической помощи педагогам школы. На заседаниях рассматривались вопросы внедрения современных технологий обучения и восстановления психического состояния личности. Каждый педагог на достаточном уровне использовал возможности индивидуального плана самообразования.

Аттестация педагогических работников осуществлялась с целью целенаправленного беспрерывного повышения уровня профессиональной компетентности, роста их профессионального мастерства, развития творческой инициативы, повышения престижа и авторитета, обеспечения эффективности образовательного процесса.

В ходе аттестации для каждого педагогического работника собирается индивидуальная папка-накопитель, в которую входят материалы по разделам: общие сведения об образовании и повышении квалификации; информационно-аналитические материалы педагогов по организации учебно-воспитательного процесса:

- Уровень организации учебных занятий (уроков, воспитательных мероприятий, индивидуальной работы с учениками);

- Результативность профессиональной деятельности в межаттестационный период (заполняется по итогам каждого учебного года и в аттестационный период),

- Результаты учебно-педагогической деятельности

- Результативность работы с обучаемыми

- Участие в методической работе (школьный, городской, республиканский уровень, слушатель, участник)

- Публикации в периодических педагогических изданиях

-Уровни и результаты профессионально-личностного роста в межаттестационный период (курсовое повышение квалификации, результаты тестовой диагностики профессиональной компетентности);

- копии грамот и благодарностей; представления и ходатайства.

Данная работа позволяет проанализировать результаты работы педагогов, спланировать повышение квалификации, получить необходимый банк данных для самоанализа межаттестационного периода и написания представлений на педагогов.

В ходе аттестации обеспечивается публичность представления результатов деятельности педагогов через выступления на педагогических советах; проведение открытых уроки, воспитательных мероприятий .

С целью выявления, оценивания управленческого и педагогического опыта, повышения сформированности уровня управленческой компетентности педагогов, формирования умения педагога использовать стратегию преподавания учебного предмета как способа формирования личности учащихся в школе разработан проект «Инновационная школа», который был рассмотрен и одобрен на заседании Методического совета МОУ «СШ №83» (протокол № 2 (31) от 26.05.2016).

В течение двух лет работы над проектом было проведено:

- педагогические чтения по изучению прошлого и современного педагогического опыта;

- семинары для учителей школы «Формы деятельности по профессиональному росту педагога», «Формирование универсальных учебных действий»;

- тренинги с использованием гейм-технологий «Искусство диалога», «Формирование стратегической, тактической и оперативной цели деятельности педагога»;

- стало практиковаться вовлечение членов педколлектива в использование такого вида развития педагогического мастерства, как наставничество, мастерклассы;

- практикума «Конструктор педагогических технологий»;

- семинары-практикумы для директоров муниципальных общеобразовательных учреждений Советского района города Макеевки по темам: «Внедрение инновационных технологий в процессы обучения и воспитания подрастающего поколения», «Решение проблемы здоровьесбережения в школе. Управление»;

- практикумы по педагогическому взаимодействию, подготовке интеллектуального продукта.

Используемые виды управленческой деятельности способствовали повышению результативности работы по презентации педагогического опыта на школьном, городском уровнях: в школе презентовали свой педагогический опыт в 2016-17 учебном году 8 педагогов (42%) в 2017-18 учебном году 6 педагогов (33%) в 2018-2019 – 8 педагогов (42%), стали участниками муниципального этапа Республиканского конкурса методических разработок «Методический шедевр» по 2 учителя в 2017 и 2018 годах, 3 в 2019 году, Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» в 2017 году 3 членов педагогического коллектива.

Управленческая деятельность способствовала увеличению числа публикаций в журнале «Кредо» (в 2017 г.- 4, в 2018 -5 статей), участников электронных научно-практических конференций (в 2016 г- 5, 2017г.-3, 2018- 2, 2019 г.- 3), созданию сайтов на порталах «Инфоурок» или «Мультиурок» (2017-5, 2018-5), вовлечению членов педколлектива в работу с порталами «Знание», «Совушка», «Знаника», «Мега-талант», в проекте «Школа цифрового века» (в 2017-18 уч году.-5, в 2018-2019 уч. году-7).

Но наиболее весомым, на наш взгляд, стало создание в 2017-2018 учебном году в соавторстве 7 членами педагогического коллектива 4 методических продуктов:

- Активизация познавательной деятельности младших школьников. (Методические рекомендации). Авторы Баранова А.В., учитель-методист, учитель начальных классов, Филоненко О.Ю., учитель начальных классов.

- Использование элементов технологии развития критического мышления в начальной школе. (Методические рекомендации). Авторы Лемишко В.Д., учитель-методист, учитель начальных классов, Шинкарёва Л.Г., учитель начальных классов.

- Типовые задания по русскому языку, формирующие универсальные учебные действия уч-ся 5-7 классов. (Методические рекомендации). Автор Крутова И.А., учитель русского языка.

- Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка в основной школе. (Методические рекомендации). Авторы Круковская М.П., Лукашенко В.В., учителя русского языка.

Опытом работы члены администрации школы делились на на Августовских городских педагогических конференциях : «Формирование универсальных учебных действий» (август 2016 г.), «Теория и практика управления современным образованием» (2017 г.), «Образование - достояние личности и государства-2018», в августе 2017 года в процессе работы студии творческого руководителя «Инновационная школа – новые педагогические возможности (школа, которую мы задумали), во время тематической консультации по теме: «Планирование работы школы на основе результатов диагностики педагогических кадров» (август 2017 г.)

Члены администрации приняли участие в Первой городской педагогической ассамблеи «Достояние образования»: в методическом круге идей «От мудрого наставника к творческому молодому руководителю», в работе городской выставки инновационного методического продукта «От идеи - к инновационной школе» с «Программой развития универсальных учебных действий (на ступени основного общего образования)».

Анализируя итоги работы, можно отметить, что используемые виды управленческой деятельности способствовали развитию управленческой компетенций педагога; формированию способности к постоянному профессиональному совершенствованию; формированию перспективного педагогического опыта; реальному повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, формированию готовности работать в условиях инновационных преобразований. На ряду с этим остаются актуальными вопросы по вовлечению педагогов в процесс разработки и ведения учительского сайта или блога, по повышению активности и эффективности участия педагогов в профессиональных конкурсах.

Списокт литературы:

1.Василенко Н. Школа будущего / Василенко Н. // Директор школы. – 2011. - № 4. – С.32 - 48.

2.Дмитренко Г.А., Олийник В.В., Ануфриева О.Л. Целевое управление: измерение результативности деятельности учеников и педагогов: Навч.-метод. пособие. – К.: УИПКККО, 1996. – 84 с.

3.Лазарев, В. С. Управление инновациями в школе [Текст] : учебное пособие / В. С. Лазарев. - М. : Центр педагогического образования, 2008.
4.Лекомцева Е. Н., Н. А. Мухамедьярова Структура организационно-управленческой компетентности педагога, работающего с талантливыми обучающимися // 10.05.16/ [Электронный ресурс] / - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-organizatsionno-upravlencheskoy-kompetentnosti-pedagoga-rabotayuschego-s-talantlivymi-obuchayuschimisya

( дата обращения: 15.10.19).

5. Сенновский И.Б. Управленческая деятельность учителя // 10.05.16/ [Электронный ресурс] / - Режим доступа: URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193230019&archive=1196815145&start_from=&ucat=& ( дата обращения: 14.10.19).

6. Хмель Ф.И. Основы менеджмента: Учебник. Вид. 2-ге, випр., доп. –К.: Академиздат, 2007 – 576с.

7. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С.117-137

9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!