СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях»

Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях

Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях

Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности учителя-логопеда и определяют новый подход к содержанию и организации логопедической работы в школе. Коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.
  • Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности учителя-логопеда и определяют новый подход к содержанию и организации логопедической работы в школе.
  • Коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.
СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя. 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 1. Неустойчивое внимание. 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 4. Недостаточное развитие связной речи. 3. Недостаточное развитие способности к переключению. 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

1. Неустойчивое внимание.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

4. Недостаточное развитие связной речи.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Содержание коррекционно-воспитательной работы (ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ)

I.1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

II.1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

1) устойчивости внимания;

I.2 Формирование полноценных учебных умений:

II.2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

1) планирование предстоящей деятельности:

2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

а) принятие учебной задачи;

2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

3) способности к запоминанию;

2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

б) активное осмысление материала;

4) способности к переключению;

3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда.

5) навыков и приёмов самоконтроля;

в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)

6) познавательной активности;

4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

5) обращение к учителю - логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

7) произвольности общения и поведения;

3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

 

6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

 

7) подведение итогов занятия;

8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

Личностные универсальные учебные действия :

Личностные универсальные учебные действия

:

Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные Логические Постановка и решение проблемы

Познавательные универсальные учебные действия

  • Общеучебные
  • Логические
  • Постановка и решение проблемы
 Можно предложить следующие виды заданий: -          составь задание товарищу; -          отзыв на работу товарища; -          групповая работа по составлению кластера; -           « отгадай, о ком говорим » ; -           « подготовь рассказ... » , « опиши устно... » , « объясни... » и т. д. Коммуникативные универсальные учебные действия

Можно предложить следующие виды заданий:

-          составь задание товарищу;

-          отзыв на работу товарища;

-          групповая работа по составлению кластера;

-          « отгадай, о ком говорим » ;

-          « подготовь рассказ... » , « опиши устно... » , « объясни... » и т. д.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия    Реализация регулятивных УУД в рамках логопедического занятия предполагает наличие заданий, направленных на актуализацию и «открытие» нового знания, обсуждение плана работы (картинного, в виде символов, опорных схем, вербального устного или письменного и т.п.). Подобные виды работ особенно важны с точки зрения совершенствования произвольной регуляции поведения, совершенствования функций переключения внимания.

Регулятивные универсальные учебные действия

  Реализация регулятивных УУД в рамках логопедического занятия предполагает наличие заданий, направленных на актуализацию и «открытие» нового знания, обсуждение плана работы (картинного, в виде символов, опорных схем, вербального устного или письменного и т.п.). Подобные виды работ особенно важны с точки зрения совершенствования произвольной регуляции поведения, совершенствования функций переключения внимания.

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию. «Будь внимателен!» ч м т о а ц р а о ц т а р л ы ц т о ч о р а и ч т ч ц о а а л ц т ч и рц м т ч о в ц о ч и ц р ч и в р а ц о т ч с и

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию.

«Будь внимателен!»

ч м т о а ц р а о ц т а р л ы ц т о ч о р а и ч т ч ц о а а л ц т ч и рц м т ч о в ц о ч и ц р ч и в р а ц о т ч с и

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану. Расскажи о звуке по плану-схеме Определи порядок действий

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.

  • Расскажи о звуке по плану-схеме
  • Определи порядок действий
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Линейка достижений 1)Я научился различать буквы Б и Д 2) Я старался  оценка от 0 до 5 - оценка от 0 до 5 – 3) Какую оценку я сам себе поставлю  оценка от 0 до 5 - Карта самонаблюдений Дата Я на занятии Старался писать без ошибок. Проверял свою работу. Работал внимательно. Писал аккуратно, разборчиво. Соблюдал дисциплину. Работал активно, поднимал руку.

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

  • Линейка достижений

1)Я научился различать буквы Б и Д 2) Я старался оценка от 0 до 5 - оценка от 0 до 5 –

3) Какую оценку я сам себе поставлю оценка от 0 до 5 -

  • Карта самонаблюдений

Дата

Я на занятии

Старался писать без ошибок.

Проверял свою работу.

Работал внимательно.

Писал аккуратно, разборчиво.

Соблюдал дисциплину.

Работал активно, поднимал руку.

  Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи, должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи, должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!