Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях
- Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности учителя-логопеда и определяют новый подход к содержанию и организации логопедической работы в школе.
- Коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.
СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.
2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.
1. Неустойчивое внимание.
3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
4. Недостаточное развитие связной речи.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Содержание коррекционно-воспитательной работы (ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ)
I.1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
II.1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
1) устойчивости внимания;
I.2 Формирование полноценных учебных умений:
II.2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);
1) планирование предстоящей деятельности:
2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
а) принятие учебной задачи;
2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
3) способности к запоминанию;
2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
б) активное осмысление материала;
4) способности к переключению;
3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда.
5) навыков и приёмов самоконтроля;
в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;
3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)
6) познавательной активности;
4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
5) обращение к учителю - логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
7) произвольности общения и поведения;
3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;
7) подведение итогов занятия;
8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).
Личностные универсальные учебные действия
:
Познавательные универсальные учебные действия
- Общеучебные
- Логические
- Постановка и решение проблемы
Можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание товарищу;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кластера;
- « отгадай, о ком говорим » ;
- « подготовь рассказ... » , « опиши устно... » , « объясни... » и т. д.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Реализация регулятивных УУД в рамках логопедического занятия предполагает наличие заданий, направленных на актуализацию и «открытие» нового знания, обсуждение плана работы (картинного, в виде символов, опорных схем, вербального устного или письменного и т.п.). Подобные виды работ особенно важны с точки зрения совершенствования произвольной регуляции поведения, совершенствования функций переключения внимания.
Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию.
«Будь внимателен!»
ч м т о а ц р а о ц т а р л ы ц т о ч о р а и ч т ч ц о а а л ц т ч и рц м т ч о в ц о ч и ц р ч и в р а ц о т ч с и
Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.
- Расскажи о звуке по плану-схеме
- Определи порядок действий
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
1)Я научился различать буквы Б и Д 2) Я старался оценка от 0 до 5 - оценка от 0 до 5 –
3) Какую оценку я сам себе поставлю оценка от 0 до 5 -
Дата
Я на занятии
Старался писать без ошибок.
Проверял свою работу.
Работал внимательно.
Писал аккуратно, разборчиво.
Соблюдал дисциплину.
Работал активно, поднимал руку.
Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи, должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.